Сун
Сун (кит. 宋, пиньинь Sòng), государство (империя) в Китае в 960–1279 гг., возглавляемое династией Чжао. Делится на два периода: Северная Сун со столицей в г. Бянь (汴), ныне Кайфын (開封; 960–1127) и Южная Сун со столицей в г. Линьань (臨安), ныне Ханчжоу (杭州; 1127 – 1276/1279).
Северная Сун
Основана Чжао Куанъинем, выходцем из северокитайской военной аристократии, сделавшим быструю военную карьеру в государствах Поздняя Хань и Поздняя Чжоу. В начале его правления под контролем Сун находилась территория от современной провинции Шэньси на западе до Шаньдуна на востоке и от южного Хэбэя до Янцзы – до объединения Китая было ещё далеко. Только к 979 г. империи удалось объединить практически всю территорию Китая, за исключением северной и северо-восточной областей, завоёванных киданьской империей Ляо, а также северо-запада (ныне провинция Ганьсу, Нинся-Хуэйский автономный район, часть провинции Шэньси), оказавшегося под контролем тангутов. Также были утрачены владения в Северном Вьетнаме (где к власти пришла династия Ранних Ле), часть юго-западных территорий перешла под контроль государства Дали: вассалитет обоих государств (а также тангутов) по отношению к Китаю был лишь формальностью. Первым правителям Сун удалось добиться значительных успехов в организации управления: военные губернаторы (цзедуши, 節度使, буквально – чрезвычайный посланник), которые управляли провинциями в эпоху Тан и зачастую становились самовластными наследными правителями, были заменены на гражданских бюрократов, назначавшихся императором (каждые 3 года они должны были менять место службы, их деятельность контролировалась инспекционной палатой и цензоратом). Система многоуровневых государственных экзаменов, дававших исключительное право на получение того или иного чиновничьего поста, при Сун достигла расцвета, ежегодно в них принимали участие десятки, а к концу эпохи Сун – сотни тысяч претендентов. Именно в эпоху Сун в полной мере формируется облик китайской бюрократической империи, управляемой всесильным слоем чиновников-конфуцианцев – главным носителем государственной идентичности. Правители Сун прилагали усилия для развития земледелия: поощрялась распашка целинных земель, предпринимались масштабные ирригационные проекты. В итоге площадь пахотных земель достигла показателей, превзойдённых лишь в 20 в., а население страны стремительно увеличивалось и уже при Северной Сун впервые в истории Китая достигло 100 млн человек (к концу Северной Сун – 118 млн) – более трети населения всего земного шара в то время. Быстро росли города. В крупнейших из них проживало по несколько сотен тысяч человек (в столице Бянь к началу 12 в. жили 600–700 тыс. человек). В торговле и ремесле важную и постоянно растущую роль играли разного рода цехи (ханы, 行) и землячества, что на первых порах позитивно сказывалось на развитии экономики. Большую роль играли общества шэ (社), объединявшие бывших сослуживцев, соседей, женщин; главной задачей шэ была социальная защита членов, особенно помощь в оплате похорон. Быстрыми темпами развивались добывающая промышленность, ремёсла, науки. Во 2-й трети 11 в. кузнецом Би Шэном был изобретён подвижный шрифт, который, впрочем, не нашёл в Китае большого применения из-за многочисленности иероглифов (но при этом нашёл признание среди соседей Китая – например, тангутов и корейцев). Не позднее середины 11 в. изобретён порох; стали внедряться разнообразные модели огнестрельного оружия – прежде всего пороховые ракеты, взрывающиеся и зажигательные снаряды для метательных машин [настоящей энциклопедией сунской военно-инженерной мысли является «У-цзин цзун-яо» (武經總要, «Главное из военных канонов», составленное в середине 11 в.)]. Были сделаны важные открытия в области астрономии, математики, филологии, лексикографии [в 1007–1008 под общим руководством Чэнь Пэн-няня (陳彭年; 961–1017) был составлен словарь Гуан юнь (廣韻, «Широкие рифмы»), собравший 26 194 знака, сгруппированных по 206 рифмам]. В 1037 г. под руководством Дин Ду (丁度) вышло расширенное издание «Цзи-юнь» (集韻, «Собранные рифмы»), в которое вошли 53 525 знаков, также ранжированные по тем же 206 рифмам. В 1039–1066 гг. группой филологов был составлен во многом основанный на «Цзи-юне» словарь «Лэй пянь» (類篇, «Разделы по категориям»), в котором 31 319 знаков были разобраны по 544 графическим «ключам», снабжены нотацией звучаний и значений. В 1067 г. окончательные издания «Цзи-юня» и «Лэй пяня» были подготовлены историком и политиком Сыма Гуаном (司馬光; 1019–1086); словари, помимо прочего, являются основой данных по фонетике китайского языка сунского времени. В навигации впервые начал использоваться компас; нововведения в постройке военных и торговых судов внесли немалый вклад в развитие морской торговли, в том числе международной – с территориями современных Вьетнама, Мьянмы, Индонезии, Японии. Расцвет торговли привёл к росту в обороте роли денег и драгоценных металлов (прежде всего серебра), с конца 10 в. в Сычуани (где недостаток монетной меди был особенно велик) начинают использоваться первые бумажные деньги (цзяоцзы, 交子); сначала это были банкноты купеческих домов (иногда объединявшихся в консорциумы для их выпуска), но с 1023 г. эмиссию (впервые в мире) взяло в свои руки государство, учредившее соответствующее ведомство; вскоре банкноты распространились повсеместно.
