Лирика
Ли́рика (от др.-греч. λύρα – лира, музыкальный инструмент, сопровождавший пение), один из трёх литературных родов.
В отличие от двух других родов (эпоса и драмы), тяготеющих к изображению событий внешнего мира, задача лирики – в передаче субъективного отношения к изображаемому, в выражении чувств, мыслей, эмоциональных состояний субъекта высказывания. Лирические произведения обычно являются стихотворными, но в литературе Нового времени существуют примеры прозаической лирики («Песни Мальдорора» Лотреамона, стихотворения в прозе из цикла «Senilia» И. С. Тургенева).
Выделение лирики как особого литературного рода было намечено Платоном в трактате «Государство»: дифирамб (один из жанров лирики) определён здесь как род, который «состоит из высказываний самого поэта» (394c. Перевод А. Н. Егунова), в отличие от драмы, построенной на подражании чужим речам, и от эпоса, совмещающего подражание чужим речам и высказывания поэта. Аристотель в трактате «Поэтика» выделяет особую форму поэтической речи, когда автор «всё время остаётся самим собой и не меняется», т. е. не перевоплощается в персонажей (1448a. Перевод М. Л. Гаспарова). Однако ни Платон, ни Аристотель ещё не употребляли слово «лирика» как термин; это сделали александрийские учёные в 3 в. до н. э., относя его только к мелике, исполнявшейся под аккомпанемент струнного инструмента – лиры или кифары.
Концепция лирики в её современном понимании была выработана в немецкой эстетике 19 в., которая рассматривала три литературных рода в философских категориях свободы и необходимости, субъекта и объекта. Ф. В. Шеллинг определял лирику как выражение бесконечности и свободы духа, в то время как эпос связывал с идеей чистой необходимости, а драму рассматривал как синтез свободы и необходимости. По мысли Г. В. Ф. Гегеля, «подлинную точку единства лирического стихотворения мы должны видеть в субъективном внутреннем мире» (Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. Т. 2. Санкт-Петербург, 1999. С. 445. Перевод А. М. Михайлова).
Понимание лирики как непосредственного самовыражения автора подверглось корректировке в литературоведении 20 в. Была выделена особая разновидность лирики: т. н. ролевая лирика – лирические произведения, в которых субъектом высказывания («я») является персонаж (мифологический, литературный, исторический), заведомо отличный от автора; обращено внимание на многослойность лирического «я» в некоторых поэтических текстах, обозначающего одновременно несколько лирических субъектов. Для лирического «я», не противопоставленного реальному автору, но и не совпадающего с ним и наделённого собственной поэтической биографией, Ю. Н. Тыняновым был предложен термин «лирический герой».
Исторический очерк
Лирика как род литературного творчества складывалась в античной Греции в 7–6 вв. до н. э. В узком смысле она включала только мелику; в широком – также и декламационную поэзию, произносившуюся или певшуюся в сопровождении авлоса. Жанры декламационной лирики – маршевая песнь (эмбаттерий), написанная анапестом, элегия и ямб. Элегия первоначально определялась не особенностями тематики (мотивы грусти и печали закрепились за элегией главным образом благодаря творчеству римских поэтов – Тибулла, Секста Проперция и др.), но используемым стихотворным размером (элегический дистих). Ямб, характеризовавшийся разными формами ямбического стиха, тяготел к сатирической тематике, к шутке, насмешке и брани.
Древнегреческая лирика восходила к фольклорным жанрам: сольная мелика – к любовным, свадебным и застольным песням; хоровая – к торжественным обрядовым восхвалениям (гимнам); элегия ведёт своё происхождение от погребального плача, а ямб – от народных обличительных куплетов. Первые элегические поэты – Каллин и Тиртей; элегии и ямбы писал Архилох, для произведений которого характерны мотивы сомнения в традиционных ценностях. Язвительная насмешливость, настроения разочарования и безнадёжности, поиск спасения в наслаждениях жизни претворены в поэзии Семонида Аморгского. Пессимистический взгляд на мир присущ лирической поэзии Феогнида Мегарского. В мелике особую известность получили Алкей и поэтесса Сапфо, преобразовавшая фольклорные жанры в тексты, выражающие оттенки индивидуального любовного чувства. Певец простых радостей жизни, застолий и беззаботной любви – Анакреонт. Признанные образцы торжественной лирики (оды) создал Пиндар.
