Сумароков Александр Петрович
Сумаро́ков Алекса́ндр Петро́вич [14(25).11.1717, Вильманстранд, Шведское королевство, ныне Лаппеэнранта, Финляндия – 1(12).10.1777, Москва; похоронен на кладбище Донского монастыря], русский поэт, драматург, журналист. Один из основоположников новой русской литературы (наряду с В. К. Тредиаковским и М. В. Ломоносовым).
Дворянин. Сын П. П. Сумарокова. Окончил Кадетский корпус (1740), где освоил немецкий и французский языки и начал заниматься поэзией. Адъютант вице-канцлера графа М. Г. Головкина (1740–1741). Генеральс-адъютант графа (с 1744) А. Г. Разумовского (1743–1756); заведовал (с 1745) канцелярией Лейб-компании – роты лейб-гвардии Преображенского полка, охранявшей императрицу Елизавету Петровну. Директор (1756–1761) первого профессионального драматического театра в России – «Русского для представления трагедий и комедий театра» (ныне Александринский театр). Награждён орденом Святой Анны (1767).
Раннее творчество (1740-е гг.)
Первая публикация – две оды: «Ея императорскому величеству всемилостивейшей государыне императрице Анне Иоанновне, самодержице всероссийской, поздравительные оды в первый день нового года 1740, от Кадетского корпуса сочиненные чрез Александра Сумарокова» (Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии наук, 1740). Написаны по образцам, данным в «Новом и кратком способе к сложению российских стихов» (1735) Тредиаковского.
В 1743 г., когда между Тредиаковским, Ломоносовым и Сумароковым возник спор о сравнительных достоинствах ямба и хорея, Сумароков стал инициатором их поэтического состязания. В результате появилась брошюра «Три оды парафрастические псалма 143» (Санкт-Петербург, 1744) – первые в русской гражданской печати стихотворные переложения из Священного Писания. Ломоносов и Сумароков переложили псалом 4-стопными ямбами, Тредиаковский – 4-стопными хореями, при этом все они выступили как единомышленники, отказавшись от силлабического стихосложения в пользу силлабо-тонического.
Около 1743 г. Сумароков создал морально-философскую оду, которая была опубликована только в 1781 г. под заглавием «Ода, сочиненная в первые лета моего во стихотворении упражнения» (в ней обличалась «неправда» завоевателей на примерах из греко-римской и библейской истории). В конце 1743 г. отдельным изданием вышла его «Ода Е. И. В. всемилостивейшей государыне императрице Елисавете Петровне, самодержице всероссийской, в 25 день ноября 1743»; ни одного печатного экземпляра не сохранилось; текст известен из разбора Тредиаковского в «Письме, в котором содержится рассуждение о стихотворении, поныне на свет изданном от автора двух од, двух трагедий и двух эпистол, писанном от приятеля к приятелю» (1750, опубликовано в 1865). В написанной 4-стопными хореями «Оде на государя Петра Великого» (1743–1744, опубликована в 1755; 2-я редакция под заглавием «Ода на победы государя императора Петра Великого» – 1769) его победы прославляются как одержанные «по Вышней воле» и уподобляются победе святого Александра Невского над шведским войском в Невской битве 1240 г. В названных одах, в отличие от ломоносовских, акцентировалось внимание на проблеме моральной оценки военных побед и затрагивалась тема посмертного воздаяния земным властителям.
Первую известность как лирический поэт получил благодаря любовным песням, в которых нередко использовал речевые обороты народных песен и экспериментировал с метрикой и строфикой. Многие были положены на музыку (её авторы в основном анонимные музыканты-любители) и пользовались успехом у современников. Печатались при жизни Сумарокова (обычно без указания авторства) лишь некоторые из его песенных текстов, в том числе в нотном сборнике «Между делом безделье, или Собрание разных песен с приложенными тонами на три голоса» (1759) Г. Н. Теплова и в «Собрании разных песен» (1770–1774) М. Д. Чулкова. Публикация сборника Теплова, положившего стихи Сумарокова на собственную музыку с искажениями в текстах и без разрешения поэта, вызвала его негодование. Впервые все песни Сумарокова (около 160 текстов) были собраны и изданы Н. И. Новиковым в 8-м томе подготовленного им собрания сочинений поэта (1781).
