Ахматова Анна Андреевна
Ахма́това А́нна Андре́евна (псевдоним с 8.6.1926; урождённая Горенко) [11(23).6.1889, селение Большой Фонтан близ Одессы, Херсонская губерния, Российская империя, ныне в черте Одессы, Украина – 5.3.1966, санаторий «Подмосковье» в Подольском районе Московской области (ныне в городском округе Домодедово Московской области), похоронена в посёлке Комарово Ленинградской области, ныне Курортный район Санкт-Петербурга], русская поэтесса, переводчица, литературовед. Из дворян. Отец – Андрей Антонович Горенко [13(25).1.1848–25.8(7.9).1915], капитан 2-го ранга (1887), статский советник (1900), в 1890-х гг. – 1905 г. служил в Государственном контроле, затем член Совета главноуправляющего Главного управления торгового мореплавания и портов, член комитета Общества содействия русской промышленности и торговле, член правления Русского Дунайского пароходства. Мать – Инна Эразмовна Горенко (урождённая Стогова, в 1-м браке Змунчилла; 1856–1930).
Детские годы провела в Царском Селе, с 1905 г. жила с матерью в Евпатории, с 1906 г. в Киеве. Училась на юридическом отделении Высших женских курсов в Киеве (1908–1910). В 1903 г. познакомилась с Н. С. Гумилёвым, который позднее стал её мужем (1910–1918). В 1910 г. (вместе с Гумилёвым) и в 1911 г. посетила Париж (где близко познакомилась с А. Модильяни), в 1912 г. – Италию.
Стихи писала с детства; в сохранившихся ранних опытах чувствуется влияние новой русской (особенно А. А. Блока и В. Я. Брюсова) и французской (от Ш. Бодлера до Ж. Лафорга) поэзии. Отец, не одобрявший занятия дочери, запретил ей публиковать стихи под настоящей фамилией, что побудило её взять литературный псевдоним, которым стала девичья фамилия её прабабушки Прасковьи Федосеевны Мотовиловой. Первая публикация – стихотворение «На руке его много блестящих колец» в журнале «Сириус» (1907. № 2), издававшемся Н. С. Гумилёвым в Париже. С 1910 г. входила в круг Вяч. И. Иванова, с 1911 г. печаталась в журнале «Аполлон», тогда же познакомилась с В. К. Шилейко, который стал её вторым мужем (1918–1921, официально разведены в 1926). Была секретарём «Цеха поэтов» с момента возникновения до роспуска. Участвовала в группе акмеистов. Стихи 1910–1911 гг. составили книгу «Вечер» (1912, предисловие М. А. Кузмина). Образ современной женщины, возникший в этих «бедных стихах пустейшей девочки», как называла их сама Ахматова, был воспринят читателями и критикой с глубоким интересом. Одновременно высокую оценку получило поэтическое своеобразие её лирики: «сочетание тончайшего психологизма с песенным ладом» (Мандельштам О. Слово и культура. Москва, 1987. С. 253), «дневниковость», свободно переходящая в философские размышления, перенесение в поэзию приёмов классической прозы 19 в., безупречное владение всеми возможностями русского стиха. Критики отмечали в «Вечере» влияние И. Ф. Анненского, которого и сама Ахматова неоднократно называла своим учителем.
25 ноября 1913 г. Ахматова впервые и с большим успехом выступила со стихами перед большой аудиторией – на Высших женских (Бестужевских) курсах. В 1910-х гг. стала излюбленной моделью для живописцев (А. М. Зельманова-Чудовская, С. А. Сорин, Н. И. Альтман, О. Л. Делла-Вос-Кардовская, З. Е. Серебрякова и др.)
Вторая книга стихов, «Чётки» (1914), дала повод говорить о трансформации образа лирической героини, наделяемой необыкновенной силой духа, готовностью преодолеть все выпадающие на её долю испытания, ощущением особого исторического предназначения своей страны. Статью Н. В. Недоброво «Анна Ахматова» (1915), где эти черты определялись впервые, Ахматова до конца жизни считала предсказанием своей творческой эволюции. В трёх следующих книгах стихов («Белая стая», 1917; «Подорожник», 1921; «Anno Domini MCMXXI», 1921) утверждается историзм художественного мышления, органическая связь с традициями русской поэзии, особенно пушкинской эпохи. Открытая гражданственность поэзии Ахматовой, а также намеренная загадочность многих стихотворений, в которых современники усматривали противостояние ужасам современности, привели поэтессу к столкновениям с властью. На протяжении 1925–1939 гг. её стихи не печатались, писала она немного, занимаясь преимущественно изучением творчества А. С. Пушкина.
С ноября 1941 г. по май 1944 г. проживала в эвакуации в Ташкенте, где познакомилась с композитором А. Ф. Козловским, написавшим музыку к её стихам «Царскосельская статуя», «Ива», фрагментам «Поэмы без героя», «восточной драме» «Энума элиш» (не окончена) и др.
Литературоведческие штудии Ахматовой, при соблюдении полной научной корректности (многие выводы её работ признаны учёными), были тесно связаны с размышлениями о трагизме поэзии 20 в. Аресты третьего (1922–1938) мужа, искусствоведа Н. Н. Пунина и сына Л. Н. Гумилёва стали толчком к созданию цикла стихов «Реквием», который Ахматова долгое время опасалась доверить бумаге (1935–1940; опубликован в Мюнхене в 1963, в России – в 1987).
Около 1936 г. начался новый подъём в творчестве Ахматовой: сложилась книга стихов «Тростник», в 1940 г. был создан первый вариант «Поэмы без героя», воссоздающей атмосферу Серебряного века (работа над поэмой продолжалась до конца жизни). В 1940–1946 гг. стихи Ахматовой часто публиковались, вышел сборник «Из шести книг» (1940), патриотические стихотворения периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. вызвали одобрительную реакцию советской критики. Однако постановление ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» (1946) послужило началом травли поэтессы. Она была исключена из Союза писателей, за ней велась слежка, её осмеливались поддерживать лишь немногие друзья. После ареста сына в 1949 г., стремясь спасти его жизнь, вынуждена была написать и опубликовать казённые прославления И. В. Сталина и большевизма. Вместе с тем Ахматова создавала трагические стихи, опубликованные на родине только после её смерти.
Возвращение Ахматовой в литературу стало возможным лишь в конце 1950-х гг. В 1958 и 1961 гг. вышли два сборника избранных стихотворений, в 1965 г. – книга стихов «Бег времени». Автобиографическая проза Ахматовой, оставшаяся по большей части незавершённой, как и её воспоминания о Блоке, Модильяни и других, опубликованы посмертно. В 1964 г. получила итальянскую литературную премию «Этна-Таормина», в 1965 г. избрана почётным доктором Оксфордского университета. В последние годы жизни была окружена вниманием младших поэтов (среди которых особенно выделяла И. А. Бродского и А. Г. Наймана) и исследователей.
Интенсивное лирическое переживание, вписанное в широкую эпическую картину не только России 19–20 вв., но и всей человеческой истории, неразрывно связано у поздней Ахматовой с осознанием собственной поэзии как составной части мировой культуры. Вместе с тем её поэзия несёт в себе естественность человеческого чувства, не омрачённого трагизмом жизни, в который оно погружено. В лучших её лирических стихах и в «Поэме без героя» появляется «тайна без криптограммы», особая углублённость образов, многочисленные, то легко узнаваемые, то едва заметные отсылки к различным культурным пластам, соединение кажущейся простоты словесной структуры с магией ритма и сложными семантическими построениями, нередко восходящими к искусству авангардизма.
Произведения Ахматовой переведены на многие языки.