Бейт
Бейт (араб. بيت, буквально – палатка), двустишие в поэзии народов Ближнего и Среднего Востока и Центральной Азии. Минимальная единица строфики арабской, персидской, тюркской, урдуязычной поэзии; неотъемлемая часть аруда (аруза) – системы стихосложения поэзии на этих языках. Из бейтов состоят произведения в жанровых формах касыды, газели, рубаи, кыта и др.; бейт может выступать как отдельная жанровая форма. Объём поэтического произведения обычно измеряется числом бейтов.
Состоит из двух полустиший (мисра) одного стихотворного размера с равным количеством стоп. Последние стопы первого и второго полустишия называются соответственно аруд и дарб. Способ рифмовки отличается в зависимости от жанра. Так, в касыде и газели полустишия первого бейта рифмуются между собой, в последующих только вторые полустишия имеют рифму, единую для всего произведения (монорим), схема рифмовки – aa ba ca da… На письме бейт представляет собой одну строку, разделённую посередине.
Бейт должен содержать законченную мысль. Наиболее удачные бейты превращались в расхожие поэтические формулы; составлялись списки лучших бейтов на определённую тему или бейтов, включающих образцовые примеры использования какой-либо поэтической фигуры.
Первые известные произведения, сложенные из бейтов, – доисламские арабские касыды (Имру аль-Кайс, Тарафа ибн аль-Абд аль-Бакри, оба – 6 в., и др.) и кыта. Название бейту дал, вероятно, арабский филолог аль-Халиль ибн Ахмад аль-Фарахиди (около 719 – около 786), сформулировавший теорию аруда. Вплоть до модернизации поэзии в 19–20 вв. аруд доминировал в стихосложении, и особенно в придворной поэзии, народов Ближнего и Среднего Востока и Центральной Азии. Поэтические произведения, созданные по правилам аруда и состоящие из бейтов, активно сочиняются и поныне.