Парни Эварист
Парни́ Эвари́ст, Эварист Дезире де Форж де Парни (Évariste Désiré de Forges de Parny) (6.2.1753, Сен-Поль, остров Бурбон, ныне остров Реюньон – 5.12.1814, Париж), французский поэт, военный и государственный деятель; шевалье, затем виконт.
Сын колониального чиновника. В 1760-е гг. учился в коллеже г. Рен. В 1771 г. поступил в католическую семинарию Cен-Фирмен в Париже (не доучился), затем состоял на военной службе. В начале 1770-х гг. вместе с А. Бертеном организовал литературный кружок «Орден казармы» («Ordre de la Caserne»). В 1779 г. стал капитаном драгунского полка, в 1783 г. – адъютантом виконта Ф. де Суйака. В 1785 гг. путешествовал по Индии с военными и дипломатическими миссиями. В 1786 г. вышел в отставку, поселился в Париже. Разорился во время Французской революции 18 в. В 1790-е гг. был вынужден поступить на гражданскую службу и зарабатывать на жизнь литературным трудом.
Творчество Парни, испытавшего значительное влияние Вольтера, – яркий пример эволюции французской поэзии от классицизма к романтизму. Первое крупное произведение – «Послание к восставшим в Бостоне» («Épître aux insurgents de Boston», 1777), посвящённое борьбе американских колонистов за независимость (см. в статье «Бостонское чаепитие» 1773). Ставшие одной из вершин французской «лёгкой поэзии» поэтические сборники «Эротические стихотворения» («Poésies érotiques», 1778), «Поэтические безделки» («Opuscules poétiques», 1779), «Элегии» («Élégies», 1784) отличают изящество формы, лаконизм и афористичность стиля, виртуозное обыгрывание эпикурейских мотивов, а также тонкая элегическая интонация, стремление к непосредственности в передаче любовного чувства.
Исполненный антиколониального пафоса сборник «Мадагаскарские песни» («Chansons madécasses», 1787, положены на музыку М. Равелем, 1926) – один из первых образцов стихотворений в прозе во французской литературе. В «галантных» поэмах «Потерянный рай» («Le Paradis perdu»), «Библейские любовные истории» («Les Galanteries de la Bible», обе изданы в сборнике «Украденный портфель», «Le Portefeuille volé», 1805) Парни в эротическом ключе переосмыслил античные мифы и библейские истории. Особенный успех снискала написанная 10-сложником с нерегулярными рифмами и проникнутая вольнодумством ироикомическая поэма в 10 песнях «Война древних и новых богов» («La Guerre des dieux anciens et modernes», 1799).
С 1803 г. член Французской академии.
Художественное наследие Парни оказало большое воздействие на французскую поэзию 19 в. – как на романтиков (Ф.-Р. де Шатобриан, А. де Ламартин), так и на мастеров политического памфлета (П.-Ж. де Беранже). Усвоению поэтических образцов Парни способствовал расцвет жанра элегии в России в начале 19 в.; его творчество высоко оценивал А. С. Пушкин. Среди первых переводчиков на русский язык: Е. А. Боратынский, К. Н. Батюшков (прозванный Пушкиным «русским Парни»), Д. В. Давыдов, В. Л. Пушкин, В. А. Жуковский.