Минский Николай Максимович
Ми́нский Никола́й Макси́мович (настоящая фамилия Виленкин) [15(27).1.1856, село Глубокое, Дисненский уезд, Виленская губерния, ныне город Глубокое, Глубокский район, Витебская область, Белоруссия – 2.7.1937, Париж], русский писатель, переводчик, публицист. Из бедной еврейской семьи; в 1882 г. принял православие. До 1875 г. жил в Минске, затем в Санкт-Петербурге. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1879).
Дебютировал в печати как поэт (1876); примыкал к либерально-народническому направлению. Первый поэтический сборник Н. М. Минского был уничтожен цензурой («Стихотворения», 1883). Ведущие мотивы ранней лирики Минского – уныние, больная совесть, красота самопожертвования (поэмы «Белые ночи», «Последняя исповедь», обе – 1879; «Гефсиманская ночь», 1884, опубликована в 1899, и др.). К середине 1880-х гг. относятся выступления Минского, предвосхитившие декларации символизма. В статье «Старинный спор» (1884) осудил утилитарный подход к искусству и провозгласил в качестве единственной и неизменной его цели «эстетическое наслаждение».
В книгах «При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни» (1890) и «Религия будущего. Философские разговоры» (1901–1903, под названием «Философские разговоры»; отдельное издание 1905), исходя из представления о тотальном духовном кризисе человечества, разработал теорию т. н. меонизма (от греч. τό μὴ ὄν – несуществующее), своеобразную «религию небытия», основанную на отказе от веры в Бога и постулирующую в качестве сверхзадачи самообожествление человеческого «я». Крайний индивидуализм и принципиальный аморализм этой теории, нашедшей воплощение в поэзии и драматургии Н. М. Минского (стихотворение «Как сон, пройдут дела и помыслы людей…», 1886; поэмы «Свет правды. Индийская легенда», 1892; «Город смерти», 1894; «Холодные слова. Рождественская фантазия», 1896; пьеса «Альма. Трагедия из современной жизни», 1900), снискали ему «титло отца русского декадентства» (по выражению С. А. Венгерова). В 1890-х гг. сблизился с З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковским, Ф. Сологубом; сотрудничал в журнале «Северный вестник». Один из инициаторов и активных участников Религиозно-философских собраний (1901–1903).
В октябре – декабре 1905 г. издавал газету «Новая жизнь», фактически руководимую В. И. Лениным; был арестован, выпущен под залог и в начале декабря нелегально выехал из России. Поселился в Париже, где написал драматическую трилогию «Железный призрак» (1909), «Малый соблазн» (1910) и «Хаос» (1912). Добившись помилования, в 1914 г. побывал в Санкт-Петербурге. В начале Первой мировой войны 1914–1918 гг. окончательно эмигрировал; с 1927 г. жил в Париже. В начале 1920-х гг. был председателем правления русского Дома искусств в Берлине; выпустил мистериальную драму «Кого ищешь?», книгу «От Данте к Блоку» и сборник избранных стихотворений «Из мрака к свету» (все – в 1922).
Главный переводческий труд Н. М. Минского – «Илиада» Гомера (1896); переводил также Г. Флобера, Мольера, У. Шекспира, Дж. Байрона, П. Б. Шелли, П. Верлена и др.