Цветаева Марина Ивановна
Цвета́ева Мари́на Ива́новна [26.9(8.10).1892, Москва – 31.8.1941, Елабуга], русский поэт, прозаик, драматург.
Дочь И. В. Цветаева. Детские годы М. И. Цветаевой прошли в Москве и Тарусе. Училась в московской гимназии, пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия); прослушала курс лекций в Сорбонне. Обладала музыкальными способностями, в 1898–1902 гг. обучалась игре на фортепиано в Музыкальном училище Зограф-Плаксиной.
Стихи писала с детства; увлекалась творчеством Э. Ростана. В 1910 г. на собственные средства выпустила первый поэтический сборник «Вечерний альбом» – лирический дневник юной, романтически настроенной души, получивший одобрительные отзывы В. Я. Брюсова, М. А. Волошина, Н. С. Гумилёва. Летом 1911 г. гостившая у Волошина в Коктебеле Цветаева познакомилась с С. Я. Эфроном, в 1912 г. вышла за него замуж. В том же году опубликован поэтический сборник «Волшебный фонарь», в 1913 г. – сборник «Из двух книг». Лирика раннего периода не примыкавшей ни к каким литературным направлениям или школам Цветаевой в ритмическом отношении по большей части традиционна, отмечена музыкальностью и напевностью стиха. В конце 1915 г. подготовлен сборник «Юношеские стихи» (не издан), знаменовавший переход к зрелой романтике; в него вошли, в частности, стихотворения: «Идёшь, на меня похожий…», «Моим стихам, написанным так рано…», «Уж сколько их упало в эту бездну…» (все 1913) и др.
Произведения, созданные в 1916 г., в том числе «Никто ничего не отнял!..», «Ты запрокидываешь голову…», «Откуда такая нежность?..», обращённые к О. Э. Мандельштаму, и другие, которые позднее войдут в книгу «Вёрсты» (выпуск 1, 1922); циклы «Стихи к Блоку» («Имя твоё – птица в руке…», «Ты проходишь на Запад Солнца…», «Думали – человек!..» и др.), «Стихи о Москве» («Облака – вокруг…», «Из рук моих – нерукотворный град…», «Семь холмов – как семь колоколов!..» и др.), «Стихи к Ахматовой» («О, Муза плача, прекраснейшая из муз!..», «Ты солнце в выси мне застишь…» и др.) – взлёт поэтического мастерства М. И. Цветаевой. Обозначаются центральные темы её творчества – любовь, поэзия, Россия; формируется отмеченный ярким ритмико-интонационным своеобразием экспрессивный и энергичный поэтический стиль, в котором ритмы фольклорных жанров (причитаний, частушек, раёшника, народной песни, городского романса и др.) сочетались с разговорными интонациями, «высокая» лексика с простонародной, широко использовались анжамбманы, тире, вопросы и восклицания, особое внимание уделялось игре звуков и слов.
Октябрьскую революцию 1917 г. М. И. Цветаева не приняла. В 1917–1920 гг. написан лирический цикл «Лебединый стан» (опубликован частично в 1922, полностью в 1957 в Мюнхене, на родине Цветаевой – в 1991), где воспеты Добровольческая армия, в которую ушёл служить Эфрон, и Белое движение. В конце 1910-х гг. происходит сближение Цветаевой с вахтанговской Третьей студией Московского художественного театра, для которой она пишет пьесы в стихах «Червонный валет» (1918), «Метель» (1918), «Фортуна» (1919), «Приключение» (1919), «Каменный ангел» (1919), а также «Феникс» (1919, опубликована под названием «Конец Казановы», 1922), которые, однако, не были поставлены. В этот же период созданы пронизанные фольклорным, сказочно-былинным началом поэмы «Царь-девица» (1920, отдельным изданием 1922), «Мóлодец» (1922, издана в 1924), «Переулочки» (1923); поэма «На Красном коне» (1921).
