Трубадуры
Трубаду́ры (франц. troubadours, от окситан. trobador, от trobar – находить, изобретать), средневековые провансальские поэты-музыканты, сочинявшие на окситанском языке.
Считаются первыми профессиональными поэтами в Западной Европе, которые стали писать не на латыни, а на народном языке. Творчество трубадуров – яркий пример куртуазной литературы, развивалось в 11–13 вв. при дворах провансальской знати (первым трубадуром, по легенде, был Гильом IX) под влиянием классической древнеримской поэзии, средневековой латинской и арабо-андалузской поэтических традиций. Его основные темы – прославление Прекрасной Дамы, рыцарское служение, культ утончённой любви (fin’amor). Творчеству трубадуров присущи повышенное внимание к поэтическому языку, стремление к экспериментированию с поэтической формой (в сохранившихся текстах представлено свыше 900 различных размеров), разработка новых жанров (альба, пастурель, тенсона и др.). В 13 в. были составлены жизнеописания крупнейших провансальских трубадуров.
Все стихотворения трубадуров распевались (с собственным аккомпанементом на музыкальном инструменте). Нотных памятников сохранилось немного: по разным оценкам, около 300 образцов, возможно, из-за относительно небольшого количества мелодий, которыми трубадуры пользовались по принципу контрафактуры, прилаживая их к разным стихам (так делал, например, Бертран де Борн). Наиболее известные нотные образцы – эстампида «Kalenda maya» Раймбаута де Вакейраса и альба «Reis glorios» Гираута де Борнеля. Сохранились также 3 песни Пейре Карденаля, по 4 – Маркабрюна и Джауфре Рюделя, 6 – Арнаута де Марейля, 17 – Пейроля, 18 – Бернарта де Вентадорна, 22 – Раймона де Мираваля; 29 (наибольшее количество) – «последнего трубадура» Гираута Рикье. Многие песни трубадуров написаны в форме бар.
Творчество провансальских трубадуров оказало значительное влияние на западноевропейскую лирику, в том числе на труверов, миннезингеров, представителей сицилийской поэтической школы, поэтов «дольче стиль нуово», а также Данте, Ф. Петрарку и др.