Рембо Артюр
Рембо́ Артю́р, Жан Никола Артюр Рембо [Jean Nicolas Arthur Rimbaud; псевдоним – Жан Бодри (Jean Beaudry)] (20.10.1854, Шарлевиль, ныне Шарлевиль-Мезьер – 10.11.1891, Марсель), французский поэт. Основоположник и ключевая фигура европейского литературного символизма.
Биографические сведения
Отец – Фредерик Рембо (1814–1878) – в качестве капитана пехоты участвовал во французском завоевании Алжира 1830–1847 гг. и в других военных кампаниях; с 1860 г. жил отдельно от семьи. Мать – Витали Рембо (урождённая Мари Катрин Витали Кюиф, 1825–1907) – из семьи фермера.
В 1861–1865 гг. учился в частной школе Роса в Шарлевиле, с 1865 г. – в муниципальном коллеже того же города (не окончил). С детства проявлял способности к сочинительству, занимался переводами с латыни. Среди ранних, ученических стихотворений на латинском языке: «Была весна…» («Ver erat…»), «Уже новый год…» («Jamque novus…»), «Югурта» («Jugurtha»; все созданы в 1869).
Первое значительное стихотворение на французском языке – «Подарки сирот к Новому году» («Les Étrennes des orphelins», создано в 1869) на тему несчастного детства – вышло в 1870 г. в La Revue pour tous («Журнал для всех»). Другое стихотворение, «Три поцелуя» («Trois baisers», создано в 1870), напечатанное в том же году в сатирическом журнале La Charge («Шарж»), отражает влияние фривольной, «лёгкой поэзии» 18 в.
24 мая 1870 г. Рембо отправил Т. де Банвилю, одному из лидеров поэтической группы «Парнас», в Париж письмо, в котором изъявил желание стать парнасцем, и приложил три своих стихотворения – «Предчувствие» («Sensation», издано в 1889), «Офелия» («Ophélie», издано в 1891) и «Верую в Единую» («Credo in unam»; в версии 1891 – «Солнце и плоть», «Soleil et chair»), – однако надежды на покровительство не оправдались.
В 1870–1871 гг., желая жить самостоятельно, сбегал из дома, пытался обосноваться в Париже и Шарлеруа. В 1870 г. в региональной политической газете Progrès des Ardennes (выходила в 1870–1871) под псевдонимом Жан Бодри опубликовал памфлет «Сон Бисмарка» («Le Rêve de Bismarck», обнаружен и атрибутирован в 2008), в котором высмеял завоевательные устремления О. фон Бисмарка во франко-прусской войне 1870–1871 гг. Приветствовал Парижскую коммуну 1871 г.: стихотворения «Парижская оргия, или Париж заселяется вновь» («L’Orgie parisienne, ou Paris se repeuple», 1871, издано в 1883), «Парижская военная песня» («Chant de guerre parisien», 1871, издано в 1891) и др.
Творчество
Большое влияние на формирование художественной манеры Рембо оказала французская лирика середины 19 в., прежде всего – В. Гюго и Ш. Бодлера. В письмах 1871 г., названных впоследствии «письмами ясновидца» (lettres du voyant), к преподавателю риторики Жоржу Изамбару (13 мая) и литератору Полю Демени (15 мая) он изложил свою символистскую, идущую от романтизма концепцию «ясновидческой» поэзии. Согласно Рембо, «первое, что должен достичь тот, кто хочет стать поэтом, – это полное самопознание; он отыскивает свою душу, её обследует, её искушает, её постигает. <...> Поэт превращает себя в ясновидца длительным, безмерным и обдуманным приведением в расстройство всех чувств. Он идёт на любые формы любви, страдания, безумия. Он ищет сам себя. Он изнуряет себя всеми ядами, но всасывает их квинтэссенцию». Так поэт «становится самым больным из всех, самым преступным, самым проклятым – и учёным из учёных» (Рембо. 1982. С. 239), а его творчество – воплощением высшего знания.