На поэзию и драматургию Сумарокова значительное влияние оказала французская литература, он ориентировался на её жанровую систему, стремясь освоить максимальное количество жанров. В 1747 г., претендуя на роль законодателя новой русской литературы и подражая «Поэтическому искусству» («Art poе́tique», 1674) Н. Буало, Сумароков написал стихотворный трактат о литературных правилах и жанрах «Две эпистолы. В первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве» (опубликован в 1748; 2-я редакция под заглавием «Наставление хотящим быти писателями» – 1774).
Драматургия
В 1747 г. А. П. Сумароков обратился к драматургии, в которой стал первенствовать перед Тредиаковским и Ломоносовым; В. И. Майков в «Оде о вкусе Александру Петровичу Сумарокову» (1776) по праву назвал его «театра русского отец».
Сумароков создал 9 трагедий, 12 комедий, 2 оперных либретто и 1 стихотворную драму.
В 1747 г. вышла из печати его первая трагедия – «Хорев» (поставлена в 1747; 2-я редакция – 1768), в 1748 г. – «Гамлет» (переделка одноимённой пьесы У. Шекспира), в 1751 г. – «Синав и Трувор» (2-я редакция – 1768) и «Аристона» (все поставлены в 1750); в 1751 г. поставлена трагедия «Семира» (опубликована в 1768). Эти трагедии – первые в русской литературе, написанные по правилам европейского классицизма (пять актов, александрийский стих, единство места, времени и действия, конфликт долга и чувства и др.), однако они обладают рядом оригинальных черт. В отличие от французских образцов жанра, сочинявшихся на античные мифологические или библейские сюжеты, эти и позднейшие трагедии Сумарокова (кроме «Гамлета» и «Аристоны») написаны на условном национально-историческом материале (герои носят имена исторических личностей, но сюжеты полностью вымышлены); в большинстве из них несвойственные трагедиям благополучные финалы, где либо никто не погибает, либо погибают только злодеи (исключения – «Хорев» и «Синав и Трувор»). Политическая проблематика в сумароковских трагедиях сводилась к обсуждению прав и обязанностей монарха и подданных (сам принцип монархии не ставился под сомнение), автор представлял поучительные примеры их поведения, дурного или добродетельного, а вместе с тем отстаивал права любовного чувства, доказывая его моральное превосходство над соблюдением буквы закона. Так, в трагедии «Семира» герои из-за любви формально нарушают свои общественные обязанности, но это и делает их образцами добродетели и приводит к благополучному финалу.
Первые трагедии Сумарокова получили некоторое европейское признание. Трагедия «Синав и Трувор» в 1751 г. была издана во французском прозаическом переводе, в 1755 г. – в стихотворном переводе на немецкий язык. В августе 1756 г. Сумароков был избран почётным членом Лейпцигского литературного общества (диплом подписал И. К. Готшед), а в 1769 г. получил письмо Вольтера с похвалами в свой адрес.
В период директорства в «Русском… театре» Сумароков написал лишь одну трагедию – «Демиза» (поставлена в 1758, опубликована в 1768 в другой редакции под заглавием «Ярополк и Демиза»). Позднее были поставлены и изданы трагедии «Вышеслав» (1768), «Димитрий Самозванец» (1771), «Мстислав» (1774). Действие в них, как и в большинстве ранних трагедий (кроме «Гамлета» и «Аристоны»), происходит в условной Древней Руси, но уже после принятия христианства. На исторических событиях построен только сюжет трагедии «Димитрий Самозванец», хотя и здесь автор не стремился к достоверности, а преследовал прежде всего религиозно-дидактические цели. Заглавный герой изображён как носитель абсолютного зла, царь-антихрист, желающий истребить русский народ и православие; восстание против такого царя подаётся как гражданский и религиозный долг подданных; в финале Самозванец убивает себя кинжалом, сожалея лишь о том, что с ним не погибает весь мир («Ступай, душа, во ад, и буди вечно пленна! / Ах, если бы со мной погибла вся вселенна!»).
