Персонализм
Персонали́зм (от лат. persona – лицо, маска), в широком смысле – характеристика разнообразных философских учений, исходящих в своём миропонимании из приоритета личности; в узком смысле – самоназвание ряда направлений европейской и американской философии конца 19 – 20 вв. Термин «персонализм» введён в 1799 г. Ф. Шлейермахером («Речи о религии к образованным людям, её презирающим»), в английском языке получил хождение благодаря У. Уитмену (эссе «Персонализм», 1868), а во французском языке – Ш. Ренувье («Персонализм», 1903).
Персонализм не является единым направлением или течением. Уже в 1847 г. Ж. Маритен говорил, что существует дюжина отдельных видов персонализма, объединяемых лишь понятием «личность» («La personne et le bien commun», 1947). Э. Мунье полагал, что персоналистом можно считать любого мыслителя, который отдаёт приоритет личности, при этом он может придерживаться различных религиозных и политических воззрений или философских учений. Также персонализм опирается на труды многочисленных мыслителей прошлого, обращавшихся к проблеме личности, – это прежде всего Сократ, Платон, Августин, Боэций, Фома Аквинский, Р. Декарт, Г. В. Лейбниц, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, С. Кьеркегор, Ф. М. Достоевский, Ф. Ницше, Р. Г. Лотце, А. Бергсон, Ш. Пеги, З. Фрейд и др. С идеями персонализма перекликаются идеи прагматизма (У. Джеймс), философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Х. Плеснер), неотомизма (Ж. Маритен, Э. Жильсон, Р. Гарригу-Лагранж), персоналистической концепции религии Л. Лабертоньера, гуманистической теологии Р. Гвардини, философии диалога (М. М. Бахтин, М. Бубер, Э. Левинас), христианского экзистенциализма Г. Марселя, движения «Культура и личность» в культурной антропологии, феноменологии (Д. фон Гильдебранд, Р. Ингарден), русской религиозной философии.
Персонализм тесно связан с религиозной философией, поскольку его главное понятие, «личность», относится прежде всего к персонально понимаемому Богу и к человеку (или другим разумным существам), созданному и обращённому к Богу. Однако существуют и некоторые более секулярно ориентированные версии персонализма (например, В. Штерн). Религиозное понимание получило концептуальное оформление в христианском богословии в процессе тринитарных и христологических споров 4–8 вв., затем – в средневековой схоластической философии.
Тенденции, существующие в религиозном персонализме, по классификации польского философа Е. Коссака («Экзистенциализм в философии и литературе», 1976), можно разделить на субстанционалистские (основанные на определении личности как разумной субстанции, данном Боэцием и Фомой Аквинским) и субъективистские, опирающиеся на Августина и рассматривающие личность как самореализующуюся деятельность.
Актуализация онтологического статуса личности в философии 18–20 вв., акцентирование её уникальности как самоопределяющегося существа и несводимости к каким-либо «объективным» духовным или материальным факторам развёртывались в противостоянии разным типам «безличной» новоевропейской мысли – механицизму, идеалистическому монизму и пантеизму, материализму и позитивизму. Оппонентами этих направлений в конце 18 – первой половине 19 вв. и предшественниками позднейшего персонализма были Ф. Г. Якоби, инициировавший в 1780-х гг. «спор о пантеизме», представители «спекулятивного теизма» (И. Г. Фихте Младший; Х. Г. Вайсе), Ф. В. Шеллинг и Мен де Биран в поздние периоды их творчества, С. Кьеркегор, К. Я. Бострём и др.
Одним из непосредственных истоков персонализма второй половины 19 – начала 20 вв. (особенно в России и США) явилось учение Г. В. Лейбница о монадах – индивидуальных духовных субстанциях, воспринятое Р. Г. Лотце и Г. Тейхмюллером. Н. О. Лосский, наряду с собственной концепцией, считал «персоналистическими» философские учения русских неолейбницианцев А. А. Козлова, Л. М. Лопатина, Е. А. Боброва, С. А. Аскольдова и др.
