Монтескьё Шарль Луи
Монтескьё Шарль Луи́, Шарль Луи де Секонда, барон де Ла Бред и де Монтескьё (Charles Louis de Seconda, baron de La Brède et de Montesquieu) (18.1.1689, Ла-Бред, близ Бордо – 10.2.1755, Париж), французский писатель, философ.
Выходец из гасконского аристократического рода. Получил классическое образование в коллеже ораторианцев (окончил в 1705), изучал право в Бордо и Париже. В 1716 г., после смерти дяди, унаследовал должность вице-президента парламента Бордо и титул барона де Монтескьё. Разочаровавшись в государственной службе, посвятил себя занятиям историей, правом и естествознанием.
Дебютировал в литературе эпистолярным романом «Персидские письма» («Lettres persanes», 1721, русский перевод 1789), ставшим одной из вершин французской философской и сатирической прозы 18 в. Отдавая дань господствовавшей моде на восточный экзотизм, Монтескьё изобразил в качестве главных действующих лиц персов Узбека и Рику. В своих посланиях герои с позиции близкого к природе «естественного» сознания критически оценивают французскую реальность последних лет царствования Людовика XIV с присущими ей падением нравов, усилением деспотизма и ханжества.
В 1726 г. переехал в Париж, где посещал литературные салоны, в том числе А.-Т. де Ламбер и М. дю Деффан. Творчество Монтескьё «светского» периода отличается интересом к лёгким эротико-мифологическим сюжетам и в целом развивается в русле рококо: прозаические пасторали «Книдский храм» («Le Temple de Gnide», 1724, русский перевод 1770) и «Путешествие на Пафос» («Voyage а̀ Paphos», 1727).
В 1728 г., продав должность в парламенте Бордо, отправился в путешествие по Европе. В 1728–1731 гг. жил в Англии, где увлёкся философией Дж. Локка и изучением английской политической системы. Критика ничем не ограниченной единоличной власти содержится в диалоге «Сулла и Евкрат» («Sylla et Eucrate», до 1727). В трактате «Опыт о вкусе» («Essai sur le goût», изданном в «Энциклопедии...» Д. Дидро в 1757) выступил сторонником классицизма. Долгое время вёл дневник. Максимы, афоризмы, заметки Монтескьё были опубликованы посмертно в сборнике «Мысли» («Penseés», 1899).
Широкую известность получили «Рассуждения о причинах величества римского народа и его упадка» («Considérations sur les causes de la grandeur de Romains et de leur dе́cadence», 1734, русский перевод 1769) и трактат «О духе законов» («De l’esprit des lois», 1748, русский перевод, части 1–4, 1809–1814). Монтескьё выделял в них три основные формы правления: республику, монархию и деспотию. При республиканском правлении верховная власть находится в руках всего народа или его части, а предпосылкой появления республик являются гражданские добродетели. Монархия, управляемая одним лицом, не может существовать без «принципа чести». Деспотизм же, использующий власть по своему произволу, нуждается в постоянном страхе подданных перед наказаниями. Политический идеал Монтескьё – конституционная монархия, организованная по образцу английской. Вслед за Дж. Локком отстаивал принцип разделения властей в государстве (законодательной, исполнительной и судебной) и полагал, что их смешение ведёт к деспотизму.
Монтескьё ставил формы правления в прямую зависимость от географической среды – климата, почвы и рельефа местности. Холодный (среднеевропейский) климат он считал благоприятным для установления политической свободы, в то время как жаркий – способствующим «духу рабства». Аналогично в «бесплодной» почве видел предпосылку воспитания у людей изобретательности, мужества, воздержанности и, как следствие, установления республиканской формы правления. Рельеф местности, по Монтескьё, определяет величину территории государства: на обширных равнинах возникают государства большой протяжённости, а на пересечённой местности – государства малых и средних размеров, при этом обширные государства могут управляться только деспотической властью, в малых же странах закономерно возникают республики. «Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа» («О духе законов», книга 19, глава 4), характеризующий образ жизни, действий, поведения определённой исторической общности людей.
C 1728 г. член Французской академии.
Идеи Монтескьё оказали влияние на К. А. Гельвеция, Ж.-Ж. Руссо, Т. Джефферсона, А. Фергюсона, а также на представителей географической школы в социологии. Обоснованный им принцип разделения властей был использован составителями американской конституции 1787 г.