Одоевцева Ирина Владимировна
Одо́евцева Ири́на Влади́мировна (настоящие имя, отчество и фамилия – Ираида Густавовна Гейнике, латыш. Iraīda Heinike) [23.7(4.8.).1895, Рига – 15.10.1990 (по другим сведениям – 14.10.1990), Ленинград, ныне Санкт-Петербург, похоронена на Волковском кладбище], русская писательница.
Из состоятельной семьи остзейских немцев. Отец – адвокат Густав Адольф Трауготович Гейнике (1863–1932). В начале Первой мировой войны 1914–1918 гг. семья переехала в Петроград (ныне Санкт-Петербург). Один из петроградских адресов писательницы – ул. Бассейная, 60 (ныне ул. Некрасова, 58; этот дом упоминается в стихотворении Одоевцевой «Баллада об извозчике», 1921). В 1918 г. записалась на литературное отделение Института живого слова, посещала лекции Н. С. Гумилёва, с 1920 г. участница третьего «Цеха поэтов».
Несмотря на закрепившуюся за поэтессой репутацию «ученицы Гумилёва», её стихи начали пользоваться популярностью, особенно «Баллада о толчёном стекле» (1919, опубликована в 1922). О поэзии И. В. Одоевцевой одобрительно отзывались К. И. Чуковский, А. А. Блок, А. Белый. Первая публикация состоялась в альманахе «Дракон» – стихотворение «Роберт Пентегью» (1921), напечатанное под псевдонимом «Ирина Одоевцева». В сентябре 1921 г. (по воспоминаниям писательницы; по документам рижского загса – в августе 1931) вышла замуж за Г. В. Иванова; супруги поселились у своего друга Г. В. Адамовича.
В начале 1922 г. вышел первый поэтический сборник И. В. Одоевцевой «Двор чудес» (Петроград, 1922), включивший стихи 1920–1921 гг., с посвящением С. А. Попову (муж Одоевцевой в 1917–1921, об этом браке она говорила крайне редко). Книга вызвала многочисленные отклики в прессе. В. А. Пяст писал: «Совершенно изумительно для начинающего – никому не подражать. В русской лирике у Одоевцевой предшественников нет. Если что и оказало на неё влияние – это старинные английские баллады» (Жизнь искусства. 1922. 25 апреля. С. 6). К. В. Мочульский прозорливо замечал, что Одоевцева «идёт к новому виду сжатой ритмической прозы, к жанру насыщенной движениями новеллы» (Звено. 1923. № 11. С. 2). Другие критики были настроены более скептически; например, А. Э. Свентицкий утверждал: «Автор старается казаться поэтом и прибегает для этого почти исключительно к одному средству – выдумыванию фабулы "позамысловатей"… Непонятно, зачем всё это написано. Автор совершенно не поэт и никогда им не станет» (Утренники. 1922. № 2. С. 154).
В июле 1922 г. И. В. Одоевцева эмигрировала в Ригу и приняла латвийское гражданство, а затем в Берлин, куда в сентябре прибыл в командировку Г. В. Иванов. Не ранее октября 1923 г. супруги поселились в Париже, посещали воскресенья Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус; позднее стали членами литературно-философского общества «Зелёная лампа», на собраниях которого Иванов председательствовал.
В середине 1920-х гг. И. В. Одоевцева почти перестала писать стихи, которые «в эмиграции никому не были нужны» (Колоницкая. 2001. С. 78), и обратилась к прозе: рассказы «Сердце Марии», «Эпилог», «Дом на песке» (все – 1926) и др. Рассказ «Падучая звезда» (январь 1926), который, по воспоминаниям писательницы, был написан первым, получил одобрение И. А. Бунина.
В 1928 г. издан первый роман Одоевцевой «Ангел смерти» (Париж), повествующий о жизни девочек-подростков в мире русской эмиграции и вскоре переведённый на несколько иностранных языков. Той же теме посвящён следующий роман «Изольда» (Париж, Берлин, 1929). Откровенность темы и некая «запретность» освещаемых в книге вопросов привела рецензентов в замешательство. М. Л. Слоним писал, что И. В. Одоевцева «никак не может удержаться на линии, отделяющей бульварную литературу от просто литературы. С бойкостью, в меру приправленной "половой пикантностью" и дешёвой сентиментальностью, Одоевцева описывает в своих романах "пробуждение весны" у парижско-русских подростков-девочек» (Слоним М. Литературный дневник : Молодые писатели за рубежом // Воля России. 1929. № 10/11. С. 114). В. В. Набоков откликнулся на роман «Изольда» достаточно едкой рецензией (Руль. 1929. 30 октября); её появление, впрочем, может быть объяснено сложными отношениями автора рецензии с Г. В. Ивановым (который не принимал творчества Набокова). В 1939 г. вышел роман «Зеркало» (Брюссель), рассказывающий о поколении, вернувшемся из окопов Первой мировой войны и окунувшемся в водоворот развлечений.
Благодаря материальной помощи отца И. В. Одоевцевой, а после его смерти – большому наследству, супруги приобрели виллу в Биаррице и квартиру в Париже. Виллу в 1943 г. реквизировали немцы, а впоследствии она пострадала от авианалёта союзников. После Второй мировой войны 1939–1945 гг. распространились слухи о коллаборационизме супругов, что настроило против них часть русской эмиграции. В разграбленную парижскую квартиру они не вернулись. Жили в Русском доме в Жюан-ле-Пене, в дешёвых парижских отелях, у К. Д. Померанцева, в 1951–1954 гг. – в Русском доме в Монморанси. Затем последовал переезд в пансионат для не имеющих французского гражданства престарелых политических беженцев «Босежур» в г. Йер-ле-Пальмье. После смерти Иванова (1958) Одоевцевой удалось устроиться в дом престарелых в Ганьи, под Парижем. Там она познакомилась с Я. Н. Горбовым, вышла за него замуж (1978) и переехала в его квартиру в Париже.
Автор романов «Оставь надежду навсегда (французский перевод 1948, издание на русском языке – Нью-Йорк, 1954), «Год жизни» (Возрождение. Париж. 1957. № 63–65, 67–69), поэтических сборников «Контрапункт» (Париж, 1951), «Стихи, написанные во время болезни», «Десять лет» (оба – Париж, 1952), «Златая цепь», «Портрет в рифмованной раме» (оба – Париж, 1975) и др. Наибольшую известность И. В. Одоевцевой принесли книги мемуарных очерков «На берегах Невы» (Вашингтон, 1967) и «На берегах Сены» (Париж, 1983), в которых воссоздана литературная жизнь Петрограда конца 1910-х – начала 1920-х гг. и русской эмиграции, даны портреты современников – К. Д. Бальмонта, А. Белого, А. А. Блока, И. А. Бунина, З. Н. Гиппиус, Н. С. Гумилёва, Г. В. Иванова, О. Э. Мандельштама, Д. С. Мережковского, Ю. К. Терапиано и др.
В середине 1980-х гг. А. П. Голембиовская-Колоницкая разыскала И. В. Одоевцеву в Париже и способствовала её возвращению на родину, состоявшемуся в апреле 1987 г. Писательницу, которая к тому времени уже не могла ходить, поселили на Невском проспекте, обеспечили ей медицинский уход, переиздали некоторые произведения, транслировали по телевидению сюжеты с её участием. Третья книга мемуаров Одоевцевой «На берегу Леты», над которой писательница работала в последние годы жизни, осталась неоконченной.