Лоуренс Альма-Тадема. Сапфо и Алкей. 1881. Художественный музей Уолтерс.Традиции греческой лирической поэзии унаследованы римской лирикой. В творчестве Катулла происходит открытие противоречивости любовного чувства, ещё не подчинённого в полной мере условным поэтическим нормам выражения. Певец гармонии, «золотой середины» – младший современник Катулла Гораций перенёс в римскую поэзию стихотворные размеры греческой лирики, создав произведения в разных лирических жанрах (оды, сатиры, послания), которым подражала европейская литература позднейших эпох. Образ поэта-изгнанника и безвинного страдальца в европейской культуре был закреплён за младшим современником Горация Овидием, автором написанных в ссылке книг лирики: «Скорбные элегии» и «Письма с Понта».
В ближневосточной словесности к первым образцам лирики формально могут быть отнесены произведения, составившие «Книгу хвалений» (в христианской традиции Псалтирь), приписываемую царю Давиду. Признаками лирики обладают и любовные стихотворения, авторство которых связывается с сыном Давида царём Соломоном и которые получили в письменной традиции именование Песни песней (вошли, как и Псалтирь, в состав Библии). Лирические фрагменты есть и в пророческих книгах Библии. Все эти тексты оказали существенное влияние на европейскую лирику Нового времени; однако они не создавались и не воспринимались как собственно литературные произведения.
На Дальнем Востоке традиции лирического творчества уже в древний период формируются в словесности Китая: в антологии «Книга песен» («Ши цзин») представлены произведения различных жанров (шестистишия, храмовые песнопения сун и др.). Классическим периодом китайской поэзии считается эпоха империи Тан (7–10 вв.); его представляют «стихи нового стиля» (синь ти ши) – четырёхстишия и восьмистишия, написанные пятисловным и семисловным размером (Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу и др.). В период правления династии Сун (10–13 вв.), наряду с классической формой ши (творчество Лу Ю), получила распространение песенная лирика цы с более свободной поэтической формой (творчество Лю Юн, Синь Цицзи). Многообразием тем отличается поэзия Су Ши, писавшего в жанрах ши и цы.
Японская средневековая лирика, развивавшаяся под влиянием китайской, представлена поэтической антологией «Манъёсю» (2-я половина 8 в.), включающей стихотворения примерно 500 авторов в различных жанрах: тёка, или нагаута, – длинная песня, соотносящаяся с различными жанрами европейской поэзии – балладой, элегией, одой; танка – короткая песня-пятистишие, ставшая позднее главным жанром японской лирики и выражающая разнообразные чувства; сэдока – песня-шестишие рыбака. Наиболее известные японские поэты последующих эпох – Сайгё и Сётцу. С начала 17 в. получает широкое распространение форма хайку – лирических трёхстиший, признанным мастером которых был Басё. Китайскую и японскую лирику отличают лаконичность, установка на выразительную предметную деталь, особенная значимость поэтического подтекста.
Арабская средневековая лирика сформировала свою особую систему жанров, в которой центральное место занимала касыда, и устойчивый набор поэтических формул. Основные мотивы – прославление властителей (жанр панегирика, в котором писал аль-Ахталь), любовь (Маджнун и Омар ибн Аби Рабиа), воспевание вина и пиров (Абу Нувас). В арабской литературе под влиянием античной греческой традиции зарождается филологическая критика, появляются трактаты, посвящённые лирике.