Впервые (в конце 11 в.) появляются упоминания об обычае бинтования ног женщинам (для деформации стопы и формирования крохотной «лотосовой ножки»), в дальнейшем до 20 в. бывшим важной частью китайского традиционного общества – женщины из обеспеченных семей делались полностью беспомощными и неспособными на самостоятельную жизнь.
В области идеологии утвердилось неоконфуцианство (ли сюэ, 理學; дао сюэ, 道學), основанное, в отличие от изначального конфуцианства, не на канонах эпохи Чжоу, а на текстах самого Конфуция, его учеников, а также Мэн-цзы. В основе учения во многом лежали идеи танского классициста Хань Юя (韓愈; 768–824), немалую роль играли и даосские идеи – неоконфуцианство, в отличие от своей классической версии, гораздо больше интересовалось метафизическими, философскими проблемами. Из создателей неоконфуцианства стоит упомянуть Чжоу Дуньи (1017–1073), его учеников Чэн И (1033–1107) и Чэн Хао (1032–1085), а также Чжу Си (1130–1200), на несколько веков заложившего основы нормативного понимания конфуцианских памятников, филологического, исторического и философского образования [им, в частности, составлено «Четверокнижие» («Сы-шу», 四書)]. Идеи сунских неоконфуцианцев стали базой для догматической идеологии («чжусианства»), чьи господствующие позиции были заметно поколеблены только к концу 19 в.
С 1055 г. глава дома потомков Конфуция получает от государства титул гуна («Янь-шэн гун», 衍聖公, «Гун переполняющей святомудрости»), который семья сохранила до 1-й половины 20 в. В 1106 г. Конфуцию был присвоен титул «ди» – божественного правителя.
В 1012–1019 гг. под руководством Чжан Цзюньфана (張君房) был составлен Третий Дао-цзан (道藏, «Сокровищница Дао») – из даосского канона были исключены многие тексты, вошедшие туда в эпоху Тан, но многое было и добавлено, объём канона достиг 4565 цзюаней. В области историописания важнейшим достижением стал вышедший в 1084 г. труд Сыма Гуана «Цзы-чжи тун-цзянь» (資治通鑑, «Всепроникающее зерцало, управлению помогающее»), охвативший историю Китая с 403 г. до н. э. по 959 г. н. э., – своего рода продолжение «Записей историографа» Сыма Цяня. В сунское время появляется новый, аналитический жанр историописания – цзи-ши бэнь-мо 記事本末 («описание дел от корня до вершины»), в которой авторы отказывались от традиционного сугубо хронологического подхода к изложению истории, пытаясь выделять отдельные проблемы и процессы и рассматривать их от начала до конца. Первым трудом в этом жанре стал «Тун-цзянь цзи-ши бэнь-мо» (通鑑紀事本末, «Описание дел от корня до вершины для "Всепроникающего зерцала"»), составленный Юань Шу (袁樞; 1131–1205), для чего из книги Сыма Гуана было выделено и по отдельности рассмотрено 239 исторических процессов. Книги в этом жанре продолжали создавать и позднее.
