Лирика
Ли́рика (от др.-греч. λύρα – лира, музыкальный инструмент, сопровождавший пение), один из трёх литературных родов.
В отличие от двух других родов (эпоса и драмы), тяготеющих к изображению событий внешнего мира, задача лирики – в передаче субъективного отношения к изображаемому, в выражении чувств, мыслей, эмоциональных состояний субъекта высказывания. Лирические произведения обычно являются стихотворными, но в литературе Нового времени существуют примеры прозаической лирики («Песни Мальдорора» Лотреамона, стихотворения в прозе из цикла «Senilia» И. С. Тургенева).
Выделение лирики как особого литературного рода было намечено Платоном в трактате «Государство»: дифирамб (один из жанров лирики) определён здесь как род, который «состоит из высказываний самого поэта» (394c. Перевод А. Н. Егунова), в отличие от драмы, построенной на подражании чужим речам, и от эпоса, совмещающего подражание чужим речам и высказывания поэта. Аристотель в трактате «Поэтика» выделяет особую форму поэтической речи, когда автор «всё время остаётся самим собой и не меняется», т. е. не перевоплощается в персонажей (1448a. Перевод М. Л. Гаспарова). Однако ни Платон, ни Аристотель ещё не употребляли слово «лирика» как термин; это сделали александрийские учёные в 3 в. до н. э., относя его только к мелике, исполнявшейся под аккомпанемент струнного инструмента – лиры или кифары.
Концепция лирики в её современном понимании была выработана в немецкой эстетике 19 в., которая рассматривала три литературных рода в философских категориях свободы и необходимости, субъекта и объекта. Ф. В. Шеллинг определял лирику как выражение бесконечности и свободы духа, в то время как эпос связывал с идеей чистой необходимости, а драму рассматривал как синтез свободы и необходимости. По мысли Г. В. Ф. Гегеля, «подлинную точку единства лирического стихотворения мы должны видеть в субъективном внутреннем мире» (Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. Т. 2. Санкт-Петербург, 1999. С. 445. Перевод А. М. Михайлова).
Понимание лирики как непосредственного самовыражения автора подверглось корректировке в литературоведении 20 в. Была выделена особая разновидность лирики: т. н. ролевая лирика – лирические произведения, в которых субъектом высказывания («я») является персонаж (мифологический, литературный, исторический), заведомо отличный от автора; обращено внимание на многослойность лирического «я» в некоторых поэтических текстах, обозначающего одновременно несколько лирических субъектов. Для лирического «я», не противопоставленного реальному автору, но и не совпадающего с ним и наделённого собственной поэтической биографией, Ю. Н. Тыняновым был предложен термин «лирический герой».
Исторический очерк
Лирика как род литературного творчества складывалась в античной Греции в 7–6 вв. до н. э. В узком смысле она включала только мелику; в широком – также и декламационную поэзию, произносившуюся или певшуюся в сопровождении авлоса. Жанры декламационной лирики – маршевая песнь (эмбаттерий), написанная анапестом, элегия и ямб. Элегия первоначально определялась не особенностями тематики (мотивы грусти и печали закрепились за элегией главным образом благодаря творчеству римских поэтов – Тибулла, Секста Проперция и др.), но используемым стихотворным размером (элегический дистих). Ямб, характеризовавшийся разными формами ямбического стиха, тяготел к сатирической тематике, к шутке, насмешке и брани.
Древнегреческая лирика восходила к фольклорным жанрам: сольная мелика – к любовным, свадебным и застольным песням; хоровая – к торжественным обрядовым восхвалениям (гимнам); элегия ведёт своё происхождение от погребального плача, а ямб – от народных обличительных куплетов. Первые элегические поэты – Каллин и Тиртей; элегии и ямбы писал Архилох, для произведений которого характерны мотивы сомнения в традиционных ценностях. Язвительная насмешливость, настроения разочарования и безнадёжности, поиск спасения в наслаждениях жизни претворены в поэзии Семонида Аморгского. Пессимистический взгляд на мир присущ лирической поэзии Феогнида Мегарского. В мелике особую известность получили Алкей и поэтесса Сапфо, преобразовавшая фольклорные жанры в тексты, выражающие оттенки индивидуального любовного чувства. Певец простых радостей жизни, застолий и беззаботной любви – Анакреонт. Признанные образцы торжественной лирики (оды) создал Пиндар.
Традиции греческой лирической поэзии унаследованы римской лирикой. В творчестве Катулла происходит открытие противоречивости любовного чувства, ещё не подчинённого в полной мере условным поэтическим нормам выражения. Певец гармонии, «золотой середины» – младший современник Катулла Гораций перенёс в римскую поэзию стихотворные размеры греческой лирики, создав произведения в разных лирических жанрах (оды, сатиры, послания), которым подражала европейская литература позднейших эпох. Образ поэта-изгнанника и безвинного страдальца в европейской культуре был закреплён за младшим современником Горация Овидием, автором написанных в ссылке книг лирики: «Скорбные элегии» и «Письма с Понта».
