Бовуар Симона де
Бовуа́р Симо́на де, Симо́на Люси́ Эрнести́н Мари́ Бертра́н Бовуа́р (Simone Lucie Ernestine Marie Bertrand Beauvoir) (09.01.1908, Париж – 14.04.1986, там же), французская писательница, философ-экзистенциалист, эссеист, теоретик и практик феминизма. Образование получила в Высшей нормальной школе (1928–1929) и Сорбонне (1926–1929). Преподавала философию в лицеях Марселя, Руана (1931–1937) и Парижа (1938–1943). В 1929 г. познакомилась с Ж. П. Сартром, свободный союз с которым продолжался практически до его смерти. Этот союз был драматичным, но насыщенным интенсивным творческим взаимодействием. Вместе они в 1945 г. основали, а затем издавали журнал «Les Temps modernes», участвовали в движении «Новых левых», находились в центре политических и философских дискуссий.
Бовуар относится к тому типу интеллектуалов, которые стремятся к единству своих философских идей и творческих принципов, с одной стороны, и поступков и образа жизни – с другой. Её художественные и публицистические сочинения проникнуты духом философии экзистенциализмa. Подлинному (свободному) существованию человека она противопоставляет неподлинное бытие: для мужчин – это жизнь «машины для делания карьеры» (например, образ Мориса в повести «Сломленная» – «La Femme rompue», 1968), для женщин – домашнее рабство в условиях общества потребления. Её антигероиня, жертвующая своей независимостью во имя слепой привязанности, многолика. Это Элизабет в романе «Гостья» (L’Invitéе, 1943); Дениз в романе «Чужая кровь» (Le Sang des autres, 1945); Доминика в повести «Прелестные картинки» (Les Belles images, 1966). В романе «Мандарины» (Les Mandarins, 1954; Гонкуровская премия, 1954) объектом критического анализа Бовуар является среда французских интеллектуалов, которые пытаются совместить политический активизм и элитарность.
Мемуарные и автобиографические произведения Бовуар также подчинены её философскому кредо. Задача писателя, согласно Бовуар, – анализировать собственные поступки в ситуациях выбора и тем самым помогать человечеству в искусстве жизни. Отсюда детальность описаний разных этапов её жизни: о детских годах и юности в книге «Воспоминания благовоспитанной девицы» (Mémoires d’une jeune fille rangée, 1958); о периоде зрелости – «Сила зрелости» (La Force de l’âge, 1960) и «Сила обстоятельств» (La Force de choses, 1963). К этому циклу примыкают: повествование о смерти её матери – «Очень лёгкая смерть» (Une Mort très douce, 1964,); записи о разговорах с Ж.-П. Сартром и его последних годах «Церемония прощания» (La Cérémonie des adieux, suivi de Entretiens avec Jean-Paul Sartre, 1981), а также эссе «Старость» (La Vieillesse, 1970). Особое место в этом ряду занимают письма Бовуар к американскому писателю Н. Олгрену (1909–1981), содержащие колоритную картину повседневной жизни Европы в 1947–1964 гг.
Наиболее известное сочинение Бовуар – феминистский трактат о положении женщин «Второй пол» (Le Deuxième sexe, 1949), переведённый более чем на 30 языков мира. В нём Бовуар развивает свой знаменитый тезис: «Женщиной не рождаются, ею становятся», который подчёркивает, что человек формируется «под воздействием всех сторон цивилизации». На значительном фактическом материале в книге показывается формирование стереотипного представления о женщине как природном существе, предназначенном исключительно для продолжения рода («миф о вечной женственности»), и порождённое этим представлением отчуждение женщины от общества. При этом женщина воспринимается как имманентность, т. е. как существо, не способное выходить за границы собственного «я», в отличие от мужчины, который воплощает собой трансцендентность. Хотя данный порядок, закрепившийся в литературе, искусстве и разделении труда, кажется вечным, Бовуар ставит задачу его преодоления. Бовуар не ограничивалась теоретическим обоснованием борьбы за равенство полов. Будучи президентом Лиги за права женщин (с 1974), она вела большую работу в области репродуктивных прав женщин, поддержки жертв домашнего насилия, выступала со своими идеями в печати.