Рильке Райнер Мария
Ри́льке Ра́йнер Мари́я (Rainer Maria Rilke; Рене Карл Вильгельм Иоганн Йозеф Мария Рильке, René Karl Wilhelm Johann Josef Maria Rilke) (4.12.1875, Прага – 29.12.1926, Вальмон, близ Монтрё, Швейцария), австрийский поэт, прозаик, переводчик.
Родился в семье мелкого железнодорожного служащего Йозефа Рильке (1838–1906). Мать, София Рильке (1851–1931), – из состоятельной торгово-чиновничьей семьи. Брак фактически распался, когда Рильке исполнилось 9 лет. В 1886–1891 гг. обучался в военных школах Санкт-Пёльтена и Мериш-Вайскирхена (ныне Границе, Чехия), в 1892 г. несколько месяцев – в Торговой академии в Линце.
К поэзии обратился ещё школьником. Первый поэтический сборник – «Жизнь и песни» («Leben und Lieder», 1894). За три года при финансовой поддержке богатого и влиятельного родственника подготовился и в 1895 г. сдал экстерном экзамен на гимназический аттестат. Изучал историю искусств, литературу, философию в Пражском университете, в 1896 г. перешёл на юридический факультет. Первый драматический опыт Рильке – пьеса «Ранние заморозки» («Im Frühfrost», 1895) – свидетельствует о следовании канонам натуралистической драмы. В центре поэтического сборника «Жертвы ларам» («Larenopfer», 1895), во многом в духе Г. Гейне, – лирическая прогулка по Праге, обращение к чешской истории и фольклору. В русле неоромантизма написан сборник «Венчанный снами» («Traumgekrönt», 1896), рисующий внутренний мир поэта, его сновидческое одиночество и воспоминания о детской любви.
Рильке активно участвовал в литературной жизни Праги, издавал поэтический журнал «Цикорий» («Wegwarten», 1896; вышли 3 выпуска бесплатного издания «для народа»). В 1896 г. продолжил обучение в Мюнхенском университете, в 1897 г. – в Берлинском, но курса не завершил. Поэтике югендстиля близок сборник «Адвент» («Advent», 1897), где эстетизирован мотив «великого ожидания» (любви, праздника, вдохновения, материнского тепла). Особое место в ранней лирике Рильке занимает цикл «Видения Христа» («Christus-Visionen», 1896–1898), в котором, как и в прозаических опытах «Апостол» («Der Apostel», 1896) и «Эвальд Траги» («Ewald Tragy», 1896), ощущается влияние Ф. Ницше; оно усилилось после знакомства Рильке в 1896 г. в Мюнхене с Л. Андреас-Саломе (вслед за которой он переехал в Берлин) и нашло отражение во «Флорентийском дневнике» («Florenzer Tagebuch», 1898), написанном в форме путевых заметок, адресованных любимой женщине.
Под влиянием М. Метерлинка Рильке создал символистскую драму «Белая богиня» («Die weisse Fürstin», 1898). Своей первой «настоящей книгой» Рильке считал окрашенный в символистские тона поэтический сборник «Мне на праздник» («Mir zur Feier», 1899).
Андреас-Саломе пробудила в Рильке интерес к русской культуре. Их совместные поездки в Россию в 1899 и 1900 гг. оказали значительное воздействие на поэтическое творчество Рильке этих лет. Они посетили Л. Н. Толстого в Москве и Ясной Поляне, познакомились с художниками И. Е. Репиным, Л. О. Пастернаком, А. Н. Бенуа, с поэтом С. Д. Дрожжиным. Русские впечатления Рильке преломились в книге малой прозы «Истории о Господе Боге» («Geschichten vom lieben Gott», 1900).
Самое значительное произведение раннего периода, утвердившее славу Рильке как религиозного поэта, – цикл «Часослов» («Das Stunden-Buch», создан в 1899–1903, опубликован в 1905), построенный как «молитвенный» монолог-триптих русского монаха и иконописца, обращающегося к мыслям о сотворении Бога искусством («О монашеской жизни»), о пути художника к своему «я» («О паломничестве») и об экзистенциальных тяготах бытия («О бедности и смерти»). Рильке выучил русский язык. В 1900 г. написал несколько стихотворений на русском языке, перевёл на немецкий стихотворения Дрожжина и К. М. Фофанова, позднее, в 1904 г., перевёл «Слово о полку Игореве».