Хафиз Ширази. Страница из рукописного сборника «Диван». 17 в. Художественный музей Уолтерса, Балтимор.Традиции средневековой персидской поэзии, изначально развивавшейся во многом на основе арабской лирики, были заложены в 9–10 вв. Рудаки в любовной и пейзажной лирике разрабатывал форму двустишия – бейта, строя его на симметричном противопоставлении контрастных образов. Философские мотивы вечного круговорота всего земного, поиска истины и упоения радостями жизни характерны для лирических четверостиший (рубаи) Омара Хайяма. Джалаладдин Руми, следуя мистическому учению суфизма, воспевал в своих стихотворных импровизациях – газелях – чувственную любовь как выражение стремления человека к слиянию с божеством. Мастером газелей, объединявшим их в «венки», скреплённые двустишием – рефреном, был Саади. До предельной отточенности довёл жанр газели Хафиз Ширази, славивший вино и любовь. В Западной Европе персидская поэзия обрела известность в предромантическую эпоху; наиболее яркий пример её влияния – опыт синтеза поэтических традиций в книге «Западно-восточный диван» И. В. Гёте (1819).
В Западной Европе в Средние века продолжала существовать лирика на латинском языке: в 12–13 вв. она была представлена поэзией бродячих школяров – вагантов, сочетавших книжные и фольклорные традиции. Для лирики вагантов характерны элементы пародии (в том числе на Священное Писание и богослужебные тексты) и сатиры; их любовная лирика навеяна поэзией Овидия. В эту эпоху развивается религиозная медитативная лирика, создаются и новые формы любовной лирики на народных языках – т. н. куртуазная лирика (сочинения миннезингеров в Германии, трубадуров в Провансе, труверов в Северной Франции). Средневековая лирика, в отличие от античной, пользовалась рифмой, разрабатывала различные сложные формы строфики (канцона и др.). В среде трубадуров возникли альба, сирвента, тенсона. Для куртуазной лирики характерен образ лирического «я» – рыцаря, а также идеализированный образ Прекрасной Дамы, красоте и добродетели которой рыцарь поклоняется почти религиозно. Фолио из «Канцоньере» Франческо Петрарки. 15 в. Национальная библиотека Испании, Мадрид. Vitr/22/1. Fol. 54.Во многом под воздействием куртуазной поэзии в лирике Италии 2-й половины 13 в. формировался «Dolce stil nuovo», повлиявший на Данте и Ф. Петрарку, которые преодолели его условные поэтические формулы и придали своей лирике более индивидуальный характер. В итальянской лирике Возрождения культивируются сложные устойчивые строфические формы (сонет и др.). Ренессансные черты проявились позднее в творчестве английских поэтов – Ф. Сидни и У. Шекспира, создавших циклы сонетов с иной системой рифмовки, чем в итальянской традиции, в творчестве поэтов «Плеяды» во Франции 16 в. (П. де Ронсар, Ж. дю Белле и др.), в лирических стихотворениях Л. ди Камоэнса в Португалии и т. д.
В 17 в. в лирике утвердился новый стиль – барокко: характерная для него поэтика парадокса, неожиданное сближение разнородных понятий и предметов, причудливое сочетание предметности и иносказания, интерес к фигурным стихам и др. проявились в лирике поэтов различных стран (Л. де Гонгора в Испании, Дж. Марино в Италии, Дж. Донн в Англии, А. Грифиус в Германии и др.). В России именно дидактические и панегирические стихотворения придворного барокко были первыми образцами лирики (творчество Симеона Полоцкого, Сильвестра, Кариона Истомина).
