Рабле Франсуа
Рабле́ Франсуа́ (François Rabelais) (1483 или 1494, Ла-Девиньер, близ Шинона – 9.4.1553, Париж), французский гуманист, писатель, врач.
Сын адвоката. В 1500–1510 гг., вероятно, обучался в школе права; в 1511–1520 гг. послушник во францисканском монастыре Ла-Бометт (близ Анжера), где получил теологическое образование. В 1520 г. принял постриг, в это же время приобщился к наукам, переписывался с ведущими французскими гуманистами (в том числе с Г. Бюде). С 1528 г., став секулярным священником, изучал медицину в Париже; в 1530 г. записался на медицинский факультет Университета Монпелье.
В 1532 г. получил должность врача в Лионе; издал «Афоризмы» Гиппократа (с комментариями); вступил в переписку с Эразмом Роттердамским (в одном из писем к нему заявлял о своём стремлении к синтезу христианства и язычества, на основе которого должен сложиться т. н. христианский гуманизм). В 1534 г. совершил поездку в Италию, посетил Рим и Флоренцию. В 1538 г., находясь в свите Франциска I, участвовал в его встрече с Карлом V. В 1546 г., спасаясь от обвинений в ереси, уехал в Мец, где получил должность городского врача. В 1547 г. вернулся в Париж; исполнял обязанности личного врача кардинала Ж. Дю Белле.
Творчество Рабле – вершина французского литературного Возрождения. Славу Рабле принёс роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» – синтез гуманистических идей и смеховой «ярмарочной» словесности. Первая (хронологически) часть романа – «Ужасные и устрашающие деяния и подвиги знаменитейшего Пантагрюэля, короля Дипсодов, сына громадного великана Гаргантюа, написанные недавно мэтром Алькофрибасом Назье» («Les horribles et espouvantables faictz et prouesses du très renommé Pantagruel, roy des Dipsodes, filz du grand geant Gargantua, composez nouvellement par maistre Alcofrybas Nasier», 1532; Алькофрибас Назье – анаграмма фамилии и имени Рабле). Обладая всеми характерными признаками народной книги, она вобрала в себя – пародийно переосмыслив – едва ли не все национальные жанры (прежде всего, историческую хронику и рыцарский роман), а также приёмы, стили и типы персонажей. В прологе, стилизованном под средневековый жанр «крик разносчика», рассказчик называет своим образцом анонимную книгу «Великие и бесподобные хроники об огромном великане Гаргантюа» («Les grandes et inestimables chroniques du grant et énorme géant Gargantua», 1532), имевшую фольклорные корни. На волне успеха Рабле в том же году издал пародийный астрологический прогноз «Пантагрюэлево предсказание, верное, истинное и непреложное» («Pantagrueline prognostication, certaine, véritable et infaillible») на 1533 г. (в переизданиях 1533–1538 соответственно менялся год). В 1534 г. Рабле выпустил 2-ю часть романа (ставшую первой в его композиции) «Преужасная жизнь великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда составленная магистром Алькофрибасом, извлекателем квинтэссенции» («La vie très horrificque du grand Gargantua, père de Pantagruel, jadis composée par M. Alcofribas, abstracteur de quinte essence»), в которой широко использована требующая истолкования аллегория.
Предмет пародии, смеховой игры в первых двух частях – средневековое понимание слова и книги, что подчёркивалось в дальнейших изданиях с помощью типографских приёмов, характерных для народных книг (формат и готический шрифт). В сферу игры у Рабле вовлекается и французский язык, его законы и культурная стратификация, о чём свидетельствует отличающая роман могучая стихия словотворчества. Жизнь героев Рабле протекает в эпоху становления гуманизма во Франции; в послании Гаргантюа к сыну изложена программа гуманистического воспитания юного короля. Однако гуманизм сливается со стихией балагана: истинная мудрость у Рабле не совпадает с гуманистической образованностью, её средоточием оказываются не книги, но стихия ярмарочной игры. В описании Телемского аббатства, которое считается воплощением гуманистических идеалов Рабле, библиотека присутствует лишь формально: чтение ни разу не фигурирует среди занятий телемитов. Социальная функция новой обители сводится прежде всего к устройству семейной жизни: смеховая игра, «пантагрюэлизм» не признаёт «серьёзного» идеала.
В «Третьей книге героических деяний и речений благородного Пантагрюэля» («Le tiers livre des faictz et dictz héroїques du noble Pantagruel», 1546) получила законченное выражение позднеренессансная философия ничем не ограниченной (а потому трагической) свободы человека. В «Четвёртой книге» («Le quart livre», полный вариант, 1552), используя сюжетную схему средневековых видений, Рабле, отправляющий Пантагрюэля с друзьями искать истину в дальних странах, создаёт фантастическую и жутковатую картину мира, отчасти предвосхищающую «Путешествия Гулливера» (1726–1727) Дж. Свифта. Пролог к «Четвёртой книге», в котором содержится большой перечень композиторов, представляет источниковедческую ценность для музыковедов. В 1562 г. под названием «Остров Звонкий» («L’Isle Sonnante») в свет вышли 16 глав «Пятой книги» («Le quint livre», целиком издана в 1564; её атрибуция спорна).
Роман Рабле получил популярность в России в 20 в.; широкий успех снискал перевод, выполненный Н. М. Любимовым (1961).