Шиллер Фридрих
Ши́ллер Фри́дрих, Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (Johann Christoph Friedrich von Schiller) (10.9.1759, Марбах-ам-Неккар, близ Штутгарта – 9.5.1805, Веймар), немецкий поэт, драматург, теоретик искусства. Один из основоположников немецкой литературы Нового времени.
Сын полкового хирурга, состоявшего на службе у вюртембергского герцога. Воспитывался в атмосфере религиозного пиетизма; в 1772 г. по окончании школы собирался продолжить теологическое образование, однако в 1773 г. по приказу герцога зачислен в закрытую военную школу в Штутгарте.
Первые литературные опыты Шиллера пришлись на 1776–1777 гг.: ода «Завоеватель» («Der Eroberer», подражание Ф. Г. Клопштоку), драма «Козимо Медичи» («Kosmus von Medici»), стихотворение «Вечер» («Der Abend») и др. В 1776 г. начал работу над драмой «Разбойники» («Die Räuber», издана анонимно в 1781; поставлена в театре Мангейма в 1782), отмеченной бунтарским пафосом. Раннее творчество Шиллера – в русле художественных принципов «Бури и натиска»; его отличают масштабность затрагиваемых проблем, социальная и философская тематика, размышления о предназначении поэта (согласно Шиллеру, оно заключается в том, чтобы помочь человеку осознать свою божественную природу). Закончив обучение в 1780 г., Шиллер получил место полкового фельдшера в Штутгарте, в 1782 г. за самовольную отлучку из полка (в Мангейм на постановку драмы «Разбойники») подвергнут аресту с запретом писать художественные произведения; бежал из владений герцога в Пфальц. В середине 1780-х гг. обратился к сочинению исторических драм, сюжеты которых перекликались с современной ему немецкой действительностью: «Заговор Фиеско в Генуе. Республиканская трагедия» («Die Verschwörung des Fiesco zu Genua. Ein Republikanisches Trauerspiel», 1783), «Дон Карлос» («Don Carlos», 1783–1787), а также «Коварство и любовь» («Kabale und Liebe», 1784), направленная против сословных привилегий, самоуправства аристократии и социальной пассивности немецкого бюргерства.
В 1785 г. Шиллер по приглашению писателя Х. Г. Кёрнера (1756–1831) переехал в Лейпциг, затем в Дрезден. Ранний – «штюрмерский» – период творчества завершают лирические стихи, в том числе написанная для дрезденской масонской ложи ода «К радости» («An die Freude», 1786, русский перевод 1843; неоднократно положена на музыку, в том числе в 1823 Л. ван Бетховеном; официальный гимн Совета Европы с 1972; с 1993 – гимн Европейского союза), эссе «Философские письма» («Philosophische Briefe», 1786), роман «Духовидец» («Der Geisterseher», 1787; не окончен).
В 1787 г. Шиллер перебрался в Веймар, куда его пригласил К. М. Виланд для сотрудничества в литературном журнале Der Deutsche Merkur («Немецкий Меркурий»); обратился к углублённому изучению истории, философии, этики и эстетики, в 1788 г. выпустил книгу «История отпадения соединённых Нидерландов от испанского владычества» («Geschichte des Abfalls der Vereinigten Nederlanden von der Spanischen Regierung»). В 1789 г. при содействии И. В. Гёте занял должность экстраординарного профессора истории Йенского университета. В 1790-х гг. под влиянием неоплатонизма, идей И. Канта и Г. В. Лейбница создал эстетические труды «О трагическом искусстве» («Über die tragische Kunst», 1792), «О грации и достоинстве» («Über Anmut und Würde», 1793), «О патетическом» («Über das Pathetische», 1793), «Письма об эстетическом воспитании человека» («Über die ästhetische Erziehung des Menschen», 1795), «О возвышенном» («Über das Erhabene», 1795) и др. Высказанные в них идеи нашли отражение в поэмах «Боги Греции» («Die Götter Griechenlandes», 1788), «Наступление нового века» («Der Antritt des neuen Jahrhunderts», 1801) и др. В 1795–1797 гг. главный редактор журнала Die Horen («Оры»); в 1796–1800 гг. издавал поэтический ежегодник Musen-Almanach («Альманах муз»).
