Гюго Виктор
Гюго́ Викто́р, Виктор Мари Гюго (Victor Marie Hugo) (26.2.1802, Безансон – 22.5.1885, Париж), французский поэт, прозаик, драматург, общественный деятель. Один из крупнейших теоретиков романтизма.
Отец – Жозеф-Леопольд-Сигисбер Гюго (1773–1828), генерал наполеоновской армии. Мать – Софи-Франсуаза Требюше (1772–1821), дочь преуспевшего судовладельца, роялистка. Детство провёл в Марселе, на о. Корсика, на о. Эльба; учился в Марселе, затем в Мадриде. Во время обучения в Париже в лицее Людовика Великого (с 1817) занялся переводами и написанием стихов, в том числе од в духе классицизма. В юности находился под сильным влиянием творчества Ф.-Р. де Шатобриана (в 1816 записал в личном дневнике: «Хочу быть Шатобрианом или ничем!»). В 1819–1821 гг. посещал «сенакль» (литературный кружок) Ш. Нодье при библиотеке «Арсенал». Вместе с братьями Абелем Жозефом (1798–1855) и Эженом (1800–1837) издавал литературный журнал Conservateur littéraire, где печатались как художественные произведения (в том числе самого В. Гюго), так и рецензии. Был дружен с А. В. де Виньи, А. де Ламартином, Ш. Сент-Бёвом и другими литераторами.
Литературное наследие
Первые книги Гюго – поэтические сборники «Оды и разные стихотворения» («Odes et poésies diverses», 1822) и «Новые оды» («Nouvelles odes», 1824) – снискали ему репутацию ярого роялиста (в 1824 король Людовик XVIII, высоко оценив «Оды и разные стихотворения», назначил Гюго пенсию). В конце 1820-х гг. симпатизировал уже не королевской династии Бурбонов, а императору Наполеону I как представителю современного типа монарха, пришедшего к власти на волне революции.
В сборнике «Оды и баллады» («Odes et ballades», 1826) Гюго пытался уравнять в литературных правах «благородную» оду и «простонародную» балладу вопреки классицистической традиции разделения «высоких» и «низких» жанров. В поэтическом сборнике «Восточные мотивы» («Les Orientales», 1829; русский перевод 1914) обратился к тематике Востока, экспериментированию с метрикой, строфикой и языком.
Следующие сборники – «Осенние листья» («Les Feuilles d’automne», 1831; русский перевод 1832), «Песни сумерек» («Les Chants du crépuscule», 1835; русский перевод 1837), «Внутренние голоса» («Les Voix intérieures», 1837; русский перевод 1838), «Лучи и тени» («Les Rayons et les ombres», 1840; русский перевод 1841) – упрочили славу Гюго как поэта-романтика. Его ранней лирике присущи не только личные, но и гражданские мотивы. Например, в стихотворении «Друзья, скажу ещё два слова – и потом…» («Amis, un dernier mot…»), входящем в «Осенние листья», Гюго в ответ на события Июльской революции 1830 г. выразил идею служения поэта обществу:
Служить народу, моя Муза, мы должны.
Восторги чувств, семья уже не так важны,
Забудь страстей и грёз чудесную страну,
Я добавляю к лире новую струну!
Романтическую эстетику Гюго привносил и в драматургию – вопреки тогда ещё господствовавшим во французском театре принципам классицизма. Поэт называл романтизм «либерализмом в литературе» (Гюго В. Предисловие к «Эрнани» / Гюго В. Собрание сочинений в 15 томах. Москва, 1953. Т. 3. С. 170) и вместо античных, типических для классицистической трагедии сюжетов обращался к истории европейских стран Нового времени: Англии (драмы «Кромвель», «Cromwell», 1827; русский перевод 1915; «Мария Тюдор», «Marie Tudor», 1833; русский перевод 1899), Франции (драмы «Марион Делорм», «Marion de Lorme», 1831; поставлена в парижском «Театре де ла Порт-Сен-Мартен» в 1831; русcкий перевод 1873; «Король забавляется», «Le Roi s’amuse», 1832; русский перевод 1887; опера «Риголетто» Дж. Верди, поставлена в «Ла Фениче» в 1851), Испании (драмы «Эрнани», «Hernani», 1829, поставлена в 1830; русский перевод 1830; одноимённая опера Дж. Верди, 1844; «Рюи Блаз», «Ruy Blas», 1838; русский перевод 1868), Италии (драмы «Лукреция Борджиа», «Lucrèce Borgia», 1833; «Анжело, тиран Падуи», «Angelo, tyran de Padoue», 1835). В драме «Бургграфы» («Les Burgraves», 1843; русский перевод 1844) основой сюжета послужила немецкая средневековая легенда о Фридрихе I Барбароссе.
