Джаз
Джаз (англ. jazz; этимология неясна), род неакадемической музыки. Появился на Юге США в конце 19 – начале 20 вв. в результате взаимодействия афроамериканской и европейской музыкальных традиций, со временем распространился в США и Западной Европе, приобрёл массовую популярность благодаря бурному развитию грамзаписи и радиовещания.
Общие сведения
Стилевые признаки джаза легко узнаваемы; влияние джаза на слушателя подобно психотерапевтическому воздействию (гипнотизирующий эффект повторяющихся гармонических, мелодических оборотов или, напротив, возбуждающий – за счёт ритмического драйва). В джазе открытая чувственность впервые проникла как в тексты песен, так и в саму джазовую интонацию, отменяющую социальный регламент, «старомодный» этикет в поведении. С поп-музыкой джаз сближает ориентация на клише, охватывающие все сферы музыкальной выразительности: типовые гармонические прогрессии (в том числе золотые секвенции), ритмоформулы, однообразные остинато, несложные музыкальные формы и др. При отсутствии чёткой границы между джазом и поп-музыкой можно говорить о специфических джазовых интонационности, гармонии, отчасти ритмике.
Стилевые особенности
«Поводом» для создания джазовой композиции (в процессе её реализации, например, непосредственно на концертной сцене), как правило, служит джазовый стандарт, в США – преимущественно из репертуара Великого американского песенника. В помощь практикующим джазовым музыкантам публикуются сборники стандартов (т. н. real books), где музыка нотируется сокращённо (англ. lead sheet; на жаргоне – нитка). Редуцированная запись обусловлена представлением о доминирующей форме существования джаза как спонтанной реализации стандарта музыкантом-солистом или небольшим музыкальным ансамблем (англ. combo). При такой установке качество музыкальной реализации пьесы зависит не столько от выписанного текста, сколько от творческой фантазии и технического мастерства джазмена.
Джазовая мелодическая интонация примечательна широким применением экмелики, часто – микрохроматических звуковысотных отклонений, не фиксируемых в нотной записи. Исполнитель обязан вносить собственные вибрато, глиссандо, «оттяжки», «подъезды», опевание тонов звукоряда, без которых не мыслится подлинный джаз. Наиболее специфическое проявление джазовой мелодики – блюзовые ноты, которые условно понимаются как понижающие альтерации III, V и VII ступеней мажорной гаммы. Для реализации блюзового лада (разновидность мажоро-минора) характерно расслоение музыкальной ткани, при котором его звукоряд выдерживается в мелодии, а гармонизация имеет мажорную трезвучную основу. Экмелические украшения, обозначаемые как dirty tones (буквально с англ. – грязные звуки, нечистая интонация), органичны для голоса, духовых и струнных инструментов. На инструментах с равномерно-темперированным строем, прежде всего фортепиано, dirty tones имитируются с помощью форшлагов на «блюзовых» ступенях, вспомогательных и проходящих тонов, внедряющихся в структуру аккордов, из которых наиболее характерный – нонаккорд с расщеплением терции (типичное фактурное расположение: мажорная и минорная терции в разных регистрах образуют между собой уменьшённую октаву).
Джазовая гармония – частный случай расширенной тональности 20 в., сохраняющий безусловную опору на традиционные ладовые наклонения (мажор и минор). Наиболее выразительна аккордика джаза, в которой используются все разновидности септаккордов и нонаккордов, в том числе диссонирующие аккорды в функции тоники (например, большой минорный септаккорд c – es – g – h в тональности c-moll), реже используются квартаккорды и полиаккорды. Аккорды записываются сокращённо (латинской буквой нотируется басовый, преимущественно основной тон; цифрой и особыми графемами – указание на высотную интервальную структуру). Такая нотация, напоминающая генерал-бас, намечает аккордику лишь приблизительно, предоставляя конкретную реализацию гармонической вертикали исполнителю-импровизатору.
Импровизация, которую часто называют основным признаком джаза как такового, в действительности уходит корнями в традиции народного музицирования и, с другой стороны, соответствует методу классических фигурационных вариаций. Искусство джазовой импровизации (как и всякой другой) состоит в умении расцветить (орнаментировать) заданную тему и обыграть гармонический квадрат, достигнув при этом максимальной индивидуализации. Специфически джазовое клише – прерывание импровизации (в ансамбле и оркестре) с помощью риффа (короткого мелодико-гармонического остинато, восходящего к респонсорной структуре афроамериканского госпела).
