Мелика
Ме́лика (от греч. μέλος – песня), древнегреческая песенная лирика. Название отражает характерную для древнегреческой лирики связь поэтического исполнения с музыкальным аккомпанементом, как правило, на струнном инструменте (лира и её разновидности), и подчёркивает отличие от декламационных жанров (ямба и элегии), которые исполнялись речитативом и рано утратили связь с музыкой. Образцов музыки мелики не сохранилось; в связи с этим описания её музыкальной структуры и деталей исполнительной практики носят гипотетический характер.
Мелика делилась на сольную (монодическую) и хоровую. Отличие заключалось как в манере исполнения, так и в языке (сольная сочинялась на эолийском и ионийском диалектах, хоровая – на дорийском), функциях и тематике. Монодическая мелика выражала индивидуальные переживания (любовь, дружеские чувства, политические пристрастия, печали и радости поэта), хоровая приурочивалась к общественным событиям и включала в себя религиозную (гимны богам) и морально-этическую (размышления о жизни и судьбе человека) тематику.
Для мелики характерно силлабо-метрическое построение; единица ритма – логаэд, который назывался по имени поэта, придумавшего данный ритм или пользовавшегося им чаще других (среди них – сапфический, фалекейский, алкеев, асклепиадов стих, гликоней, ферекратей). В сольной мелике строки складывались в повторяющиеся четверостишные строфы, также называемые по именам создателей (сапфическая строфа, алкеева строфа). В хоровой строфе строки были длиннее и образовывали триаду: строфа, антистрофа и эпод.
Время расцвета – 7–6 вв. до н. э. Истоки хоровой мелики восходят к творчеству Терпандра, которому приписывают совершенствование лиры и учреждение поэтических состязаний в Спарте. Его продолжателями были Алкман в Спарте (создатель жанра парфения – «девичьей песни»), Арион в Коринфе (преобразователь дифирамба), Стесихор на Сицилии (включивший в лирический жанр огромные объёмы мифологического материала) и Симонид с о. Кеос, создавший жанр эпиникия. Жанры дифирамба и эпиникия развивал затем Вакхилид; наиболее яркие образцы хоровой оды, как считается, принадлежат Пиндару.
В сольной мелике знамениты Алкей и Сапфо, представители эолийской мелики, выражавшие в своей поэзии дух культовых сообществ: Алкей – политические интересы мужского содружества (гетерии), Сапфо – семейные ценности и взаимоотношения внутри девичьего объединения (фиаса). Образ странствующего поэта, воспевающего радости жизни, застолье и беззаботную любовь, создан в поэзии Анакреонта. Многие поэты выступали и в хоровой, и в сольной мелике (например, Ивик).
Песенный характер мелики утрачен уже в эпоху эллинизма. Сложные метрические схемы древнегреческой мелики, но уже без связи с музыкой, применяли римские поэты.