Все комедии Сумарокова написаны в прозе. Первая из них – «Тресотиниус» (поставлена и опубликована в 1750, издание не сохранилось; 2-е издание – 1781) – комедия-памфлет на В. К. Тредиаковского, который высмеивается как нелепый педант, носитель устаревшей филологической учёности (Тредиаковский ответил «Письмом <…> от приятеля к приятелю», где разобрал основные напечатанные к 1750 г. сочинения Сумарокова и обвинил его в невежестве, а в особенности в плохом знании церковнославянского языка). Следующие написанные в 1750-х гг. комедии Сумарокова также представляют собой короткие сценические памфлеты: «Чудовищи» (поставлена в 1750, опубликована в 1781), «Нарцисс» (сведения о постановках отсутствуют, опубликована в 1769), «Приданое обманом» (поставлена в 1756, опубликована в 1769). Особняком среди ранних комедий стоит «Ссора у мужа с женой» (поставлена в 1750, опубликована в 1768 во 2-й редакции под заглавием «Пустая ссора»), которая в большей степени относится к комедиям положений. В 1760-е гг. Сумароков создавал преимущественно комедии характеров. В комедии «Опекун» (поставлена в 1764, опубликована в 1765) выведен наглый стяжатель и циник Чужехват, постоянно использующий в речи церковнославянские обороты; в комедиях «Ядовитый» и «Лихоимец» (обе опубликованы в 1768, поставлены в 1769) обличаются злоязычие и ростовщичество, прикрываемое ханжескими рассуждениями; в финалах произведений упоминаются Страшный суд и адские муки, ожидающие всех злодеев. «Три брата совместники» (поставлена в 1768, опубликована в 1781) – переделка комедии «Les trois frères rivaux» («Три брата-соперника») французского драматурга Жозефа де Лафона (1686–1725), выполненная в традициях т. н. склонения на русские нравы иностранных пьес (имена персонажей заменены на русские, действие перенесено в Москву). К 1772 г. были написаны комедии «Вздорщица», «Мать – совместница дочери» и «Рогоносец по воображению» (все опубликованы в 1781); последняя из названных отличается русским бытовым колоритом: в ней выведена чета невежественных, но симпатичных своим простодушием провинциальных помещиков Викула и Хавроньи.
Две «оперы» (оперные либретто) Сумарокова – первые в русской драматургии оригинальные образцы жанра – написаны на мифологические сюжеты: «Цефал и Прокрис» (поставлена в 1755, музыка Ф. Арайи; опубликована в 1764) и «Альцеста» (поставлена в 1758, музыка Г. Ф. Раупаха; опубликована в 1759); обе написаны разностопными ямбами.
Религиозная драма «Пустынник» (поставлена в 1757, опубликована в 1769), действие которой происходит во времена князя Владимира Святославича, вскоре после Крещения Руси, содержит апологию отшельничества: главный герой, Евмений, оставляет мирскую жизнь, чтобы освободиться от земных привязанностей и страстей и стать совершенным христианином. В драме осуждается «лукавый свет» с его «суетой», но отвергается идея неприятия мира вообще («Для нас, не ради бед земля сотворена»).
Журнал «Трудолюбивая пчела»
В 1759 г. А. П. Сумароков издавал первый русский частный литературный журнал «Трудолюбивая пчела» (с января по декабрь выпущено 12 номеров; весь комплект журнала переиздан в 1780). Первый номер открывался посвящением великой княгине Екатерине Алексеевне (будущей императрице Екатерине II). В журнале сотрудничали Г. В. Козицкий, А. К. Лобысевич (род. около 1732 – ум. около 1824), Н. Н. Мотонис (ум. 1787), А. А. Нартов и др., но наполовину он состоял из произведений самого Сумарокова, а в майском выпуске опубликованы только его сочинения.
В каждом номере «Трудолюбивой пчелы» наряду со стихотворениями Сумарокова помещались его статьи на литературные, исторические или морально-философские темы. В статье «О первоначалии и созидании Москвы» (январь 1759) он опирался на тексты двух повестей 17 в., дополнив их содержание собственными сведениями о постройке московских храмов и зданий Кремля. Статья «Российский Вифлеем» (апрель 1759) написана на основе легенды об основании Коломны. В статье «О разумении человеческом по мнению Локка» (май 1759) Сумароков изложил доводы Дж. Локка против врождённости идей разума, подчеркнув, что «совесть основана на чувствах, а не на врождённом понятии» (Сумароков. Ч. 6. 1781. С. 306). Собственные соображения по нравственно-философским вопросам Сумароков высказал в серии «писем» («О несогласии», «О неестественности», «О несправедливых основаниях», «О гордости», «О достоинстве» и др.).
В утопическом сочинении «Сон, счастливое общество» (декабрь 1759) (Сумароков. Ч. 6. 1781. С. 363–370) писатель в качестве идеального государства изобразил сословную монархию, приукрашенную, однако, его фантазией. Государь внушает народу «любовь, страх и почтение», и действуют только два закона: «чего себе не хочешь, того и другому не желай» и «за добродетель воздаяние, а за беззаконие казнь»; лица духовного сословия подобны «стоическим философам»: они, «суеверия и лицемерия неприятели», невысокомерны, человеколюбивы, почти лишены страстей, находятся на государственном содержании, но в светские дела «ни под каким видом не вмешиваются, а науки – благочестия просвещением почитают». Утопия Сумарокова – во многом сатирическое произведение, заострявшее внимание на далёком от описанного идеала реальном положении дел в российском обществе.