В 1164 г. Чжэн Цяо (鄭樵; 1104–1162) была составлена энциклопедия «Тун чжи» (通志, «Всеобщий свод») в 200 цзюаней – попытка сведения воедино и анализа основных сведений по истории, культуре и государственному управлению. Склонность к масштабным сводам привела к тому, что в эпоху Сун небывалого расцвета достиг жанр лэй-шу (類書) – «книг по категориям» – своего рода изборников, комплектующих по темам выдержки из максимального числа книг. Прекрасным их образчиком стал составленный в 977–983 гг. по заказу императора свод «Тай-пин юй-лань» (太平御覽, «Высочайше просмотренное [собрание, составленное в период правления] Тай-пин») из 1000 цзюаней, в 55 тематических разделов которого вошли фрагменты 1690 сочинений, многие из которых к тому времени как таковые были уже утрачены, их фрагменты были извлечены из цитат. Текст, составленный целым коллективом учёных под руководством Ли Фана (李昉; 925–996), во многом преследовал задачу подкупа интеллектуалов вторым сунским императором, чья легитимность была неочевидна – в дальнейшем эти соображения учитывались при составлении многих иных крупных сводов этого типа в эпохи Мин и Цин. При этом такого рода своды сохранили для нас множество текстов, которые иначе были бы утрачены.
Во внешней политике Сун преследовали неудачи: походы против киданей оканчивались разгромами, в 1004 г. их войска почти достигли столицы Сун. В 1005 г. с киданями был подписан мир, согласно которому Сун обязывалась платить Ляо ежегодную немалую дань серебром и шёлком [100 тыс. лян (40 тонн) серебра и 200 тыс. кусков шёлка]; в 1042 г. размер дани был увеличен. На северо-западных границах столь же неудачной стала попытка Сун вернуть под свой контроль территории тангутов – в ходе войны 892–1002 гг. тангутам удалось одержать над сунскими войсками ряд побед, по договору 1006 г. сунский двор признал фактическую независимость тангутских правителей (вассалитет которых был не более чем формальным). Заметно усилившись в течение нескольких следующих десятилетий, в 1038 г. Тангутское государство (Си Ся) объявило о своей независимости. Попытки империи Сун не допустить этого не имели успеха: после ряда поражений в 1044 г. империя Сун была вынуждена подписать с тангутами мир и начать выплачивать им дань [72 тыс. лян (почти 30 т) серебра, 153 тыс. кусков шёлковой ткани и 30 тыс. цзиней чая]. Размеры дани, отсылаемой Сун соседям, были очень велики и играли значительную роль в бюджете Западной Ся и Ляо, делая для них ненужными новые военные походы, однако для быстроразвивающейся экономики Сун урон, наносимый данью, был не слишком значителен. Правители Сун считали, что выплата дани предпочтительнее затрат на большую войну с кочевниками. И действительно, мир в Восточной Азии воцарился почти на век, что стало важной причиной многочисленных успехов в науке и культуре, привело к росту населения и расцвету городской жизни. В самом Китае это, впрочем, вместе с ростом престижа гражданской службы, привело к окончательной деградации наёмной армии, куда набирали прежде всего бродяг и бывших преступников, которая была обременительна для казны и при этом некомпетентна. Военные новшества, в том числе пороховое оружие, требующие некоторого профессионализма, в такой армии практически не могли быть восприняты.
Ко 2-й четверти 11 в. в Сун назрела необходимость реформ: крупные землевладельцы, контролировавшие большую часть земель, уклонялись от уплаты налогов, из-за чего бюджет страны стал дефицитным, несмотря на рост населения и налогов, собиравшихся с крестьян. Влиятельные кланы, пользуясь коррупцией в верхах, добивались назначения своих представителей на чиновные посты без сдачи государственных экзаменов, что влияло на качество управления. Армия, несмотря на дороговизну, была практически беспомощна даже против относительно слабого противника типа тангутов. Первым о реформах заговорил глава Кайфына Фань Чжунъянь 范仲淹 (989–1052), возглавлявший армию, воевавшую против тангутов, и воочию наблюдавший военное бессилие страны. В 1042 г. он предложил программу реформ из 10 пунктов – о запрете фаворитизма, поощрении талантливых людей, изменении правил отбора кандидатов на экзаменах (вместо изящества слога предлагалось проверять практические знания), открытии сети школ, расширении финансирования местных властей в целях снижения коррупции и развития сельского хозяйства, увеличении военного призыва в пограничных округах. В 1043 г. реформы начали проводиться в жизнь – но вскоре консерваторы, опасавшиеся усиления военных, которые, по их мнению, когда-то уже погубили империю Тан, взяли верх, с тангутами был подписан мир, а нововведения остановлены.
