Сапфо
Сапфо́ (Сафо; аттический диалект Σαπφώ, эолийский диалект Ψαπφώ) (между 630 и 612, о. Лесбос – около 570 до н. э.), древнегреческая поэтесса. Писала на эолийском диалекте древнегреческого языка. По сообщению Страбона, была современницей и соотечественницей Алкея. Источником биографических сведений о Сапфо служит в основном её мелика. Предположительно, из аристократического семейства, имела несколько братьев и, возможно, дочь. В Суде содержится указание (вероятно, ложное) на мужа. По легенде, была главой женского сообщества (фиаса), посвящённого культу Афродиты. Согласно Паросской хронике, во время государственного переворота на Лесбосе была вынуждена бежать на Сицилию, где жила в Сиракузах (примерно до 579 до н. э.). Истинные обстоятельства конца жизни неизвестны. По крайней мере с эпохи Менандра существовала легенда о моряке Фаоне, в которого Сапфо была влюблена; когда он не вернулся из плавания, она бросилась в море с Левкадской скалы.
Известно, что филологами Александрийской библиотеки труды Сапфо были разделены на 9 книг по метрическому принципу; в первой книге содержались произведения, написанные сапфической строфой. Уже в Античности Сапфо считалась великой поэтессой; в приписываемой Платону эпиграмме из Палатинской антологии Сапфо названа десятой музой.
Поэзия Сапфо сохранилась в отрывках (свыше 100 фрагментов; в основном папирусные находки и цитаты у позднейших авторов); целиком представлен «Гимн к Афродите», процитированный Дионисием Галикарнасским в качестве примера изысканного стиля, а также гармонии формы и содержания.
Лирика Сапфо, тесно связанная с фольклорной традицией, характеризуется вниманием к деталям, музыкальностью языка и повышенной эмоциональностью; её основные темы – страстная любовь, в том числе к подругам, горе разлуки, напутствие невесте.
Образ Сапфо неоднократно привлекал внимание художников (античная вазопись и скульптура; картины Ж.-Л. Давида, Г. Моро, Г. Климта и др.). Сапфо и её кружку обязано своим появлением понятие «лесбийская любовь».