Период пребывания в Веймаре (1787–1805), где в это время жил Гёте, стал одним из самых важных этапов творческой биографии Шиллера, а также эпохой в развитии немецкой литературы, получившей название веймарский классицизм. В 1797 г. увидела свет совместная статья Шиллера и Гёте «Об эпической и драматической поэзии» («Über die epische und dramatische Dichtung»), в том же году появился цикл эпиграмм Шиллера «Ксении» («Xenien»), направленный против подражательного просветительства в литературе, а также (в состязании с Гёте) созданы баллады «Перчатка» («Der Handschuh»), «Поликратов перстень» («Der Ring des Polykrates»), «Ивиковы журавли» («Die Kraniche des Ibykus»), сочетающие лиро-эпическое повествование в духе фольклорной сказочности с драматически напряжённым сюжетом. В 1799 г. стал вместе с Гёте основателем Веймарского театра. Особенность зрелой драматургии Шиллера – философское осмысление переломных исторических эпох, которые рассматриваются в контексте социально-политических и этико-психологических проблем современности; её главная тема – столкновение человека с косным миром, неразрешимые противоречия между общественным долгом и личным чувством: трилогия «Валленштейн» («Wallenstein», 1800, посвящена эпохе Тридцатилетней войны 1618–1648), трагедия «Мария Стюарт» («Maria Stuart», 1801, о политических событиях в Англии 16 в.), трагедия «Орлеанская дева» («Die Jungfrau von Orleans», 1801). В лирической трагедии с хором «Мессинская невеста» («Die Braut von Messina», 1803) обратился к традициям античной трагедии рока; размышлениями о пределах личной свободы пронизана драма «Вильгельм Телль» («Wilhelm Tell», 1804; одноимённая опера Дж. Россини, 1829). В 1805 г. работал над трагедией «Димитрий» («Demetrius») из русской истории, посвящённой проблеме исторической ответственности личности, наделённой властью.
Характер мысли Шиллера определён прежде всего традициями просветительского морализма – английской моральной философии 18 в., а также немецкой популярной философии. Как моралисту ему присуще противопоставление идеального и действительного, духа и тела, формы и материи: в этом плане он воспринимал и кантовские антиномии. Но если у просветителей-моралистов эти противоречия легко преодолевались в конечной идеальной гармонии сущего (как у Э. Эшли-Купера), то для Шиллера противоречивость мира – трагическая судьба. Сближение с кругом представлений Гёте в середине 1790-х гг. было обусловлено тяготением Шиллера к идеалу гармонической цельности, переживание которой у Гёте было столь же первичным, как у Шиллера представление о расколе действительности: в отличие от Гёте, целостность у Шиллера всегда остаётся равновесием динамической борьбы враждебных сил. В своих философских сочинениях стремился к преодолению противоположностей: не противоречие между долгом и склонностью является сущностью человека, как, например, у Канта, а их согласие в обретшей гармонию «прекрасной душе», что должно быть достигнуто эстетическим воспитанием. Придавая динамический характер кантовскому противопоставлению материи и формы, Шиллер говорит о влечении к материи (чувственном влечении) и влечении к форме. Итог этих противоположно направленных устремлений – влечение к игре, которое, соединяя оба влечения, физически и морально освобождает человека. Если предметом чувственного влечения является жизнь в самом широком смысле, а предметом влечения к форме – образ, форма (Gestalt), то предмет влечения к игре есть живой образ, т. е. красота. Игра – одно из центральных понятий Шиллера: это свободное самодеятельное раскрытие всех сил человека, его сущности. Человек в игре творит реальность высшего порядка («эстетическую реальность») и творит самого себя как всестороннюю гармоническую личность. В игре Шиллер надеется восстановить внутреннюю целостность личности, расколотой в результате калечащего действия разделения труда, преодолеть противоречие между реальным и должным в человеческой жизни. В философии культуры, развитой в статье «О наивной и сентиментальной поэзии» («Über naive und sentimentalische Dichtung», 1795–1796), характерно переплетение исторического и типологического планов анализа различных типов культуры. В историческом плане «наивное» – синоним нерефлектированного единства человека с природой, в типологическом плане «наивное» и «сентиментальное» – возможные типы художественного творчества вообще. «Наивный» поэт есть сама природа, «сентиментальный» – стремится к природе, и его поэзия идеальна. Здесь Шиллер выступает как предшественник типологических построений в эстетике йенского романтизма (антитеза «классического» и «романтического» – у Ф. Шлегеля, А. В. Шлегеля, Ф. В. Шеллинга, а также у Г. В. Ф. Гегеля).
Творчество Шиллера оказало значительное влияние на эволюцию западной литературы, в том числе представителей «Молодой Германии», Ф. Геббеля, Г. Гауптмана, Г. Ибсена, Б. Шоу, Б. Брехта и др.
В России Шиллер стал известен уже в 1790-х гг.; его произведения переводили Н. М. Карамзин, H. И. Гнедич, Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет и др.