В 1069 г. вице-канцлером Сун стал апологет сильного государства Ван Аньши, открыто признававший себя наследником легистов (для конфуцианского Китая такая откровенность была практически невозможна со времён Хань). В своих реформах (синь фа, 新法 – новые правила / новый легизм), впрочем, он прежде всего опирался на конфуцианский канон середины 1-го тыс. до н. э. – «Чжоу ли» (周禮, «Чжоуская благопристойность», другое название – «Чжоу гуань», 周官, «Чжоуские чиновники»), несмотря на принадлежность к конфуцианской классике представляющий собой апологетику централизованной бюрократии. Были предприняты меры по улучшению состояния земледельцев, объединённых в группы по 10, 50 и 100 дворов в рамках системы баоцзя (保甲; цзя – группа из 10 дворов, бао – из ста; всё выражение в целом может быть переведено как «хранение доспехов», поскольку система во многом имела и военное предназначение): строились ирригационные системы, учреждались государственные ссудные конторы, выдававшие кредиты крестьянам под сравнительно низкий процент, облегчались трудовые повинности, строились больницы и богадельни. На местах возводились государственные зернохранилища, которые были призваны бороться со спекуляциями зерном и скачками цен на него. Проводился переучёт земель, который должен был заставить крупных землевладельцев платить налоги наравне со всеми. Велась борьба с непотизмом и коррупцией среди чиновничества, была реформирована система государственных экзаменов, в программу которых, в дополнение к конфуцианским классическим книгам (многие из них, прежде всего «Чжоу ли», теперь изучались в интерпретации Ван Аньши), были введены медицина и математика. Требуемой формой письменной экзаменационной работы стало «сочинение из восьми костей» (ба-гу вэнь, 八股文) – крайне формализованное и строго структурированное; оно осталось эталоном вплоть до отмены экзаменационной системы в начале 20 в.
Для повышения доходов казны были введены государственные монополии на соль, вино и чай (монополии на выплавку железа, отливку монеты и ряд других действовали и до этого), доходы от которых шли на нужды армии (например, на пополнение арсеналов и покупку у кочевников лошадей для армии). Важной частью реформ было переустройство военной сферы: на смену наёмным войскам должно было прийти местное ополчение, тоже не слишком боеспособное, но хотя бы не склонное к грабежам гражданского населения и гораздо более дешёвое в содержании. Каждый двор, имевший двух и более взрослых мужчин, должен был выделить одного из них для несения сторожевой службы – во время, свободное от работ, ополченцы проходили учёбу. Была отменена ротация гарнизонов (крестьяне несли гарнизонную службу максимально близко к дому), строились военные арсеналы для вооружения ополчения. Крестьяне же должны были выращивать лошадей для военной службы. За выполнением военных повинностей следили сельские старосты в рамках системы баоцзя.
Реформы вызывали противодействие при дворе, его оппонентов возглавил влиятельный историк и политик Сыма Гуан. В 1074 и в 1076 гг. Ван Аньши дважды отправляли в отставку (в 1076 прекратила действовать и его военная система), в 1086 г. он скончался, а годом раньше, после смерти императора Чжао Сюя (趙頊; Шэнь-цзун, 神宗; 1048–1085, правил с 1067), его «новый курс» был окончательно свёрнут. Впрочем, ученики и последователи Ван Аньши нередко оказывались у власти и в последующие десятилетия; многие из них [например, ставший в 1094 министром доходов Цай Цзин (蔡京; 1047–1126)] – да и сам реформатор – отличались крайней нетерпимостью к политическим противникам, которых порой помещали в специальные классы для принудительного перевоспитания или отправляли в ссылку.
С 1100 г. на престол взошёл Чжао Цзи (趙佶; Хуэй-цзун, 徽宗; 1082–1135, правил в 1100–1126) – талантливый литератор, художник и каллиграф, но крайне расточительный и непрактичный правитель. Для покрытия расходов на свои увлечения (в частности, он коллекционировал камни причудливой формы, которыми украшал разбиваемые под его руководством сады), император повысил налоги, а также ввёл практику дополнительных сборов с губернаторов. В период его правления упал вес монеты, что пагубно повлияло на состояние экономики.
