Бунин Иван Алексеевич
Бу́нин Ива́н Алексе́евич [10(22).10.1870, Воронеж – 8.11.1953, Париж, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа], русский писатель, переводчик. Дворянин.
Отец – Алексей Николаевич Бунин (1827–1906), участник Крымской войны 1853–1856 гг., помещик Орловской и Тульской губерний, практически полностью разорившийся из-за неумелого ведения хозяйства. Мать – Людмила Александровна, урождённая Чубарова (около 1835 – 1910). Бунин провёл детство в имении на хуторе Бутырки в Елецком уезде Орловской губернии. Учился в Елецкой гимназии (1881–1886), после исключения из неё за неявку с каникул и невзнос платы за обучение продолжал образование под руководством старшего брата Юлия (1857–1921), участника революционного движения, примыкавшего к организации «Чёрный передел». В 1886–1889 гг. жил с родителями в имении Озёрки Елецкого уезда (отсюда – доскональное знание реалий мелкопоместной и крестьянской жизни). Первая публикация (стихотворение «Над могилой Надсона») состоялась в газете «Родина» (22 февраля 1887). Успешно дебютировав как поэт (уже в 1888 его стихи печатались в популярных «Книжках "Недели"»), был приглашён к сотрудничеству в газете «Орловский вестник» (осень 1889), в качестве приложения к которой в 1891 г. вышла его первая книга «Стихотворения 1887–1891 гг.».
С 1889 г. на протяжении длительного времени постоянно менял место жительства. С 1895 г. жил исключительно литературным трудом. Известность ему принесли прозаический сборник «"На край света" и другие рассказы» (1897), сборник стихотворений «Под открытым небом» (1898), а также отмеченные в 1903 г. Пушкинской премией Петербургской АН перевод поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (1896) и поэтический сборник «Листопад» (1901). Осенью 1909 г. Бунину присуждена вторая Пушкинская премия. В том же году избран почётным академиком Петербургской академии наук.
В рассказах 1900-х гг. начали выявляться характерные особенности бунинского художественного видения, связанного с реалистической традицией (И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов), но одновременно во многом сближающегося с модернистскими веяниями эпохи: неустранимый трагизм, вызванный осознанием бренности человеческого существования, утверждение метафизической природы социальных противоречий и приоритета «родового», национально-психологического над социально-классовым (общность «славянской души» у мужиков и дворян в его произведениях, посвящённых русской деревне и провинции), принципиальной иррациональности личности; своеобразный панэстетизм. Вместе с тем Бунин был яростным порицателем крайностей модернистского искусства (речь на юбилее газеты «Русские ведомости», 1913; «Воспоминания», 1950). Черты «модерности» (как выражался позднее сам Бунин) усиливаются в его произведениях 1910-х гг. Широкий общественный резонанс творчество Бунина получило после выхода повестей «Деревня» (1910), «Суходол» (1912), «путевых поэм» – лирических рассказов 1907–1911 гг., овеянных образами Ветхого Завета, мусульманских преданий (собраны в цикле «Храм солнца», 1917, переиздан с дополнениями под названием «Тень птицы» в 1931), а также рассказов «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Сны Чанга» и др. В попытке раскрыть бытийные праосновы жизни Бунин сближается с «неореалистическими» тенденциями в прозе (С. Н. Сергеев-Ценский, А. Н. Толстой, М. М. Пришвин и др.). Его поэзия зрелого периода нередко оказывается созвучной поискам русских постсимволистов (акмеистов, раннего В. Ф. Ходасевича и др.) с их «неоклассицистскими» и «парнасскими» устремлениями.
Был дважды женат. Первым браком (1898, разъехались в 1899, развелись в 1922) на дочери редактора одесского издания «Южное обозрение» Анне Николаевне Цакни (1879–1963); вторым браком (вместе с 1907, обвенчались в 1922) на Вере Николаевне Муромцевой (1881–1961), племяннице С. А. Муромцева.
Октябрь 1917 г. Бунин воспринял как трагедию российской национальной культуры и крах традиционной цивилизации. С 1920 г. жил в эмиграции в Париже, а в 1923–1945 гг. преимущественно в г. Грас близ Ниццы. Впечатления от революции нашли отражение в цикле статей «Окаянные дни» (публиковались в эмигрантской периодике с 1925, впервые собраны в 1935). Отрицательное отношение к большевикам и советскому правительству Бунин сохранил до конца жизни. Однако в период Второй мировой войны сочувствовал Советской Армии; высоко оценил поэму А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»; в 1946 г. рассматривал возможность возвращения на родину.
В 1928–1939 гг. частями публиковался роман «Жизнь Арсеньева» (полностью в 1952), который стал новым этапом в развитии русской психологической прозы. Идея об универсальной роли памяти сближает его с романами М. Пруста, однако у Бунина «утерянное время» воссоздаётся посредством не рационально-аналитического, а интуитивно-метафизического постижения загадок подсознания, а через них – самого феномена бытия. Показательно отрицание автором автобиографичности (в общепринятом смысле) этого романа, построенного на материале собственной жизни.
Своим наивысшим литературным достижением сам Бунин считал книгу «Тёмные аллеи» (1943; 2-е, дополненное издание, 1946) – рассказы о любви, для которых характерны необычайная сжатость сюжета, виртуозная прихотливость композиции, острота в отображении напряжённых душевных переживаний героев.
Отвергая возможность постичь тайны бытия посредством какой-либо конкретной религиозной или философской доктрины, Бунин в своём творчестве явил некий мировоззренческий синтез: он расширил горизонты мирочувствования путём обращения к буддизму (особенно явственно в книге «Освобождение Толстого», 1937), даосизму и другим восточным учениям. Органически укоренённый в традиционной русской культуре, Бунин одновременно сумел привнести в неё ряд идейно-эстетических новаций, неосознанно сближаясь с «философией жизни» А. Бергсона, феноменологией Э. Гуссерля, экзистенциализмом. В 1933 г. стал первым русским писателем – лауреатом Нобелевской премии, присуждённой ему «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».