В 1900 г. Рильке поселился в колонии художников в Ворпсведе под Бременом. Вступил в брак (1901–1902) с художницей Кларой Вестхофф (1878–1954). Выпустил сборник стихов «Книга картин» («Buch der Bilder», 1902), книгу о художниках «Ворпсведе» («Worpswede», 1903).
В 1902 г. начался «парижский» период творчества Рильке: он работал над монографией об О. Родене («Auguste Rodin», 1903), несколько лет был его личным секретарём. В 1906 г. опубликовано самое популярное произведение Рильке – новелла «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» («Die Weise von Liebe und Tod des Cornets Christoph Rilke»; одноимённая опера Ф. Мартена). В 1907–1908 гг. вышел двухчастный сборник «Новые стихотворения» («Neue Gedichte»), ознаменовавший поворот поэта от экстатической субъективности и эмоциональности к объективированному языку «стихотворения-вещи», к изображению предметного мира в его замкнутости и одновременной сопричастности человеку.
Новую форму модернистской прозы утверждает единственный роман Рильке «Записки Мальте Лауридса Бригге» («Die Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge», 1910), подводящий итог «парижскому» периоду, связанному с поисками «нового видения».
Цикл стихотворений «Жизнь Марии» («Das Marien-Leben», 1912; вокальный цикл П. Хиндемита) знаменует начало позднего этапа творчества Рильке, переход к поэтике «внутреннего пространства мира». Отказ от прежних творческих принципов, декларированный в стихотворении «Поворот» («Wendung», 1914), намечен в написанных в начале 1912 г. в замке Дуино (под Триестом) двух первых элегиях цикла, работу над которым Рильке завершил только в 1922 г.
В августе 1914 г. Рильке откликнулся на разразившуюся военную катастрофу «Пятью песнопениями» («Fünf Gesänge»), восхваляющими страшного «бога воинов» и призывающими матерей пожертвовать своими сыновьями. В конце 1915 г. Рильке (как имеющий военное образование) был призван в армию и зачислен в пехотный полк, расквартированный в Вене. Усилиями друзей его удалось перевести в Штаб военной прессы, а летом 1916 г. по состоянию здоровья Рильке был комиссован. Вернулся в Мюнхен, где жил почти без средств. В эти годы Рильке создал лишь немногочисленные стихотворения, окрашенные темой смерти.
В 1919 г. отправился в длительную поездку по Швейцарии, выступая с чтением своих произведений. Летом 1921 г. состоятельные швейцарские друзья и поклонники Рильке пригласили его поселиться в небольшом замке Мюзо в кантоне Вале. Там в феврале 1922 г. созданы две последние и самые значительные поэтические книги Рильке – «Дуинские элегии» («Duineser Elegien», 1923), своего рода энциклопедия экзистенциального трагизма человеческого бытия, написанная обращённым к иной выразительности, «тёмным» поэтическим языком, и «Сонеты к Орфею» («Die Sonette an Orpheus», 1923) – двухчастный поэтический цикл, в центре которого – фигура мифического певца, наделённого магической силой, наполняющего природу своим пением, соединяющего божественное и творческое, растворяющегося в мире.
С сентября 1923 г. по сентябрь 1926 г. Рильке создал несколько циклов стихотворений на французском языке: «Сады» («Vergers»), «Валезанские катрены» («Les Quatrains Valaisans»), «Розы» («Les Roses»), «Окна» («Les Fenêtres»).
В последний год жизни Рильке вёл переписку с Б. Л. Пастернаком и М. И. Цветаевой; его «Элегию для Марины Цветаевой-Эфрон» («Elegie an Marina Zwetajewa-Efron», 1926) некоторые исследователи рассматривают как завершение дуинского цикла.
Значительным творческим достижением Рильке являются его многочисленные переводы с русского (в их числе, кроме упомянутых выше, – стихотворения М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева), французского – стихотворения П. Валери, Ш. Бодлера, М. Метерлинка, Л. Лабе, «Письма португальской монахини» Г.-Ж. Гийерага (1628–1685), итальянского – стихотворения Данте, Петрарки, Микеланджело, английского – сонеты Э. Браунинг, датского – стихотворения Й. П. Якобсена (1847–1885).
В конце ноября 1926 г. поэт с острой формой лейкемии был помещён в клинику в окрестностях Монтрё, где вскоре скончался.