В строгом смысле персонализм оформился в конце 19 в. в ряде университетов США. Б. П. Боун в своей работе «Персонализм» (1908) критикует за «имперсонализм» – отрицание или умаление значимости личности – как концепции объективного идеализма, утверждающие приоритет абсолютного духа (типа гегелевской), так и объективистские, позитивистские науку и философию 19 в. Согласно Боуну, многие важные явления бессмысленно рассматривать имперсонально – например, молитву как фиксируемый физически шум. Боун развивает кантовскую гносеологию, делая акцент не только на познании, но и на оценке, наделении смыслом, значимости, ценности (в понимании его учителя Лотце). Согласно Боуну именно «личности», понимаемые онтологически, такие как лейбницевские монады (человек может быть лишь эмпирическим воплощением личности), лежат в основе реальности, и все остальные процессы следует рассматривать в корреляции с ними (здесь Боун развивает идеи Дж. Беркли). Будучи верующим человеком (методистом) Боун связывал существование различных личностей с высшей Личностью, Богом. «Личность» является понятием, в котором соединяются онтологические, гносеологические, этические и социальные моменты. Исходя из признания приоритета личности, Боун выступал за социальные преобразования, нацеленные на создание достойной среды развития личности, в перспективе на создание «семьи человечества», утверждал равенство людей независимо от их гендерной или расовой принадлежности (в частности, был председателем на защите диссертации Джона Боуэна – первой докторской диссертации по философии, написанной афроамериканцем), а также распространял понятие личности и на животный мир. Ведя активную педагогическую деятельность в Бостонском университете, Боун создал школу «бостонского персонализма», из которой, в частности, вышел М. Л. Кинг, политическая программа которого была инициирована персонализмом.
Ученик Боуна Э. Ш. Брайтман развивал теорию «финитизма», ограничения Бога «данностями», вечными несотворёнными законами, равно как и иррациональной стихией, являющимися источником зла, но также и свободной воли, с которыми Богу в сотрудничестве с другими личностями приходится иметь дело (что перекликается с идеей меона как источника воли у Н. А. Бердяева). Р. Т. Флюэллинг (1871–1960), также ученик Боуна, основал в 1920 г. журнал The Personalist и принёс идеи персонализма в Университет Южной Калифорнии, ставший вторым после Бостона важным центром персонализма в США.
Идеи персонализма получили распространение также в Гарвардском университете в работах У. Джеймса, Дж. Ройса (ученика Лотце) и учеников последнего – М. У. Калкинс (1863–1930) и У. Э. Хокинга (1873–1966), Г. У. Олпорта и др.
Джосайя Ройс (1855–1916), также ученик Лотце, рассматривал проблему соотношения отдельных личностей с сообществами и в конечном итоге с абсолютной личностью, персонализируя гегелевский «абсолютный дух» («Мир и индивидуум», 1900–1901). На этой основе он развивал «этику преданности», причастности высоким идеалам («Философия преданности», 1908). Именно в «преданности» (семье, вере, науке, обществу и т. д.) личность может обрести себя и получить развитие. Личность, преданная своим идеалам, должна так же уважать преданность других, что выражается в своего рода версии категорического императива: «Поступай так, чтобы своими действиями укреплять преданность как свою, так и других людей». Идеи Ройса развивали его ученики У. Э. Хокинг, М. Калкинс (внёсшая также значительный вклад в развитие психологии) и др. Дж. Х. Хауисон (1834–1916) разработал радикальную версию персонализма, отвергающую идеалы (истины, красоты, любви и др.) как ограничивающие творческую свободу личности. Бог рассматривается Хауисоном не как Создатель и Правитель Вселенной, а как конечная цель деятельности личностей.
В Германии идеи персонализма развивал психолог В. Штерн, написавший трёхтомный труд «Личность и вещь. Система критического персонализма» (1906–1924). Будучи психологом, Штерн рассматривал личность как целостность, не поддающуюся разложению на отдельные функции и элементы. Различие между личностью и вещью не абсолютно: вещь является личностью низшей ступени (к каковым причисляются животные, растения, неорганические образования), подчиняемой личности высшего порядка.