В предисловии к драме «Кромвель», ставшем одним из важнейших манифестов французского романтизма, Гюго отверг условности классицизма, в том числе теорию трёх единств, исторически обосновал «новый» театр и «новый» драматический язык, изложил свою концепцию свободной романтической драмы, сочетающей трагическое и комическое в духе пьес У. Шекспира, а также теорию конфликта как основы действия и эстетические возможности гротеска. Попыткой реализации этих принципов стала постановка «Эрнани» в «Комеди Франсез» 25 февраля 1830 г., сопровождавшаяся бурной реакцией зрителей и спорами критиков.
На исторические сюжеты написаны и прозаические произведения Гюго, начиная с первых опытов – повестей «Ган Исландец» («Han d’Islande», 1823; русский перевод 1833) и «Бюг Жаргаль» («Bug Jargal», 1826; русский перевод 1887) в духе популярного в те годы готического жанра. В повести «Последний день приговорённого к смерти» («Le Dernier jour d’un condamné», 1829; русский перевод 1830), написанной в форме дневника, Гюго в споре с готической традицией усилил психологическую обрисовку характеров.
«Собор Парижской Богоматери» («Notre-Dame de Paris», 1831; сокращённый русский перевод 1831–1832, полный 1862; балет «Эсмеральда», La Esmeralda, 1844, Ч. Пуньи; опера «Эсмеральда» А. С. Даргомыжского, 1847) – один из первых образцов исторического романа во Франции. Собор Нотр-Дам-де-Пари, названный в романе «каменной летописью веков», выступает не только местом действия, но и смысловым центром произведения. События разворачиваются в Париже в 15 в., который Гюго и современные ему историографы считали переходным от Средних веков к Возрождению, началом новых времён, когда религия и скованные ею нравы постепенно отступали перед «духом свободного исследования», т. е. духовной самостоятельности человека. В архитектуре Собора Парижской Богоматери, несмотря на сохранившиеся черты романского стиля, преобладает готика, в которой писатель видел торжество человеческого гения. Движение человеческого духа от схоластической скованности к внутренней свободе прослеживается и в судьбах персонажей. Так, архидьякон Клод Фролло, одержимый жаждой знания, занимается алхимией вопреки церковным запретам, однако другое искушение – любовь к уличной танцовщице Эсмеральде – становится для него роковым: герой погибает, так и не вырвавшись полностью из духовной несвободы. Горбатый звонарь Квазимодо, приёмный сын Фролло, в начале романа воплощает в себе не только физические уродства, но и духовную глухоту. Испытав потрясение, когда посреди издевательств и насмешек толпы одна лишь Эсмеральда проявляет к нему милосердие, герой начинает осознавать своё Я, в нём просыпается способность к индивидуальному чувству, и это проявление человеческого в Квазимодо есть первый шаг к его личностной самостоятельности.
С начала 1830-х гг. Гюго – главная фигура французского романтизма. Вокруг него группировались А. де Виньи, Т. Готье, А. де Ламартин, А. де Мюссе, Ж. де Нерваль, Ш. Сент-Бёв и другие литераторы. С 1841 г. член Французской академии. С 1845 г. пэр Франции. В 1849 г. председательствовал на Конгрессе мира в Париже. После государственного переворота 1851 г., приведшего к установлению Второй империи во Франции, участвовал в республиканском Комитете сопротивления. В 1852–1870 гг. жил в изгнании (Брюссель, английские о-ва Джерси и Гернси в проливе Ла-Манш), отказавшись от амнистии императора Наполеона III (1859). В эмиграции написал «Возмездия» («Les Châtiments», 1853) – стихи, направленные против Наполеона III, памфлет «Наполеон Малый» («Napoléon le Petit», 1852; русский перевод 1902) и книгу «История одного преступления» («Histoire d’un crime», 1877–1878; русский перевод 1878), а также сборники философской лирики «Созерцания» («Les Contemplations», 1856), «Песни улиц и лесов» («Chansons des rues et des bois», 1865). В 1870 г., после начала франко-прусской войны 1870–1871 гг., ускорившей падение империи и провозглашение Третьей республики, вернулся во Францию, участвовал в сборе средств на пушки для защиты Парижа от прусской армии. С 1871 г. депутат Национального собрания. Во время Парижской коммуны 1871 г. поддерживал коммунаров, предлагал им убежище в своём доме в Брюсселе (1871); став сенатором в 1876 г., требовал их амнистии.
