Ронсар Пьер де
Ронса́р Пьер де (Pierre de Ronsard) (11.9.1524, замок Ла-Посоньер, историческая область Вандомуа, ныне департамент Луар и Шер – 27.12.1585, аббатство Сен-Ком, историческая область Турень, ныне департамент Эндр и Луара), французский поэт.
Из дворянской семьи. В 1536 г. окончил Наваррский коллеж. Паж Маргариты Наваррской. В конце 1530-х – начале 1540-х гг. секретарь дипломата Л. де Баифа. После тяжёлой болезни в 1542 г. потерял слух и оставил службу. Увлекался античной литературой и итальянской гуманистической культурой. В 1540-х гг. обучался в парижском коллеже Кокре, где познакомился с Ж. дю Белле. Вместе с ним и другими поэтами основал поэтическую школу «Плеяда». Был близок ко двору Генриха II и Карла IX. Получил неофициальный титул принца поэтов и поэта принцев (Prince des poètes et poète des princes). С началом правления Генриха III удалился от двора.
Поэзия Ронсара, одного из самых ярких представителей французской литературы Возрождения, – практическое воплощение эстетических принципов возглавляемой им школы. Поэт экспериментировал с большинством традиционных жанровых форм, активно используя античный опыт. Известность Ронсару принесли оды патриотической и гедонистической тематики: сборники «Оды» («Odes», книги 1–4, 1550, книги 5 – 1552, неоднократные переработки).
Большой успех снискала любовная лирика (преимущественно сонеты), которая изначально развивалась в контексте усвоения петраркизма и платонизма: сборники «Любовь к Кассандре» («Les Amours de Cassandre», 1552), «Продолжение любовных стихов» («Continuation des Amours», 1555).
Преодолением поэтических штампов и обращением к искренней интимности отмечены сборники «Новое продолжение любовных стихов» («Nouvelle continuation des Amours», 1556) и «На смерть Марии» («Sur la mort de Marie», 1578).
Возвращением к петраркистской платонической концепции любви отмечен цикл «Сонеты к Елене» («Sonnets pour Hélène», 1578), отличающийся вместе с тем от ранних сонетов глубиной философского осмысления природы любви и строгостью стиля.
Философские, религиозные и социально-политические воззрения Ронсара получили выражение в гимнах, в которых он часто воспевал своих покровителей, в том числе Генриха II, Маргариту Наваррскую, Маргариту Французскую: сборник «Гимны» («Les Hymnes», 1555–1556). Популярностью пользовались также его эпитафии, мадригалы, элегии.
С конца 1550-х гг. по протекции Генриха II, а затем Карла IX работал над героической эпопеей «Франсиада» («Franciade», 1572, не закончена), в которой род французских королей возводится к сыну Гектора и Андромахи – Франку, известному в Античности под именем Астианакт.
Автор трактата по поэтике «Краткое изложение французского поэтического искусства» («Abrégé́ de l’art poétique français», 1565).
Творчество Ронсара, отмеченное широким разнообразием тем и жанров, оказывало решающее воздействие на французскую поэзию до середины 17 в. Среди первых переводчиков его произведений на русский язык – М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский.