#Термины литературоведенияТермины литературоведенияИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегТермины литературоведенияТермины литературоведенияНайденo 38 статейТерминыТермины НарративНаррати́в, изложение событий; то же, что повествование, рассказ. Может сближаться по смыслу с термином «сюжет» в значении темы или содержания, раскрываемых в событийной последовательности. Исследования повествования ведутся с конца 19 – начала 20 вв.; ныне теория нарратива разрабатывается в нарратологии. Базовые элементы нарратива: событие (значимое изменение исходной ситуации); структура рассказа; нарратор (рассказчик, повествователь) и наррататор (адресат рассказа); точка зрения; диегезис (повествуемый мир).Термины Точка зренияТо́чка зре́ния, в нарратологии – позиция, относительно которой в литературном произведении излагаются события. Для её обозначения также используются термины «перспектива» (Ф. К. Штанцель) и «фокализация» (Ж. Женетт). Изучение точки зрения возводят к работам Г. Джеймса, П. Лаббока, Н. Фридмана, Б. А. Успенского; позднее её исследовали М. Флудерник, М. Ян, В. Шмид.Термины БейтБейт, двустишие в поэзии народов Ближнего и Среднего Востока и Центральной Азии. Минимальная единица строфики арабской, персидской, тюркской, урдуязычной поэзии; неотъемлемая часть аруда (аруза) – системы стихосложения поэзии на этих языках. Из бейтов состоят стихотворные произведения в жанровых формах касыды, газели, рубаи, кыта и др. В бейте должна быть выражена законченная мысль. Может выступать как отдельная жанровая форма.Направления, стили, жанры в литературе Дидактическая литератураДидакти́ческая литерату́ра, изложение в художественной форме философских, религиозных, естественно-научных, нравственных и иных установок. Имела широкое распространение до конца 18 в. Древнейший образец – гекзаметрическая поэма «Труды и дни» Гесиода. Расцвет пришёлся на эпоху Средневековья. В эпоху романтизма сформировалось представление о несовместимости художественных и дидактических задач.Термины ОлонхоОлонхо́, общее название древнейшего героического эпоса якутов. Зародился в 8–10 вв. Входящие в состав олонхо эпические сказания, в которых нашли отражение архаические представления о божественном происхождении ураанхай саха (якутов), объединяет мотив борьбы главных героев – бесстрашных, сильных и красивых «боотуров» (богатырей), отправленных божествами Верхнего мира для избавления людей Среднего мира от коварных и неуловимых чудовищ Нижнего мира. Средний размер сказания 10–15 тыс. (иногда до 50 тыс.) стихотворных строк; часть текста излагается ритмизованной прозой, встречаются прозаические отрывки. В 2005 г. по решению ЮНЕСКО отнесён к шедеврам устного нематериального культурного наследия человечества. С 2006 г. 25 ноября в Республике Саха (Якутия) отмечают День Олонхо.Термины СэсенСэсе́н, башкирский народный поэт-импровизатор, сказитель. До появления письменности выступал как хранитель мудрости, составитель и/или исполнитель-импровизатор эпических сказаний и кубаир (коротких поэтических сказов). Среди наиболее известных сказителей 14–19 вв.: Хабрау, Ерэнсэ, Кубагуш, Баик Айдар, Салават Юлаев, Яхъя Акмурзин.Термины ВерсификацияВерсифика́ция (от лат. versificatio – стихосложение), стихотворение, написанное по всем нормам традиционного стихосложения, но не являющееся высокохудожественным; понятие употребляется для подчёркивания ремесленнической природы произведения.Термины ТензиТе́нзи, традиционный поэтический жанр суахилийской литературы (Восточная Африка). Ранние из сохранившихся памятников датируются 18 в. Среди них – «Поэма об Ираклии», «Хамзийя», «Поэма о Катирифу».Направления, стили, жанры в литературе МувашшахМува́шшах, жанр арабской средневековой строфической поэзии, предназначенной для пения под аккомпанемент музыкального инструмента. Возник в Андалусии в конце 9 в. под влиянием песенных традиций арабизированного испанского населения. Наиболее известные поэты: Мукаддам ибн Муафа (9–10 вв.), Ибрахим ибн Сахль аль-Исраили (11 в.), Лисан ад-Дин ибн аль-Хатиб (1313–1374).Термины ГротескГроте́ск, термин западной эстетики, который обозначает причудливые, смешивающие противоположное (низкое и высокое, обыденное и изысканное, смешное и серьёзное), обычно карикатурно преувеличенные, юмористически, комически и сатирически заострённые формы в искусстве. Возник в Италии в конце 15 в. (гротески), однако суть явления была впервые описана Витрувием и Горацием. Гротеск в литературе, появившись в эпоху Античности (Аристофан, Плавт, Лукиан), получил развитие в 15–18 вв. в творчестве Эразма Роттердамского, Ф. Рабле, Дж. Свифта, в 19 в. – Э. Т. А. Гофмана, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина; широко применялся в литературе 20 в. (Ф. Кафка, В. В. Маяковский и др.). В изобразительном искусстве распространился в эпоху Средневековья, позднее проявился в творчестве И. Босха, П. Брейгеля Старшего, Ж. Калло, О. Домье, О. Дикса, Дж. Энсора, М. З. Шагала; у представителей дадаизма, экспрессионизма, сюрреализма и других авангардистских течений 20 в. В музыке претворён в произведениях Г. Малера, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. Г. Шнитке. 1234