В 1930–1940-х гг. персонализм активно развивается во Франции, будучи реакцией на усиление тоталитарных тенденций и дегуманизации. Вокруг журнала Esprit собирается группа мыслителей, развивающих персоналистические идеи [Ж. Лакруа, М. Недонсель, П. Л. Ландсберг, Д. де Ружмон и др]. Лидером этого кружка стал Э. Мунье (1905–1950). Он понимал персонализм не как завершённую философскую доктрину, «паразитирующую на истине», а как открытый поиск, развитие, соответствие историческому моменту, действие, допускающее риски и ошибки. Мунье стремился к созданию этической, социальной и политической перспективы изменения общества, «третьего пути». С этой целью он обращался к широкому кругу современной философской мысли: он разделял марксистский пафос преобразования социального мира, но отвергал узко экономическую направленность марксизма, подобно фрейдистам испытывал большой интерес к бессознательному, в котором видел источник творчества, но не противопоставлял бессознательное сознанию, подобно экзистенциалистам был глубоко озабочен проблемой человеческой экзистенции, но не разделял пессимистический взгляд, постулирующий заброшенность человеческого бытия и невозможность коммуникации. Мунье соглашался с Ницше, что человек должен постоянно преодолевать себя и характеризовал персонализм как не имеющее конца странствие в будущее.
Персоналистические тенденции можно обнаружить в русской религиозной философии (Вл. С. Соловьёв, С. Н. Булгаков, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, Л. П. Карсавин, Л. И. Шестов и др.), развивающей идеи всеединства, соборности, богочеловечества, синергии. Наиболее сильны они в философии Н. А. Бердяева (1874–1948), который создаёт глубоко трагическую версию персонализма, поскольку помимо человека и Бога он признаёт (вслед за Я. Бёме) несотворённый меон, являющийся началом свободы и творчества, но также имеющий тёмную сторону. Добро и даже бытие вторичны по отношению к меону. Человек является существом разделённым, и его задача – преодолеть разрыв между полами, вернуться к целостному состоянию андрогина [«Смысл творчества (Опыт оправдания человека)», 1916]. Также на основе персонализма строит свою интуитивистскую концепцию Н. О. Лосский, рассматривая личность как то, что обладает свойством преодолевать гносеологическую проблему дихотомии «субъект – объект».
В Италии версию «онтологического персонализма» разрабатывал Л. Парейсон, рассматривавший личность как окно в бытие, голос истины. Чтобы личностный взгляд не стал релятивистским, необходим диалог с другими («конфилософия»), дающий плюралистический образ единой истины («Экзистенция и личность», 1950).
Во 2-й половине 20 в. идеи персонализма продолжают быть актуальными. Значительно влияние персонализма в трудах К. Войтылы (Иоанна Павла II; «Любовь и ответственность», 1960; «Личность и поступок», 1969). Персоналистские мотивы сильны и в современной православной мысли, особенно у Х. Яннараса («Онтологическое содержание богословского понятия о личности», 1970) и Иоанна (Зизиуласа) («Бытие как общение: очерки о личности и церкви», 1985; русский перевод, 2006). Антитехницистские тенденции и стремление к поиску путей развития личности, характерные для персонализма, развиваются в «экологическом персонализме» американского философа Т. Роззака, оказавшем большое влияние на контркультуру 2-й половины 20 в. Откликаясь на ситуацию экологического кризиса, Роззак тесно связывает возможности для реализации личности с проблемами сохранения природы и Земли в целом, которую он тоже понимает персоналистически («Личность/Планета», 1979). Также активно развивается персоналистический подход в философии образования (В. Бём, Т. Бафорд). Специализированное и технологизированное образование формирует «полых» людей, для которых вопросы, подобные кантовским («что я должен делать» и т. д.), оказываются внешними. Бафорд призывает к созданию образования, основанного на развитии воображения (творческой свободной способности, связываемой с представлением о человеке как образе Божием), позволяющего осознать человеку своё призвание. Персонализм оказал влияние и на государственную политику: в первой Республике Вьетнам (1955–1963) Нго Динь Зьемом была осуществлена попытка создания политической идеологии «третьего пути развития» на основе персонализма (в версии Мунье). Персонализм развивается и институционально: в 1985 г. Т. Бафорд основал журнал The Personalist Forum («Персоналистский форум»), издаваемый до 1999 г. (преобразован в The Pluralist), а в 1988 г. – Интернациональный форум по проблемам личности (International Forum on Persons), проводимый раз в два года.