На протяжении 17 в. барокко в европейской лирике вытеснялось классицизмом, вводящим лирические жанры в рамки строгой иерархии по тематике, предмету изображения, языку и стилю. Главным высоким жанром лирики признана ода, к средним жанрам относились элегия и послание, к низким жанрам – сатирическая лирика и подражания народным песням. В России эта жанровая система формировалась с 1730-х гг. благодаря деятельности В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова и М. В. Ломоносова, в творчестве которого был создан канон главного жанра русской лирики 18 в. – торжественной оды. Чистота лирических жанров была нарушена Г. Р. Державиным, обновившим оду посредством включения в неё автобиографического материала, сатирических элементов, обыденной предметности. В творчестве Н. М. Карамзина и его последователей (К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский и др.) на первый план вышла тематика частной жизни, которая нашла воплощение в жанрах, прежде причислявшихся к средним. К. Н. Батюшков развивал традиции французской «лёгкой поэзии» и предромантической лирики (Э. Парни, Ш. Мильвуа). Доминантное значение в русской лирике 1800–1820-х гг. получил жанр элегии (Е. А. Боратынский и др.).
В западноевропейской лирике элегия заняла центральное место раньше, во 2-й половине – конце 18 в. (А. Шенье и др. во Франции, И. В. Гёте и Ф. Шиллер в Германии), и приобрела предромантический облик. В поздних лирических произведениях Ф. Шиллера преобладают принципы философской лирики, «поэзии мысли».
Романтизм, провозгласивший культ индивидуального авторского «я», кардинально изменил характер европейской лирики: отказ от ориентации на сформировавшиеся ещё в Античности традиции риторики и поэтики привёл к разрушению её жанровой системы. Устойчивые лирические жанры (элегия, дружеское послание) начали исчезать; лирические тексты всё чаще принимали характер свободного высказывания, в котором непринуждённо сочетались медитативные, пейзажные, автобиографические и другие моменты. Эти черты проявились в лирике английских романтиков – У. Вордсворта, С. Т. Колриджа, П. Б. Шелли, Дж. Китса. Культивирование формы лирического фрагмента, любовь к неожиданным метафорам и ирония характерны для немецкого романтического поэта Г. Гейне. Во французской лирике романтический период (А. де Ламартин, В. Гюго, А. де Мюссе и др.) сменился творчеством поэтов, посвятивших себя культу красоты, эстетизации реальности (поэты «Парнаса» – Т. Готье, Леконт де Лиль).
В России вершинным явлением, подводившим итог развития лирики 18 в. и в трансформированном виде вобравшим в себя романтический опыт, стала поэзия А. С. Пушкина. Дальнейшее развитие русской лирики происходило в русле преодоления пушкинской поэтики, воспринимаемой как стесняющая, посредством решительного соединения разнородных стилистических традиций и возрастания лирической экспрессии (М. Ю. Лермонтов); этому способствовало также обращение к одической стилистике 18 в. и её соединение с элегическими мотивами и поэтикой фрагмента (Ф. И. Тютчев), возрождение стилистики В. А. Жуковского, соединяемой с установкой на причудливую метафоричность, ассоциативность и в то же время предметность (А. А. Фет). С 1840-х гг. и до начала 1890-х гг. русская литература переживала период абсолютного господства прозы. Из лириков популярность и влияние сохранил только Н. А. Некрасов благодаря радикальной трансформации лирической поэтики (прямая социальная ангажированность, прозаизация слога, отказ от гармонии, установка на «говорную» интонацию, обращение к «низким» для донекрасовской лирики предметам и др.). Только с начала 1890-х гг. лирика отвоевала прежние позиции благодаря поэтам символизма (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минский, В. Я. Брюсов, Вяч. И. Иванов, Андрей Белый, А. А. Блок и др.). В Западной Европе в русле символизма развивалось творчество французских поэтов Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме, отдававших предпочтение авторскому «произволу» перед требованиями ясности и логической связности текста.