В зрелом творчестве Гюго также звучат актуальные для его времени темы и идеи. В романе «Отверженные» («Les Misérables», 1862; русский перевод 1862) через авантюрный сюжет, колоритные, контрастные характеры и романтические мотивы (противостояние героя и толпы, неотвратимость судьбы) предстаёт картина жизни французского общества в 1-й трети 19 в. Изображая в духе социального романа богатство немногих и нищету массы простых людей, Гюго сохранял при этом надежды на справедливые общественные преобразования. Заявленная в ранних произведениях тема сочувствия к «маленькому человеку» получила у Гюго новый акцент: люди, отверженные обществом, униженные и бесправные, в социальной иерархии подобны муравьям, однако с точки зрения морали они нередко оказываются гигантами (эта идея, впервые высказанная в черновых набросках к роману «Отверженные», воплощена в образе бывшего каторжника Жана Вальжана). В романе «Труженики моря» («Les Travailleurs de la mer», 1866; русский перевод 1866) описано отчаянное противостояние человека обществу и природе – водной стихии. В романе «Человек, который смеётся» («L’Homme qui rit», 1869; русский перевод 1869) на примере жизни Гуинплена, ярмарочного актёра-уродца, который добился общественного признания и стал пэром Англии, поднят вопрос борьбы доброго и злого начал в мире и в человеческих душах. В последнем романе «Девяносто третий год» («Quatre-vingt-treize», 1874; русский перевод 1874) террору якобинцев во время Французской революции 18 в. автор противопоставил идею милосердия.
В поздних поэтических сборниках Гюго – «Грозный год» («L’Année terrible», 1872), «Искусство быть дедом» («L’Art d’être grand-père», 1877), «Четыре ветра духа» («Les Quatre vents de l’esprit», 1881), «Легенда веков» («La Légende des siècles», тома 1–3, 1859–1883) – звучат как личные и лирические мотивы, так и гражданские, и общечеловеческие. Например, сборник «Грозный год» пронизан сочувствием к падению Парижской коммуны 1871 г. В сборнике «Искусство быть дедом», адресованном внукам, Гюго переосмыслил жизнь и творчество, а в стихах «Легенды веков» рассмотрел судьбу человечества сквозь призму истории, мифов и преданий разных народов.
Большой интерес, помимо художественных произведений Гюго, представляют его статьи о литературе и отдельных писателях («Литература и философия», «Littérature et philosophie mêlées», 1834), публицистика («Дела и речи», «Actes et paroles», 1875–1876), переписка, очерки, путевые заметки, автобиографические сочинения.
Художественное наследие
Гюго – автор многочисленных (сохранилось свыше 3 тыс.) экспрессивных рисунков в русле романтизма, выполненных преимущественно тушью. В изгнании (1852–1870) писатель активно занимался графикой. Среди работ преобладают пейзажи (чаще всего виды моря и побережья), наряду с которыми Гюго также рисовал карикатуры, разрабатывал «космические» сюжеты («Планета», «Planète», около 1854, частная коллекция Д. Лахенмана), обращался к мотиву повешенного преступника и т. п. Экспериментировал с техникой: использовал трафареты, в том числе кружево, наносил тушь на бумагу пальцами, приближался к абстракционизму в рисовании «пятнами» и отпечатками, на поверхности гальки.
Роль Гюго в культуре
Творчество Гюго неразрывно связано с историей Франции и с жизнью современников, почитавших его как великого поэта и гражданина. В день похорон Гюго (1 июня 1885) был объявлен общенациональный траур, проститься с ним вышли около 2 млн (по другим сведениям – до 3 млн) человек. Прах Гюго покоится в Пантеоне в Париже.
Влияние Гюго как поэта ощутимо в творчестве Л. Арагона, Ш. Бодлера, П. Валери, П. Верлена, С. Малларме. Если во французской культуре Гюго воспринимается прежде всего как великий поэт, то в России он известен преимущественно своими романами. Русские писатели 19 в. воспринимали его творчество в целом с живым интересом (Ф. М. Достоевский), высоко оценивали его произведения (М. Горький, Л. Н. Толстой). Стихи Гюго переводили П. Г. Антокольский, А. М. Арго, А. А. Ахматова, В. Я. Брюсов, Н. С. Курочкин, В. В. Левик, М. Л. Лозинский, Л. Н. Мартынов, Л. А. Мей, А. Н. Плещеев, Е. Г. Полонская, Вс. А. Рождественский, Г. А. Шенгели, Т. Л. Щепкина-Куперник и др.
Гюго почитается как святой в каодаизме (фреска с его изображением, наряду с Сунь Ятсеном и Нгуен Бинь Кхиемом, украшает главный культовый храм в г. Тэйнинь).
Дома-музеи Гюго находятся, в частности, в Париже (открыт в 1903; см. Дом-музей Виктора Гюго), Сент-Питер-Порте (остров Гернси; открыт в 1927), Виандене (Люксембург; открыт в 1935).