В 1-й половине 1870-х гг. Рембо значительно усложнил поэтическую форму, усматривая в ней главное средство воздействия на читателя; активно использовал метафоры, ассонансы, анжамбеманы, экспериментировал с ритмом. Многие произведения этого периода отличаются намеренно сниженной, порой – грубой лексикой. Представление о поэте как пророке-ясновидце, способном познать истину и разглядеть красоту в низком и отвратительном, нашло отражение в стихотворениях «Вечерняя молитва» («Oraison du soir», 1871, издано в 1883), «Сидящие» («Les assis», 1871, издано в 1883), «Мои возлюбленные малютки» («Mes petites amoureuses», 1871, издано в 1891), «Искательницы вшей» («Les chercheuses de poux», 1871, издано в 1883), «Бал повешенных» («Bal des pendus», 1870, издано в 1891) и др.
Одно из самых известных произведений Рембо – стихотворение «Пьяный корабль» («Le bateau ivre», 1871, издано в 1883, русский прозаический перевод 1901), написанное александрийским стихом. В нём представлена символико-аллегорическая история, не поддающаяся однозначному толкованию: корабль, он же лирический герой, образ которого можно интерпретировать как метафору человечества или отдельной личности, наслаждается бредовыми видениями и экзотическими пейзажами, однако затем, разочаровавшись в мире, признаётся, что не желает продолжать путь:
Слишком долго я плакал! Как юность горька мне,
Как луна беспощадна, как солнце черно!
Пусть мой киль разобьёт о подводные камни,
Захлебнуться бы, лечь на песчаное дно.
<…>
Надоела мне зыбь этой медленной влаги,
Паруса караванов, бездомные дни,
Надоели торговые чванные флаги
И на каторжных страшных понтонах огни!
Стихотворение «Пьяный корабль» отличается смелой образностью, многообразием средств художественной выразительности (метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты и др.), музыкальностью стиха.
Широкую известность также снискал сонет «Гласные» («Voyelles», 1871; издан в 1883), где Рембо в духе Ш. Бодлера рассуждал о взаимосвязи звука и цвета, «окрашивая» гласные буквы в определённый цвет, и о неадекватности рационального постижения действительности:
А – черно, бело – Е, У – зелено, О – сине,
И – красно… Я хочу открыть рождение гласных.
А – траурный корсет под стаей мух ужасных,
Роящихся вокруг как в падали иль в тине,
Мир мрака; Е – покой тумана над пустыней,
Дрожание цветов, взлёт ледников опасных...
В сентябре 1871 г. Рембо по приглашению П. Верлена приехал из Шарлевиля в Париж. Там он вёл богемный образ жизни, прослыл грубияном и скандалистом. В 1871–1872 гг. читал стихотворения на ужинах литературного кружка «Дрянные мальчишки»; изгнан после того, как в начале марта 1872 спровоцировал конфликт и ударил тростью-шпагой Э. Каржа); входил в кружок зютистов, писал пародийные, во многом провокационные стихотворения [например, «Сонет о дыре в заду» («Sonnet du trou du cul», создан в 1872 в соавторстве с Верленом)], вошедшие в коллективный поэтический сборник «Зютический альбом» («L'Album zutique», 1943).
В 1872–1873 гг. вместе с Верленом, ставшим его ближайшим другом, Рембо путешествовал по Бельгии и Англии. Тогда же он написал два поэтических сборника, пронизанных декадентским мироощущением: «Последние стихотворения» («Les derniers vers», 1872) и «Озарения» («Les illuminations», 1872–1873, издан в 1886). Для первого характерны установка на музыкальность и звучание стиха, вольное обращение с рифмой и устоявшимися правилами французского стихосложения. Во вторую книгу вошли 42 сложных для интерпретации стихотворения в прозе, не имеющие единой тематики и сюжета.
