Прециозность
Прецио́зность (от франц. préciosité, от précieux – изысканный, утончённый), течение во французской литературе середины 17 в.; одно из проявлений барокко, близкое консептизму, гонгоризму, маринизму.
Прециозность сформировалась в парижском салоне М. де Скюдери и получила распространение в светском обществе, прежде всего в кружках К. де Рамбуйе и М.-М. де Лафайет. Сторонники прециозности, считая главным достоинством человека галантность в манерах, учтивость и умение вести беседу, вдохновлялись куртуазной литературой, идеалами неоплатонизма, петраркизма, а также трактата «Придворный» Б. Кастильоне. В творчестве они воспевали возвышенную, лишённую плотского начала любовь, пропагандировали «очищенный» от тривиальной лексики язык, активно использовали метафоры, эвфемизмы, перифразы.
Среди известных представителей: М. де Пюр [роман «Прециозница, или Тайны алькова» («La prétieuse, ou Les mystères de la ruelle», 1656–1658)], К. Сомез [«Большой словарь, или Ключ к языку альковов» («Le grand dictionnaire, ou La clef de la langue des ruelles», 1660)], М. Л. де Гомбервиль, Ж. де Скюдери, В. Вуатюр, Г. де Ла Кальпренед, П. Пелиссон, И. де Бенсерад.
Прециозная литература подвергнута критике в произведениях Н. Буало (трактат «Поэтическое искусство», памфлет «Герои романов»), Мольера (комедии «Смешные жеманницы», «Учёные женщины») и др.