Мальро Андре
Мальро́ Андре́ (André Malraux) (3.11.1901, Париж – 23.11.1976, Кретей, близ Парижа; похоронен в парижском Пантеоне), французский писатель, публицист, общественный деятель.
Сын банкира. После развода родителей (1905) воспитывался бабушкой. С 18 лет работал в издательстве. В 1920-х гг. получил известность в интеллектуальных кругах Парижа.
Дебютировал поэтическим сборником «Бумажные луны» («Lunes en papier», 1921), в котором отразилось увлечение символизмом и кубизмом. Учился в школе восточных языков (не окончил). В 1923–1926 гг. совершил путешествие в Индокитай. Вдохновлённое идеями О. Шпенглера и Ф. Ницше эссе «Искушение Запада» («La tentation de l'Occident», 1926) посвящено сопоставлению европейской и азиатской культур; предвещая многие идеи экзистенциализма, Мальро отверг европоцентризм и рассуждал о духовной пустоте своих соотечественников после «смерти Бога».
В романах придерживался воззрений радикальной интеллигенции троцкистского толка, выступая против буржуазного уклада жизни; их главный герой – бунтарь-одиночка, смело отстаивающий свои революционные принципы, несмотря на жестокость окружающего мира: «Завоеватели» («Les conquérants», 1928), «Королевская дорога» («La voie royale», 1930), «Удел человеческий» («La сondition humaine», 1933), «Годы презрения» («Le temps du mépris», 1935; русский перевод 1935), «Надежда» («L'espoir», 1937; русский перевод 1939), «Орешники Альтенбурга» («Les noyers de l'Altenburg», 1943).
В 1930-х гг. много путешествовал; симпатизируя коммунистическим идеалам, принимал участие в Испанской революции 1931–1939 гг. на стороне республиканцев. Во время Второй мировой войны 1939–1945 гг. боролся с немецким фашизмом, дважды оказывался в плену, бежал, в чине полковника командовал танковой бригадой «Эльзас-Лотарингия».
Министр информации (1945–1946) и культуры (1959–1969) в правительствах Ш. де Голля; активно занимался пропагандой французской культуры в мире. Убеждённый в решающей роли музеев в формировании взглядов европейцев, Мальро поощрял проведение выставок, деятельность домов культуры и др.
С 1945 г. писал преимущественно эссе об искусстве, собранные в книгах «Психология искусства» [«Psychologie de l'art», тома 1–3, 1947–1950; последующее издание под названием «Голоса безмолвия» («Les voix du silence», 1951)], «Сатурн. Судьба, искусство и Гойя» («Saturne. Le destin, l'art et Goya», 1947), «Воображаемый музей мировой скульптуры» («Le musée imaginaire de la sculpture mondiale», тома 1–2, 1952–1954), «Метаморфозы богов» («La métamorphose des dieux», 1957) и др.
В центре эстетических воззрений Мальро – понятие «воображаемого музея» как совокупности всех существующих произведений живописи, скульптуры, литературы, находящихся в сложном «диалоге» друг с другом. По его мысли, искусство в современном мире занимает место «умершего» Бога; для художника творчество становится способом победить экзистенциальное рабство, судьбу и превратить свою жизнь в вечное деяние.
Автор книг воспоминаний «Антимемуары» («Antimémoires», 1967; русский перевод 2005) и др.
Жизни и творчеству Мальро посвящён спектакль М. Бежара «Мальро, или Метаморфозы богов» («Malraux ou, La Métamorphose des dieux», 1986).