В европейской лирике первых десятилетий 20 в. происходило скрещение традиций, установок и приёмов, характерных для различных литературных направлений и течений (импрессионистические, символистские и неоклассические черты в творчестве С. Георге, отстранённое воспроизведение символистских мотивов у П. Валери). Одна из господствующих тенденций европейской и североамериканской лирики этого периода проявилась в установке на конкретность и ощутимость поэтического образа, в доминирующей роли визуального начала (англо-американский имажизм – Т. Э. Хьюм, Э. Паунд, Т. С. Элиот и др.). Получили распространение лирические произведения, основанные на включении в них необработанного материала из сферы повседневности (газетных заголовков, реплик из уличных разговоров и т. д.), контрастирующего с элементами поэтической традиции (Э. Паунд), с характерным для жанра элегии набором тем и настроений (Г. Аполлинер). Новаторские тенденции отразились в предпочтении свободного стиха (Э. Паунд, У. К. Уильямс, К. Сэндберг, Р. М. Рильке), в отказе от знаков препинания и в создании каллиграмм – стихотворений-рисунков (Г. Аполлинер). Крайняя форма авангарда в европейской лирике – футуризм (Ф. Т. Маринетти и др.) с его установкой на выражение энергии жизни, графическое изображение и отказ от полновесного, значимого слова, проявляющийся в зауми, культивировании псевдолексем – звуковых комплексов, заменяющих словесный ряд. В 20 в. откровенно экспериментальной лирике противостояла лирика, ориентированная на простоту, демонстративно «архаичная» и консервативная по форме, но изображающая драматический и трагический конфликты и переживания, характерные для нового века (Р. Фрост и др.); обращающаяся к эпохе Античности, эллинизма, но воссоздающая её в неклассических формах (К. Кавафис).
В целом в западной литературе 20 в. доминировала модернистская лирика (Р. М. Рильке, У. Б. Йейтс, Т. С. Элиот, У. Х. Оден, Ф. Гарсиа Лорка и др.), которую отличают неожиданное сближение всеобщего и конкретного, отказ от стилевого единства, игра с литературными подтекстами, кажущаяся произвольность ассоциаций, материализация, «овеществление» метафор, размывание границ между миром текста и вещественным бытием. Лирика 20 в. обнаруживает переклички и взаимосвязь с философскими течениями – персонализмом, экзистенциализмом и др.
В России реакцией на исчерпание поэтики иносказания и религиозно-мифологических мотивов символизма стали в начале 20 в. акмеизм (Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам) и футуризм (В. Хлебников, В. В. Маяковский и др.). Оппозицию поэзии В. В. Маяковского, ориентированной на одическую торжественную декламацию, образовала лирика С. А. Есенина, тематически и мелодически преемственная по отношению к элегии и к романсу, отличающаяся напевной мелодикой. Изначально связано с футуризмом творчество Б. Л. Пастернака, эволюционировавшего в направлении большей простоты и ясности. Вне направлений – поэзия М. И. Цветаевой, сочетавшая некоторые черты футуристической поэтики с романтическими мотивами.
Русская поэзия после Октябрьской революции 1917 г. первоначально развивалась под знаком преемственности по отношению к акмеизму, понимаемому как «классичность», с одной стороны, и футуризму, воспринимаемому как радикальная версия авангарда, – с другой. Соединение приёмов футуристической поэзии, эпатирующих экспериментов и присущей символизму установки на сокровенную философскую глубину характерно для поэтов ОБЭРИУ (Д. И. Хармс, А. И. Введенский, Н. А. Заболоцкий).
В русской лирике 2-й половины 20 в. отчасти прослеживалась ориентация на поэтические традиции Серебряного века: отголоски акмеизма у Б. А. Ахмадулиной, футуризма – у А. А. Вознесенского, Р. И. Рождественского, в меньшей степени у Е. А. Евтушенко и др. Во 2-й половине 20 в. в русской литературе, в том числе и в лирике, возросли роль самиздата и значение официально не признанных поэтических групп и кружков. Приобрела популярность лирика в форме авторской песни (А. А. Галич, Б. Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий и др.). Наиболее значительный русский поэт 2-й половины 20 в. – И. А. Бродский, одновременно ориентировавшийся на традицию (в том числе англоязычную) и радикально обновивший поэтическую образность и лексику.