Южная Сун
В 1115 г. против власти киданей восстали племена чжурчжэней, чей правитель Агуда провозгласил себя императором новой Золотой империи (Амбань анчунь; китайское название – Цзинь). Сун, надеясь на возвращение части утерянных земель (главным образом района современного Пекина), в 1120 г. согласилась на антикиданьский союз с Цзинь. Совместные действия продемонстрировали чжурчжэням слабость сунской армии, в итоге в 1123 г. Сун получила лишь шесть (из обещанных 16) уездов северо-востока с г. Яньцзин (ныне Пекин). После победы над киданями, зимой 1125 г. чжурчжэни разорвали союз с Сун и начали наступление. В январе 1126 г. они осадили Бянь, но согласились на перемирие взамен на выкуп. Китай не сумел воспользоваться передышкой – вскоре чжурчжэни пришли снова, в январе 1127 г. столица была взята; последний и предпоследний императоры Северной Сун попали в плен и были, вместе с двором, увезены на север, где и скончались. Чжао Гоу (Гао-цзун, 高宗; 1107–1187, правил в 1127–1162) – единственный уцелевший сын императора Чжао Цзи, взошёл на престол в г. Интянь (應天), ныне Шанцю (商丘), провинция Хэнань. Чжурчжэни преследовали его по пятам, двору пришлось сменить несколько резиденций к югу от Янцзы, и только в 1132 г. утвердился в г. Линьань (ныне Ханчжоу), который в 1138 г. был объявлен столицей.
Удержаться новой империи, потерявшей все основные китайские земли севера, помогли восстания в тылу врага, неспособность Цзинь быстро наладить управление огромными захваченными территориями, а также героические действия воевавших на севере полководцев, из которых наиболее известен Юэ Фэй (1103–1142). Уже в 1138 г. доверенный сановник императора Цинь Хуэй (秦檜; 1090–1155), подписал с чжурчжэнями мир, согласно которому Сун обязывалась платить дань, а граница между империями проходила по реке Хуанхэ. Весной 1140 г. чжурчжэни нарушили мир и начали новое вторжение – но были практически разгромлены Юэ Фэем, которому удалось окружить Бянь.
Южному двору была невыгодна победа, которая могла привести к возвращению пленённых императоров и сановников. Весной 1141 г. Юэ Фэй был отозван в столицу и в ноябре брошен в тюрьму вместе с рядом других военачальников-патриотов – его устранение было обязательным условием нового мира, которое было затребовано чжурчжэнями.
6 декабря 1141 г. государство Сун заключило с государством Цзинь т. н. Шаосинский мир, по которому признало себя вассалом последнего, обязывалось платить победителю большую дань. Новая граница прошла по хребту Циньлин и реке Хуайхэ – весь Северный и значительная часть Центрального Китая были потеряны, почти половина территории Сун (самые развитые провинции, в том числе столичный округ) перешла к чжурчжэням. Также Сун обязывалась выплачивать Цзинь ежегодную дань в 250 тыс. лян (10 т) серебра и 250 тыс. кусков шёлка. 27 января 1142 г. в темнице вместе с сыном был убит Юэ Фэй. Осенью 1142 г. в Линьань вместе с цзиньским посольством вернулась часть увезённого на север двора (в том числе мать императора), мир был официально утверждён.
В 1161 г. Южной Сун удалось отбить очередное цзиньское вторжение. В итоге, по договору 1165 г., государство Сун перестало быть вассалом Цзинь, дань уменьшилась на 1/5, но границы остались прежними. Поражение 1161 г. убедило чжурчжэней в том, что лёгких побед на юге больше не будет – да и огромными китайскими землями, уже завоёванными ими, управлять было совсем не просто. В Восточной Азии опять установился мир, который привёл к очередному расцвету экономики и культуры во всех трёх государствах региона, чьи военные возможности были примерно равны. Даже некоторые китайские мыслители стали отказываться от традиционного представления о том, что в Поднебесной может быть только один император, – образ треножника, обещавшего устойчивый мир, стал казаться более привлекательным.
Несмотря на военную слабость, экономически Южная Сун почти не уступала Северной. За счёт массовой миграции населения из северных областей удалось расширить площадь обрабатываемых земель в не слишком освоенных южных провинциях. Земли тропического юга были гораздо более урожайными, чем северные (особенно при применении интенсивных северных методов), – поэтому вскоре государство Сун, располагая гораздо меньшими площадями пахотных земель, чем раньше, собирало с них почти такой же объём налогов. Развитию земледелия способствовали и широкомасштабные ирригационные работы, проводимые государством. Привнесение более совершенных северных технологий позволило сильно увеличить урожайность основных культур. Производство пищи в империи достигло небывалых высот – в итоге Южная Сун стала едва ли не первым в истории обществом, где недоедание стало редкостью. Хлопок, до того бывший редкостью, начали выращивать повсеместно, и он стал одним из основных видов сырья для текстильной промышленности. Производство металла на душу населения было примерно равно уровню, достигнутому в Западной Европе только на рубеже 17–18 вв. Сильно выросли площади плантаций чая, который был не только популярен внутри страны, но и стал одним из важнейших товаров для меновой торговли с соседями. Улучшился военный и торговый флот; центром морской торговли был порт Цюаньчжоу.