Издатель «Трудолюбивой пчелы» руководствовался просветительскими и моралистическими целями; его нравоучения нередко облекались в сатирическую форму, что придавало им остроту и оригинальность. Главным адресатом своего творчества Сумароков считал дворянство, прежде других сословий призванное к служению государству и обществу. Писатель стремился воспитывать в читателях гражданскую сознательность, искоренять пороки и внушать благородные помыслы, но не получал ожидаемого отклика, на что сетовал в стихах и прозе. Прекращая журнал, заявил о намерении оставить писательскую деятельность (последний текст в декабрьском номере – стихотворение «Расставание с музами»).
Поэтическое творчество 1750–1760-х гг. (лирические стихотворения и «Притчи»)
Начиная с 1755 г. А. П. Сумароков регулярно публиковал стихотворения в разных жанрах. В 1755–1758 гг. в журнале «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие», издававшемся Петербургской Академией наук под редакцией Г. Ф. Миллера, появилось около 90 поэтических сочинений Сумарокова. Более половины из них – произведения малых жанров (эпиграммы, эпитафии, надписи, мадригалы, загадки); другую часть составили оды (торжественные и духовные, включая переложения псалмов) и первые в творчестве поэта идиллии и «притчи» (стихотворные басни).
В 1759 г. в журнале «Трудолюбивая пчела», кроме произведений малых жанров, появилось около 50 крупных поэтических текстов Сумарокова, в том числе эклоги (12), идиллии (2), элегии (10), «притчи» (14), песни, одна стихотворная сатира, новые переложения псалмов, цикл «Молитвы» («Боже неба и земли...», «К Тебе, о Боже мой! я ныне вопию...», «Не терпи, о Боже, власти...» и «Отче наш» – вольное переложение молитвы Господней) и оригинальные духовные стихотворения «Часы», «Час смерти», «Ода о добродетели» (под заглавием «Ода»). Часть лирических произведений Сумарокова, опубликованных в «Трудолюбивой пчеле», связана с печальными событиями в жизни автора, в том числе со смертью его сестры Елизаветы (род. около 1731, в замужестве Бутурлина; ей поэт посвятил элегию «На смерть сестры авторовой Е. П. Бутурлиной», 1759).
В 1760 г. Сумароков напечатал ряд стихотворений в журнале «Праздное время в пользу употребленное», выходившем в Санкт-Петербурге при Сухопутном шляхетном кадетском корпусе. В 1763 г. в журнале «Свободные часы», издававшемся М. М. Херасковым при Московском университете, появились его «Ода на суету мира» (под заглавием «Ода к М. М. Хераськову») и элегия «К г. Дмитревскому на смерть Ф. Г. Волкова».
С осени 1762 г. до конца жизни Сумарокова его сочинения по указанию Екатерины II печатались за счёт Кабинета Ея Императорского Величества. Первыми книгами, которые писатель издал, воспользовавшись этой привилегией, стали «Притчи» (Кн. 1–2. Санкт-Петербург, 1762) – стихотворные басни, преимущественно сатирические, а не нравоучительные, написанные разностопными стихами (абсолютное большинство – вольными ямбами) и нарочито сниженным простонародным слогом. Они положили начало традиции русской стихотворной басни, оказали решающее влияние на формирование её национально-своеобразного облика и пользовались наиболее продолжительным читательским успехом из всех сочинений Сумарокова (бо́льшим, чем даже его трагедии). В 1769 г. вышла 3-я книга «Притч»; 4-я, 5-я и 6-я книги опубликованы после смерти писателя (в 7-м томе собрания его сочинений, 1781). В общей сложности у него 380 «притч» (почти вдвое больше, чем басен у И. А. Крылова), около трети из них – оригинальные по сюжетам.
В 1769 г. издан первый сборник лирики Сумарокова «Разные стихотворения», состоящий из четырёх разделов: «Стихотворения духовные» (44 произведения, в том числе 22 переложения псалмов), «Оды торжественные» (21 ода), «Элегии» (19 произведений, в том числе 10 любовных элегий, 6 элегий «на смерть», 2 героиды и 1 «станс») и «Эклоги» (17 эклог и 1 «пастушеская элегия»).