В 1922 г. Цветаева выехала с дочерью Ариадной в Берлин, где встретилась с мужем; до 1925 г. семья жила под Прагой, затем, после рождения сына, – в Париже. За границей вышли поэтические книги: «Стихи к Блоку» (1922), «Разлука» (1922), «Психея. Романтика» (1923), «Ремесло» (1923); опубликованы исполненные страсти и драматизма «Поэма Горы» и «Поэма Конца» (обе 1924, опубликованы в 1926), воссоздающие историю увлечения Цветаевой другом Эфрона и его сокурсником по Пражскому университету К. Б. Родзевичем; «лирическая сатира» «Крысолов» (1925–1926) на материале немецкого фольклора, проникнутая антифилистерским пафосом; трагедии на античные сюжеты «Ариадна» (1924, опубликована под названием «Тезей» в 1927), «Федра» (1927, опубликована в 1928). Важным событием духовной жизни Цветаевой стала в 1926 г. переписка с Б. Л. Пастернаком и Р. М. Рильке (которого Цветаева лично не знала); на смерть Рильке Цветаева откликнулась поэмой «Новогоднее» (1927). Во второй половине 1920-х гг. созданы наиболее сложные в формальном отношении произведения – «Попытка комнаты» (1926, опубликована в 1928), «Поэма лестницы» (1926), «Поэма воздуха» (1927, опубликована в 1930) и др. Цветаева печаталась во многих периодических изданиях русского зарубежья, однако её творчество было чуждо основным течениям эмигрантской поэзии. Последний прижизненный сборник «После России. 1922–1925» (1928) – вершина зрелой лирики М. И. Цветаевой, в котором присущий творчеству Цветаевой в целом неизбывный трагизм столкновения поэта с окружающим миром проявился особенно ярко, был встречен, за редким исключением, негативными отзывами.
В начале 1930-х гг. отчуждение и одиночество Цветаевой всё более усилились, в том числе из-за просоветских настроений её дочери и мужа, сотрудничавшего с советскими спецслужбами и причастного к деятельности Союза возвращения на родину. В этот период основное место в творчестве Цветаевой занимает проза, главным образом лирико-мемуарного характера: этюды об А. Белом, М. А. Кузмине, М. А. Волошине, В. Я. Брюсове, Б. Л. Пастернаке и других; «Повесть о Сонечке» (1937, памяти актрисы Вахтанговской студии Софьи Голлидей), воспоминания о детских годах – «Дом у старого Пимена» (1933), «Сказка матери», «Мать и музыка» (оба 1934) и др. М. И. Цветаева писала также статьи о поэзии и искусстве – «Поэт о критике» (1926), «Эпос и лирика современной России» (1932), «Искусство при свете совести» (1932–1933) и другие, книга «Мой Пушкин» (1937). Пронизанная романтическим пафосом проза Цветаевой сохраняет основные приметы её поэтического стиля – порывистую страстность, метафоричность, ассоциативность. Ярким образцом антифашистской лирики стал последний поэтический цикл Цветаевой – «Стихи к Чехии» (1938–1939), связанный с оккупацией Чехословакии гитлеровской Германией.
Летом 1939 г. М. И. Цветаева вместе с сыном вернулась в СССР, вслед за уехавшими на родину в 1937 г. дочерью, а затем (после провала спецоперации Народного комиссариата внутренних дел СССР) мужем; зарабатывала на жизнь поэтическими переводами (И. Я. Франко, Ш. Бодлер, Ф. Гарсия Лорка и др.). 27 августа 1939 г. по обвинению в шпионаже арестована дочь Ариадна (отбывала заключение в лагерях до 1948; реабилитирована в 1955); 10 октября 1939 г. арестован муж (расстрелян 16 октября 1941). В августе 1941 г. М. И. Цветаева уехала с сыном в эвакуацию в Елабугу; в состоянии глубокой психологической подавленности покончила с собой.
Произведения Цветаевой вновь стали публиковаться на родине с 1956 г.
Сестра – А. И. Цветаева.