В ближневосточной словесности к первым образцам лирики формально могут быть отнесены произведения, составившие «Книгу хвалений» (в христианской традиции Псалтирь), приписываемую царю Давиду. Признаками лирики обладают и любовные стихотворения, авторство которых связывается с сыном Давида царём Соломоном и которые получили в письменной традиции именование Песни песней (вошли, как и Псалтирь, в состав Библии). Лирические фрагменты есть и в пророческих книгах Библии. Все эти тексты оказали существенное влияние на европейскую лирику Нового времени; однако они не создавались и не воспринимались как собственно литературные произведения.
На Дальнем Востоке традиции лирического творчества уже в древний период формируются в словесности Китая: в антологии «Книга песен» («Ши цзин») представлены произведения различных жанров (шестистишия, храмовые песнопения сун и др.). Классическим периодом китайской поэзии считается эпоха империи Тан (7–10 вв.); его представляют «стихи нового стиля» (синь ти ши) – четырёхстишия и восьмистишия, написанные пятисловным и семисловным размером (Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу и др.). В период правления династии Сун (10–13 вв.), наряду с классической формой ши (творчество Лу Ю), получила распространение песенная лирика цы с более свободной поэтической формой (творчество Лю Юн, Синь Цицзи). Многообразием тем отличается поэзия Су Ши, писавшего в жанрах ши и цы.
Японская средневековая лирика, развивавшаяся под влиянием китайской, представлена поэтической антологией «Манъёсю» (2-я половина 8 в.), включающей стихотворения примерно 500 авторов в различных жанрах: тёка, или нагаута, – длинная песня, соотносящаяся с различными жанрами европейской поэзии – балладой, элегией, одой; танка – короткая песня-пятистишие, ставшая позднее главным жанром японской лирики и выражающая разнообразные чувства; сэдока – песня-шестишие рыбака. Наиболее известные японские поэты последующих эпох – Сайгё и Сётцу. С начала 17 в. получает широкое распространение форма хайку – лирических трёхстиший, признанным мастером которых был Басё. Китайскую и японскую лирику отличают лаконичность, установка на выразительную предметную деталь, особенная значимость поэтического подтекста.
Арабская средневековая лирика сформировала свою особую систему жанров, в которой центральное место занимала касыда, и устойчивый набор поэтических формул. Основные мотивы – прославление властителей (жанр панегирика, в котором писал аль-Ахталь), любовь (Маджнун и Омар ибн Аби Рабиа), воспевание вина и пиров (Абу Нувас). В арабской литературе под влиянием античной греческой традиции зарождается филологическая критика, появляются трактаты, посвящённые лирике.
Традиции средневековой персидской поэзии, изначально развивавшейся во многом на основе арабской лирики, были заложены в 9–10 вв. Рудаки в любовной и пейзажной лирике разрабатывал форму двустишия – бейта, строя его на симметричном противопоставлении контрастных образов. Философские мотивы вечного круговорота всего земного, поиска истины и упоения радостями жизни характерны для лирических четверостиший (рубаи) Омара Хайяма. Джалаладдин Руми, следуя мистическому учению суфизма, воспевал в своих стихотворных импровизациях – газелях – чувственную любовь как выражение стремления человека к слиянию с божеством. Мастером газелей, объединявшим их в «венки», скреплённые двустишием – рефреном, был Саади. До предельной отточенности довёл жанр газели Хафиз Ширази, славивший вино и любовь. В Западной Европе персидская поэзия обрела известность в предромантическую эпоху; наиболее яркий пример её влияния – опыт синтеза поэтических традиций в книге «Западно-восточный диван» И. В. Гёте (1819).
В Западной Европе в Средние века продолжала существовать лирика на латинском языке: в 12–13 вв. она была представлена поэзией бродячих школяров – вагантов, сочетавших книжные и фольклорные традиции. Для лирики вагантов характерны элементы пародии (в том числе на Священное Писание и богослужебные тексты) и сатиры; их любовная лирика навеяна поэзией Овидия. В эту эпоху развивается религиозная медитативная лирика, создаются и новые формы любовной лирики на народных языках – т. н. куртуазная лирика (сочинения миннезингеров в Германии, трубадуров в Провансе, труверов в Северной Франции). Средневековая лирика, в отличие от античной, пользовалась рифмой, разрабатывала различные сложные формы строфики (канцона и др.). В среде трубадуров возникли альба, сирвента, тенсона. Для куртуазной лирики характерен образ лирического «я» – рыцаря, а также идеализированный образ Прекрасной Дамы, красоте и добродетели которой рыцарь поклоняется почти религиозно. Во многом под воздействием куртуазной поэзии в лирике Италии 2-й половины 13 в. формировался «Dolce stil nuovo», повлиявший на Данте и Ф. Петрарку, которые преодолели его условные поэтические формулы и придали своей лирике более индивидуальный характер. В итальянской лирике Возрождения культивируются сложные устойчивые строфические формы (сонет и др.). Ренессансные черты проявились позднее в творчестве английских поэтов – Ф. Сидни и У. Шекспира, создавших циклы сонетов с иной системой рифмовки, чем в итальянской традиции, в творчестве поэтов «Плеяды» во Франции 16 в. (П. де Ронсар, Ж. дю Белле и др.), в лирических стихотворениях Л. ди Камоэнса в Португалии и т. д.