К 1200 г. население империи достигло 80,6 млн человек – в 1102 г. на этих территориях жило на 17 млн меньше. В Линьани жило до миллиона человек, пожарную безопасность города охраняли 14 пожарных станций, на которых дежурили 2 тыс. солдат. Демографический центр тяжести Восточной Азии сместился из бассейна Хуанхэ южнее, в бассейн Янцзы и далее – и с тех пор это соотношение не менялось.
Из культурных достижений Южной Сун стоит отметить «Зерцало рифм» (韻鏡, «Юньцзин») – таблицы рифм, составленные Чжан Линь-чжи (張麟之; между 1161 и 1203). Текст представляет собой 43 таблицы, каждая из которых посвящена отдельной рифме, знаки в таблице размещены по 4 тонам и 36 инициалям (в современном китайском их только 23, а в кантонском языке – 18–19), причём отмечен тип инициалей – губные, языковые, заднезубные, переднезубые, горловые, язычно-зубные. Также выделяются подкатегории согласных – чистые (звонкие, без придыхания), «после чистых» – звонкие с придыханием, «грязные» – глухие и «чисто-грязные» – носовые. «Зерцало рифм»: очень важный источник для изучения фонетики позднесреднекитайского языка (10–12 вв.), поскольку в нём, в отличие от более ранних памятников, звучание передано не через другие знаки, а посредством объективных описаний фонем. Впрочем, как и всегда в такого рода памятниках, автор старался прежде всего описать некую литературную норму (по факту уже устаревшую), а не живую реальность языка.
С 1211 г. чжурчжэни подверглись атаке со стороны Монгольской империи; в 1215 г. они перенесли столицу в Кайфын, оставив монголам почти все свои земли. В 1233 г., заключив союз с Сун, монголы начали новое наступление на Цзинь. В том же году пал Кайфын, в феврале 1234 г. империя Цзинь перестала существовать. Однако при попытке занять провинцию Хэнань, которая была обещана Сун монголами в награду за помощь в войне с Цзинь, сунские войска были оттеснены монголами на юг. В ходе ожесточённых столкновений в 1234–1242 гг. монголам удалось занять значительную часть провинции Сычуань, выйдя во фланг Южной Сун; в 1253–1254 гг. монгольские войска подчинили земли государства Дали, вторглись в Северный Вьетнам (1257–1258), полностью охватив сунские земли с запада. Начавшееся в 1257 г. монгольское наступление на Сун в 1259 г. завершилось временным перемирием из-за гибели великого хана Мункэ: империя Сун соглашалась уступить монголам земли к северу от Янцзы и выплачивать дань. В 1267 г. война возобновилась; в 1273 г. после тяжелейшей осады были взяты ключевые крепости Сун: Фаньчэн (樊城) и Сянъян (襄陽) в нижнем течении реки Ханьшуй (漢水). В начале 1275 г. без боя сдались крепости Ханьян (漢陽) и Эчжоу (鄂州), защищавшие подступы к столице Сун. В начале 1276 г. монгольские войска подошли к г. Линьань, и сунский двор принял решение капитулировать. Малолетний император Чжао Сянь (趙㬎; Гун-цзун, 恭宗; 1271–1323, правил в 1274–1276) был отправлен к монгольскому двору (впоследствии он стал монахом и переводчиком буддийских текстов в тибетском монастыре Сакья). Последние сторонники сунской монархии пытались продолжать сопротивление, опираясь на уцелевший флот, – на трон один за другим были возведены двое младших братьев императора, но они терпели поражение за поражением. Весной 1279 г., в ходе Ямэньской битвы (崖門之戰), у побережья современной провинции Гуандун сунский флот был разбит монголами, император Чжао Бин (趙昺; 1272–1279, на троне с 1278) вместе с канцлером Лу Сюфу (陸秀夫; 1235–1279) бросились в море с прибрежных скал. Впервые в своей истории Китай был полностью завоёван иноземцами.