В 1873 г., после ссоры с Верленом в Брюсселе, закончившейся покушением на жизнь (10 июля Верлен дважды выстрелил из револьвера в Рембо, ранив его в запястье, и в августе 1873 был приговорён к двум годам тюремного заключения), вернулся во Францию. В этот же период создал книгу стихов и прозы «Одно лето в аду» («Une saison en enfer», 1873), в которой отрёкся от идей «ясновидческой» поэзии, а свои поэтические поиски и взаимоотношения с Верленом представил как путь через преисподнюю. Затем Рембо полностью отошёл от творчества. В 1875 г. в Штутгарте в последний раз встретился с вышедшим из тюрьмы Верленом и передал ему права на свои произведения [некоторые из них вошли в сборник литературно-критических очерков «Проклятые поэты» («Les Poètes maudits», 1884), название которого стало нарицательным].
Во 2-й половине 1870-х гг. Рембо много путешествовал по Европе, перебивался случайными заработками (работал переводчиком в цирке, строительным подрядчиком, грузчиком и т. п.), периодически бродяжничал. В 1880-х гг. занимался торговлей в Африке (Египет, Эфиопия) и на Ближнем Востоке (Йемен). В 1883 г. составил «Отчёт об Огадене» («Rapport sur l’Ogadine», 1883), в котором описал географическое, этнографическое, культурное положение этого региона. В мае 1891 г., страдая от боли в колене (в дальнейшем диагностировали рак кости), вернулся во Францию; за полгода до смерти пережил ампутацию ноги.
Влияние на европейскую поэзию, театр и кинематограф
Творчество Рембо оказало значительное влияние на развитие европейской поэзии 19–20 вв. Его произведения на русский язык переводили И. Ф. Анненский, В. Я. Брюсов, Н. С. Гумилёв, В. В. Набоков, Ф. Сологуб и др.
Стихотворения и письма поэта легли в основу спектакля М. Пинчера «Последнее пространство» («L’Espace dernier», поставлен в 2004, «Опера Бастий») с подзаголовком «Музыкальный театр в четырёх частях о жизни и творчестве Артюра Рембо» («Musiktheater en quatre parties autour de la vie et de l’œuvre d’Arthur Rimbaud»).
Жизни Рембо посвящены фильмы «Артюр Рембо, биография» («Arthur Rimbaud, une biographie», 1991, режиссёр Р. Диндо), «Полное затмение» («Total eclipse», 1995, режиссёр А. Холланд, главную роль исполнил Л. Ди Каприо) по мотивам одноимённой пьесы К. Хэмптона (1967).
Поэзия и образ Рембо в музыке
Музыку на стихи А. Рембо писали многие композиторы, среди них: П. Хиндемит (баллада «Bal des Pendus», 1942), Г. Дюпон (романсы «Les effarés», 1903; «Ophélia» из сборника «Poèmes d’automne», 1904), А. Башеле (романс «Le dormeur du val», 1915), Э. Гийом (романс «Sensation» из сборника «Quatre mélodies», 1921), Х. Эйслер (романс «Rimbaud-Gedicht», 1943), В. Цваг (кантата «Entre les Collines de Cratoule», 2013).
К текстам Рембо обращались авторы-исполнители популярной музыки, в их числе: Л. Ферре (альбомы «Verlaine et Rimbaud», 1964; «Une saison En Enfer», 1991; песни «Le Bateau ivre» из тройного альбома «Ludwig – L’Imaginaire – Le Bateau ivre», 1982; «On n’est pas sérieux quand on a dix-sept ans» из одноимённого альбома, 1986; «La Maline» из альбома «Les Vieux Copains», 1990), В. Лагранж (песня «Sensations» из альбома «Fleuve Congo», 2003), Эктор Зазу (альбомы «Parade Sauvage pour Arthur Rimbaud», 1991, и «Sahara Blue», 1992).
В 1978 г. на Авиньонском фестивале поставлена опера Л. Ферреро на либретто Л.-Ф. Кода «Рембо, или Сын солнца» («Rimbaud, ou Le Fils du soleil»; авторское обозначение жанра – quasi un melodramma).
Рембо упоминается в песне В. С. Высоцкого «О фатальных датах и цифрах» (1971) в числе поэтов, умерших в возрасте 37 лет.