В 17 в. в лирике утвердился новый стиль – барокко: характерная для него поэтика парадокса, неожиданное сближение разнородных понятий и предметов, причудливое сочетание предметности и иносказания, интерес к фигурным стихам и др. проявились в лирике поэтов различных стран (Л. де Гонгора в Испании, Дж. Марино в Италии, Дж. Донн в Англии, А. Грифиус в Германии и др.). В России именно дидактические и панегирические стихотворения придворного барокко были первыми образцами лирики (творчество Симеона Полоцкого, Сильвестра, Кариона Истомина).
На протяжении 17 в. барокко в европейской лирике вытеснялось классицизмом, вводящим лирические жанры в рамки строгой иерархии по тематике, предмету изображения, языку и стилю. Главным высоким жанром лирики признана ода, к средним жанрам относились элегия и послание, к низким жанрам – сатирическая лирика и подражания народным песням. В России эта жанровая система формировалась с 1730-х гг. благодаря деятельности В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова и М. В. Ломоносова, в творчестве которого был создан канон главного жанра русской лирики 18 в. – торжественной оды. Чистота лирических жанров была нарушена Г. Р. Державиным, обновившим оду посредством включения в неё автобиографического материала, сатирических элементов, обыденной предметности. В творчестве Н. М. Карамзина и его последователей (К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский и др.) на первый план вышла тематика частной жизни, которая нашла воплощение в жанрах, прежде причислявшихся к средним. К. Н. Батюшков развивал традиции французской «лёгкой поэзии» и предромантической лирики (Э. Парни, Ш. Мильвуа). Доминантное значение в русской лирике 1800–1820-х гг. получил жанр элегии (Е. А. Боратынский и др.).
В западноевропейской лирике элегия заняла центральное место раньше, во 2-й половине – конце 18 в. (А. Шенье и др. во Франции, И. В. Гёте и Ф. Шиллер в Германии), и приобрела предромантический облик. В поздних лирических произведениях Ф. Шиллера преобладают принципы философской лирики, «поэзии мысли».
Романтизм, провозгласивший культ индивидуального авторского «я», кардинально изменил характер европейской лирики: отказ от ориентации на сформировавшиеся ещё в Античности традиции риторики и поэтики привёл к разрушению её жанровой системы. Устойчивые лирические жанры (элегия, дружеское послание) начали исчезать; лирические тексты всё чаще принимали характер свободного высказывания, в котором непринуждённо сочетались медитативные, пейзажные, автобиографические и другие моменты. Эти черты проявились в лирике английских романтиков – У. Вордсворта, С. Т. Колриджа, П. Б. Шелли, Дж. Китса. Культивирование формы лирического фрагмента, любовь к неожиданным метафорам и ирония характерны для немецкого романтического поэта Г. Гейне. Во французской лирике романтический период (А. де Ламартин, В. Гюго, А. де Мюссе и др.) сменился творчеством поэтов, посвятивших себя культу красоты, эстетизации реальности (поэты «Парнаса» – Т. Готье, Леконт де Лиль).
В России вершинным явлением, подводившим итог развития лирики 18 в. и в трансформированном виде вобравшим в себя романтический опыт, стала поэзия А. С. Пушкина. Дальнейшее развитие русской лирики происходило в русле преодоления пушкинской поэтики, воспринимаемой как стесняющая, посредством решительного соединения разнородных стилистических традиций и возрастания лирической экспрессии (М. Ю. Лермонтов); этому способствовало также обращение к одической стилистике 18 в. и её соединение с элегическими мотивами и поэтикой фрагмента (Ф. И. Тютчев), возрождение стилистики В. А. Жуковского, соединяемой с установкой на причудливую метафоричность, ассоциативность и в то же время предметность (А. А. Фет). С 1840-х гг. и до начала 1890-х гг. русская литература переживала период абсолютного господства прозы. Из лириков популярность и влияние сохранил только Н. А. Некрасов благодаря радикальной трансформации лирической поэтики (прямая социальная ангажированность, прозаизация слога, отказ от гармонии, установка на «говорную» интонацию, обращение к «низким» для донекрасовской лирики предметам и др.). Только с начала 1890-х гг. лирика отвоевала прежние позиции благодаря поэтам символизма (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минский, В. Я. Брюсов, Вяч. И. Иванов, Андрей Белый, А. А. Блок и др.). В Западной Европе в русле символизма развивалось творчество французских поэтов Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме, отдававших предпочтение авторскому «произволу» перед требованиями ясности и логической связности текста.