Джазовая композиция складывается в виде песенного куплета, блюзового квадрата либо простой трёхчастной формы. Для джазовой фактуры типично стремление к стройному и насыщенному звучанию вертикали, к естественности расположения аккордов. Характерный приём – блок-аккорды, усиление («утолщение») мелодической линии линеарными гармониями, преимущественно септаккордами (подобные гармонические пласты известны в истории музыки с 15 в., например, в технике фобурдона; встречаются и в академической музыке 20 в.). Одним из главных энтузиастов внедрения блок-аккордов был пианист Дж. Ширинг. В оркестровой фактуре блок-аккорды, расписанные для кларнета, 2–3 альтовых и 1–2 теноровых саксофонов, дают специфический плотный приятный саунд, т. н. миллертон («Miller sound», по имени Гленна Миллера, в оркестре которого был введён этот фактурный приём).
Некоторые виды джаза характеризуются своими ритмическими особенностями. Например, в буги-вуги и свинге обязательно «сглаживание» остроты пунктирного ритма. Хотя в основе джаза лежит традиционная регулярная акцентная метрика, встречаются эксперименты со смешанными метрами (знаменитая пьеса «Take five» Пола Дезмонда в размере 54), нестандартные группировки нот (пьеса «Blue rondo à la turk» – «Блюзовое рондо в турецкой манере» Дейва Брубека в размере 98, но с группировкой долей 2 + 2 + 2 + 3].
Исторический очерк. Стили, направления, школы
Джаз зародился в импровизационных формах народного творчества, в трудовых, религиозных, светских песнях афроамериканцев, а также в танцевально-бытовой музыке белых поселенцев США. Термин «джаз» начал распространяться в 1920-х гг.; первоначально так назывались небольшие оркестры (джаз-бэнды), а также исполняемая ими музыка.
В 1900–1910-х гг. сформировался новоорлеанский стиль джаза, для которого характерна коллективная импровизация мелодической группы оркестра (корнет, кларнет, тромбон) на фоне аккомпанемента ритм-группы (ударные, духовой или струнный бас, банджо, иногда фортепиано).
Постепенно установились нормы исполнения танцевальных пьес, в которых предусматривалась сольная импровизация после коллективного изложения основной темы. Этим характеризуется чикагский стиль 1920-х гг. (наиболее известные представители – корнетист и трубач Кинг Оливер, Луи Армстронг).
В начале 1930-х гг. появился стиль свинг, связанный с деятельностью больших (преимущественно духовых) оркестров – биг-бэндов. Для него типична особая аранжировка, в которой противопоставляется звучание групп мелодических инструментов (4–5 саксофонов, 3–4 трубы, 3–4 тромбона) и ритм-группы. Большую известность приобрели оркестры Флетчера Хендерсона, Дюка Эллингтона, несколько позднее – Бенни Гудмена, Томми Дорси, Каунта Бейси. Особую популярность завоевали коммерческая разновидность джаза (поп-музыка с «привкусом» джаза) и симфоджаз. Крупнейшим представителем последнего стал Пол Уайтмен (известен как заказчик «Рапсодии в стиле блюз» Дж. Гершвина).
В начале 1940-х гг. в результате творческих поисков афроамериканских музыкантов (альт-саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианисты Бад Пауэлл, Телониус Монк и др.), сгруппировавшихся вокруг нью-йоркского клуба «Бёрдленд» (Birdland) и не удовлетворённых развлекательно-танцевальной функцией джаза, был создан стиль бибоп, в котором использовались диссонантные темы, усложнилась гармония, увеличилась роль личности импровизатора.
В противовес «горячему», нервному бибопу в 1950-х гг. возник стиль кул (англ. cool, буквально – прохладный), соединивший виртуозную импровизационную технику с традиционными композиционными средствами (в том числе с имитационной полифонией), мягким звукоизвлечением, спокойной исполнительской манерой.
В дальнейшем получили развитие стиль прогрéссив (англ. progressive jazz; оркестры Стена Кентона и Б. Рибёрна), с присущим ему массивным, тяжёлым оркестровым звучанием, и т. н. третье течение, синтезировавшее авангардную академическую музыку и джаз (валторнист Г. Шуллер, пианист Дж. Льюис).
Начиная с 1950-х гг. появилось большое количество различных джазовых школ, направлений, стилей: хард-боп (от англ. hard – твёрдый, жёсткий), фри-джаз (от англ. free – свободный, вольный; Орнетт Коулман, Дон Черри), модальный джаз (трубач Майлз Дейвис, тенор-саксофонист Джон Колтрейн), джаз-рок (пианисты Чик Кориа, Херби Хэнкок, Джо Завинул, гитарист Дж. Маклафлин, скрипач Ж.-Л. Понти) и др.
Общепризнанные мастера джаза – певицы Элла Фицджералд и Сара Воан, пианисты Оскар Питерсон и Билл Эванс, альт-саксофонист Чарли Паркер, скрипач С. Граппелли, гитаристы Джанго Рейнхард и Джо Пасс, контрабасист Чарли Мингус, вибрафонист Гэри Бёртон, вокальный ансамбль Manhattan Transfer и др.
