Мандельштам Осип Эмильевич
Мандельшта́м О́сип Эми́льевич [3(15).1.1891, Варшава – 27.12.1938, пересыльный лагерь «Вторая речка» под Владивостоком], русский поэт.
Родился в еврейской семье. Отец, мастер перчаточного дела, стал купцом 1-й гильдии, что дало семье право жить вне черты оседлости. В 1897 г. семья переехала в Санкт-Петербург. С раннего детства Мандельштам находился под впечатлением архитектурного облика Санкт-Петербурга. В 1899–1907 гг. учился в Тенишевском училище; в 1907 г. в журнале училища были опубликованы два стихотворения Мандельштама. Увлёкшись революционной романтикой, Мандельштам в сентябре 1907 г. пытался вступить в ряды эсеров, куда не был принят по малолетству. В 1908–1910 гг. слушал лекции в Сорбонне и в Гейдельбергском университете. В мае 1911 г. в Выборге был крещён по методистскому обряду. В 1911–1917 гг. с перерывами учился на романо-германском отделении Санкт-Петербургского университета. Февральскую революцию 1917 г. приветствовал, Октябрьскую революцию 1917 г. – не принял, но уже через месяц признал историческую закономерность и необходимость случившегося.
Начинал как символист, последователь П. Верлена и Ф. Сологуба; испытал значительное влияние Ф. И. Тютчева. В 1909 г. в Санкт-Петербурге посещал «башню» Вяч. И. Иванова; в 1910 г. дебютировал стихами в журнале «Аполлон». В конце 1912 г. примкнул к акмеизму (написал манифест «Утро акмеизма», 1913, опубликован в 1919); дружбу с Н. С. Гумилёвым и А. А. Ахматовой считал одной из главных удач своей жизни. Дебютная книга стихов О. Э. Мандельштама «Камень» (1913) построена на контрасте первой, «символистской» части (стихи 1908–1911), в которой господствуют мотивы музыки и тихая печаль, и второй, «акмеистической», где доминируют оптимизм, архитектурные мотивы («Айя-София»; «Notre Dame», оба 1912; «Адмиралтейство», 1913, и др.): в природе, согласно концепции Мандельштама-акмеиста, всё подчинено «тайному плану» Архитектора-Создателя.
С начала 1916 г. жил преимущественно в Москве; на короткое время сблизился с М. И. Цветаевой (их отношения отразились в стихах, обращённых друг к другу). Стихотворения периода 1-й мировой войны 1914–1918 гг. и обеих революций составили второй поэтический сборник – «Tristia» (1922, полностью опубликован в 1923 под названием «Вторая книга», с посвящением «Н. Х.» – Н. Я. Хазиной, жене поэта; заглавие восходит к «Скорбным элегиям» Овидия), знаменовавший эволюцию О. Э. Мандельштама от рациональной ясности поэтики акмеистов к иррациональному (для Мандельштама – всегда трагическому) мироощущению, выразившемуся в поэтике сложнейших ассоциаций, связанных, в первую очередь, с античностью («В Петрополе прозрачном мы умрём», 1916; «Золотистого мёда струя из бутылки текла», 1917; «На каменных отрогах Пиэрии», 1919; «Когда Психея-жизнь спускается к теням», «Я слово позабыл, что я хотел сказать», оба 1920; и др.).
Для стихотворений 1920-х гг. характерны затемнённость смысла и множественные культурные аллюзии. К шедеврам этого периода относятся «Концерт на вокзале» (1921), «Век» (1922), «Грифельная ода» (1923), а также «Нашедший подкову» (1923) – единственное стихотворение Мандельштама, написанное верлибром.
В 1925 г. вышла автобиографическая книга «Шум времени». С мая 1925 г. по октябрь 1930 г. О. Э. Мандельштам не писал стихов; занимался переводами и редактированием чужих переводов с немецкого и французского языков. В 1928 г. вышла повесть «Египетская марка» о событиях в Петрограде в период между двумя революциями 1917 г., варьирующая гоголевские мотивы. При посредничестве Н. И. Бухарина издал последнюю прижизненную поэтическую книгу «Стихотворения», а также сборник избранных критических статей «О поэзии» (оба в 1928).
В 1928 г. из-за ошибки издательства, указавшего переводчиком романа Ш. де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле» Мандельштама (который в действительности выступил редактором), разыгрался скандал, обернувшийся общественным шельмованием Мандельштама и его добровольным отчуждением от цеха писателей (этот разрыв запечатлён в памфлете «Четвёртая проза», 1930, опубликован в 1966).
В 1930 г. О. Э. Мандельштам совершил поездку по Закавказью. Впечатления от поездки легли в основу поэтического цикла «Армения» (частично опубликован в 1931) и прозаического «Путешествия в Армению» (1933). В ряде последующих стихотворений декларировал разрыв не только с официальной советской действительностью, но и с культурной традицией в целом, беря на себя миссию создания новой культуры, почти не опирающейся на достижения предшественников. «Прощание» с прошлым – программное эссе «Разговор о Данте» (1933, опубликован в английском переводе в 1965, на русском языке – 1967), в центре которого – «закон обратимой и обращающейся поэтической материи, существующей только в исполнительском порыве». Поэзия позднего Мандельштама становится всё более зашифрованной, её подтекстом часто выступают его прежние стихи и события жизни. В ноябре 1933 г. написал отчаянную поэтическую инвективу «Мы живём, под собою не чуя страны…», направленную лично против И. В. Сталина, за которую был арестован и отправлен в ссылку в Воронеж (1934–1937). Одним из ярких образцов поэзии этого периода стало самое длинное и наиболее трудное для читательского понимания поэтическое произведение – «Стихи о неизвестном солдате» (1937).
Для стиля О. Э. Мандельштама характерна сгущённая метафоричность, обусловленная опорой на ключевые слова при пропуске связующих логических звеньев (которые иногда могут быть восстановлены по черновикам), а также ассоциативностью мышления. Начав со стремления к структурной ясности и чёткости, Мандельштам в поздний период, во многом под влиянием В. Хлебникова, пришёл к поэзии новых смыслов и тёмных, нередко парадоксальных образов, которые часто создаются сближениями слов по принципу их звукового сходства. Ключевую роль в поэтике Мандельштама играют скрытые цитаты, источником которых была для Мандельштама вся европейская литература (акмеизм Мандельштам определял как «тоску по мировой культуре»).
В 1938 г. арестован повторно; отправлен по этапу на Дальний Восток, где и умер в пересыльном лагере. Реабилитирован посмертно: по делу 1938 г. – в 1956 г., по делу 1934 г. – в 1987 г.