В европейской лирике первых десятилетий 20 в. происходило скрещение традиций, установок и приёмов, характерных для различных литературных направлений и течений (импрессионистические, символистские и неоклассические черты в творчестве С. Георге, отстранённое воспроизведение символистских мотивов у П. Валери). Одна из господствующих тенденций европейской и североамериканской лирики этого периода проявилась в установке на конкретность и ощутимость поэтического образа, в доминирующей роли визуального начала (англо-американский имажизм – Т. Э. Хьюм, Э. Паунд, Т. С. Элиот и др.). Получили распространение лирические произведения, основанные на включении в них необработанного материала из сферы повседневности (газетных заголовков, реплик из уличных разговоров и т. д.), контрастирующего с элементами поэтической традиции (Э. Паунд), с характерным для жанра элегии набором тем и настроений (Г. Аполлинер). Новаторские тенденции отразились в предпочтении свободного стиха (Э. Паунд, У. К. Уильямс, К. Сэндберг, Р. М. Рильке), в отказе от знаков препинания и в создании каллиграмм – стихотворений-рисунков (Г. Аполлинер). Крайняя форма авангарда в европейской лирике – футуризм (Ф. Т. Маринетти и др.) с его установкой на выражение энергии жизни, графическое изображение и отказ от полновесного, значимого слова, проявляющийся в зауми, культивировании псевдолексем – звуковых комплексов, заменяющих словесный ряд. В 20 в. откровенно экспериментальной лирике противостояла лирика, ориентированная на простоту, демонстративно «архаичная» и консервативная по форме, но изображающая драматический и трагический конфликты и переживания, характерные для нового века (Р. Фрост и др.); обращающаяся к эпохе Античности, эллинизма, но воссоздающая её в неклассических формах (К. Кавафис).
В целом в западной литературе 20 в. доминировала модернистская лирика (Р. М. Рильке, У. Б. Йейтс, Т. С. Элиот, У. Х. Оден, Ф. Гарсиа Лорка и др.), которую отличают неожиданное сближение всеобщего и конкретного, отказ от стилевого единства, игра с литературными подтекстами, кажущаяся произвольность ассоциаций, материализация, «овеществление» метафор, размывание границ между миром текста и вещественным бытием. Лирика 20 в. обнаруживает переклички и взаимосвязь с философскими течениями – персонализмом, экзистенциализмом и др.
В России реакцией на исчерпание поэтики иносказания и религиозно-мифологических мотивов символизма стали в начале 20 в. акмеизм (Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам) и футуризм (В. Хлебников, В. В. Маяковский и др.). Оппозицию поэзии В. В. Маяковского, ориентированной на одическую торжественную декламацию, образовала лирика С. А. Есенина, тематически и мелодически преемственная по отношению к элегии и к романсу, отличающаяся напевной мелодикой. Изначально связано с футуризмом творчество Б. Л. Пастернака, эволюционировавшего в направлении большей простоты и ясности. Вне направлений – поэзия М. И. Цветаевой, сочетавшая некоторые черты футуристической поэтики с романтическими мотивами.
Русская поэзия после Октябрьской революции 1917 г. первоначально развивалась под знаком преемственности по отношению к акмеизму, понимаемому как «классичность», с одной стороны, и футуризму, воспринимаемому как радикальная версия авангарда, – с другой. Соединение приёмов футуристической поэзии, эпатирующих экспериментов и присущей символизму установки на сокровенную философскую глубину характерно для поэтов ОБЭРИУ (Д. И. Хармс, А. И. Введенский, Н. А. Заболоцкий).
В русской лирике 2-й половины 20 в. отчасти прослеживалась ориентация на поэтические традиции Серебряного века: отголоски акмеизма у Б. А. Ахмадулиной, футуризма – у А. А. Вознесенского, Р. И. Рождественского, в меньшей степени у Е. А. Евтушенко и др. Во 2-й половине 20 в. в русской литературе, в том числе и в лирике, возросли роль самиздата и значение официально не признанных поэтических групп и кружков. Приобрела популярность лирика в форме авторской песни (А. А. Галич, Б. Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий и др.). Наиболее значительный русский поэт 2-й половины 20 в. – И. А. Бродский, одновременно ориентировавшийся на традицию (в том числе англоязычную) и радикально обновивший поэтическую образность и лексику.