В результате взаимодействия джаза с модными танцевальными ритмами и фольклором возникли ритм-энд-блюз, рок-н-ролл, босса-нова, соул, фанк, джаз-рок, смус-джаз (от англ. smooth – гладкий, ровный; «сглаженный» джаз) и другие направления. Для западной массовой культуры характерна ситуация, когда и музыку в облегчённых стилях «с элементами джаза», и подлинный джаз зачастую исполняли одни и те же музыканты. Таковы, например, инструменталисты, развивавшие фьюжн: Майлз Дейвис, Чик Кориа, Херби Хэнкок, гитаристы Джон Скофилд и Пат Метени, бас-гитарист Маркус Миллер и многие другие.
Знаменитые американские джазовые музыканты традиционно выступают на Ньюпортском джазовом фестивале – крупнейшем в США и одном из самых авторитетных в мире.
Отражение джазовой культуры в академической музыке
Хотя элементы джазовой ритмики, гармонии, мелодики использовали многие академические композиторы – К. Дебюсси, М. Равель, П. Хиндемит, Д. Мийо, Дж. Гершвин, Л. Бернстайн, И. Ф. Стравинский и др., в целом первоначальная реакция на джаз в странах Европы и в СССР была неоднозначной, от резкого неприятия интеллектуалами гедонистической развлекательности («пошлое озорство ада» – Т. Манн), превратно понятой социальной ангажированности джаза («музыка толстых» – М. Горький) до осторожной заинтересованности профессионала (подлинно американская музыка, по мнению С. В. Рахманинова).
Распространение джаза
Появление самобытных джазовых музыкантов неамериканского происхождения способствовало становлению национальных джазовых школ. В силу культурной и языковой близости к США джазовые сцены появились в Канаде, Великобритании, Ирландии, Австралии и других странах. В числе стран, наиболее активно культивирующих джаз, – Франция, Германия, Нидерланды, Дания, Норвегия, Италия, Швейцария.
Едва ли не во всех странах, воспринявших культуру джаза, проводятся фестивали; наиболее значительные среди них – международные фестивали: Джазовый фестиваль в Монтрё, Копенгагенский (с 1979) и Монреальский (с 1980), North Sea Jazz Festival (с 1976, изначально проводился в Гааге, с 2006 – в Роттердаме), Java Jazz Festival в Джакарте (с 2005, один из крупнейших в Южном полушарии).
В России развитие джаза имеет свои особенности. Первым джазовым коллективом в стране стал «Эксцентрический джаз-банд» В. Я. Парнаха (Москва, 1922). Наиболее заметное явление – «Теа-джаз» Л. О. Утёсова (Ленинград, 1929), осуществивший ряд театральных постановок и снявшийся в фильме «Весёлые ребята» (1934), в котором элементы джаза соединялись со стилистикой советской массовой песни (Н. Г. Минх предлагал называть такую разновидность лёгкой музыки песенным джазом). В целом представления советских музыкантов о джазе сильно отличались от американских и не включали такие его стилевые черты, как блюзовые ноты, усложнённая гармония, индивидуальная импровизация. Так, Д. Д. Шостакович написал две Сюиты для джаз-оркестра (1934, 1938), где на джаз, видимо, должно указывать наличие саксофона, в остальном же это подборка «обычной» лёгкой музыки.
Эксцентричная манера поведения джазистов, громогласное звучание джаз-бэндов, бесцеремонность и «развязность» джазовой интонации вызвали отрицательную реакцию М. А. Булгакова – в романе «Мастер и Маргарита» джаз-оркестр, представленный в виде зоопарка, играет на балу у сатаны.
Развитию джаза в СССР способствовали руководители эстрадных и танцевальных оркестров и талантливые аранжировщики А. Н. Цфасман, А. В. Варламов, Эдди Рознер, Н. Г. Минх и др. В 1936 г. был создан Джаз-оркестр СССР (руководители М. И. Блантер, Варламов, В. Н. Кнушевицкий). С середины 1950-х гг. организовывались джаз-оркестры О. Л. Лундстрема, К. Г. Певзнера, Р. Паулса и др. В 1960-х гг. на базе оркестров, а также джаз-клубов и молодёжных кафе возникли малые исполнительские составы, тяготеющие к камерным стилям джаза. В 1960-х –1980-х гг. получили известность солисты К. Г. Носов (труба), Г. А. Гаранян, А. Н. Зубов, В. Н. Чекасин (саксофон), К. И. Бахолдин (тромбон), А. А. Кузнецов (гитара), В. Мустафа-заде, И. М. Бриль, Л. А. Чижик (фортепиано), В. Л. Горский (фортепиано и другие клавишные инструменты), ансамбль Д. С. Голощёкина, трио В. Ш. Ганелина, коллективы «Каданс» Г. К. Лукьянова, «Аллегро» Н. Я. Левиновского, «Арсенал» А. С. Козлова, с 1990-х гг. – солисты И. М. Бутман, С. Ф. Летов (саксофон), Д. Б. Крамер (фортепиано) и др.