Позднее творчество
Во второй половине 1769 – начале 1770 гг. Сумароков по собственной инициативе занимался делами театра в Москве (в частности, постановками своих пьес), но вынужден был отстраниться от этой деятельности из-за конфликта с московским генерал-губернатором П. С. Салтыковым, оскорбившим драматурга во время одной из репетиций. После этого Сумароков перенёс тяжёлую болезнь; его настроение выразилось, в частности, в элегии «Все меры превзошла теперь моя досада...» (1770, опубликована в 1781).
Во время эпидемии чумы в Москве в 1771 г. Сумароков работал над систематическим переложением Псалтири, начав его «по совету» архиепископа Платона (Левшина), и к апрелю 1772 г. «сочинил» уже «половину Псалтири стихами» [по словам самого Сумарокова в письме к Екатерине II от 30 апреля 1772]. В 1771–1773 гг. написал ряд статей, касающихся церковной и религиозно-философской тематики: «Основание любомудрия», «О российском духовном красноречии», «Некоторые статьи о добродетели» и др. (все впервые опубликованы в 6-м томе собрания его сочинений, 1781).
В 1774 г. в Санкт-Петербурге вышли из печати итоговые сборники стихотворений Сумарокова в разных жанрах: «Стихотворения духовные» (172 произведения), «Оды торжественные» (32 оды), «Эклоги» (64 эклоги), «Элегии любовные» (12 элегий и 2 станса) и «Сатиры» (9 сатир и «Ода от лица Лжи»).
Сборник «Стихотворения духовные» включал в себя три части («доли»): «Стихотворения духовные», «Некоторые духовные сочинения» и «Дополнения к духовным стихотворениям». 1-я часть открывалась посвящением архиереям Гавриилу (Петрову), Иннокентию (Нечаеву) и Платону (Левшину), которыми автор, по его словам, «был не только знаем, но и любим». В 1-ю часть вошли переложения псалмов (92 стихотворения), во 2-ю – переложения из других библейских книг (в том числе «Из I главы Исаии», «Из I главы Плача Иеремиина», «Из V главы Варуха»), оригинальные духовные стихотворения Сумарокова и ряд новых переложений псалмов (всего 55 стихотворений), в 3-ю – ещё несколько новых переложений псалмов (всего 24 стихотворения) и переложение начала одной из «библейских песней» («Из 32 гл. пятыя книги Моисеевой», т. е. из Второзакония). Таким образом, в «Стихотворениях духовных» Сумароков напечатал переложения почти всех псалмов (кроме 52-го, 107-го и 135-го) и стал первым русским поэтом после Симеона Полоцкого (с его «Псалтирью рифмотворной», 1680), который не только полностью переложил Псалтирь стихами, но и сумел издать свой труд («Псалтирь» В. К. Тредиаковского, завершённая в 1753, была полностью опубликована лишь в 1989). Н. И. Новиков в 1-м томе собрания сочинений Сумарокова в разделе «Духовные стихотворения» расположил его псалмы по порядку нумерации в Псалтири (разорвав на части ряд стихотворений, представлявших собой переложения сразу нескольких псалмов) и разделил на 20 книг (в соответствии с литургическим делением Псалтири на кафизмы). В таком виде Псалтирь Сумарокова стала известна широким кругам российских читателей и оставалась востребованной ими и в 19 в. (в 1809 и 1811 все сумароковские псалмы были перепечатаны в подготовленных А. Г. Решетниковым двух изданиях сборника «Полное собрание псалмов Давыда поэта и царя, преложенных как древними, так и новыми российскими стихотворцами из прозы стихами…»).
Из поздних сочинений Сумарокова отдельными изданиями вышли книги по русской истории: «Первый и главный стрелецкий бунт, бывший в Москве в 1682 году в месяце мае» (1768; среди героев книги – двоюродный дед автора Иван Богданович Сумароков), «Краткая Московская летопись» (1774) – обзор государственной и градостроительной деятельности московских правителей от первого московского князя Даниила Александровича до царя Фёдора Алексеевича (с «Таблицей о супругах Московских государей»), «Сокращенная повесть о Стеньке Разине» (1774).
Посмертная слава
До начала 19 в. Сумароков был одним из самых читаемых русских авторов. 10-томное «Полное собрание всех сочинений ... Александра Петровича Сумарокова», опубликованное Н. И. Новиковым в 1781–1782 гг. и полностью переизданное в 1787 г., – первое в российском книгопечатании полное собрание сочинений одного писателя, которое и поныне остаётся наиболее полным изданием Сумарокова.