#Термины литературоведения
Термины литературоведения
Тег

Термины литературоведения

Термины литературоведения
Найденo 36 статей
Направления, стили, жанры в литературе
Дидактическая литература
Дидакти́ческая литерату́ра, изложение в художественной форме философских, религиозных, естественно-научных, нравственных и иных установок. Имела широкое распространение до конца 18 в. Древнейший образец – гекзаметрическая поэма «Труды и дни» Гесиода. Расцвет пришёлся на эпоху Средневековья. В эпоху романтизма сформировалось представление о несовместимости художественных и дидактических задач.
Литература
Термины
Олонхо
Олонхо́, общее название древнейшего героического эпоса якутов. Зародился в 8–10 вв. Входящие в состав олонхо эпические сказания, в которых нашли отражение архаические представления о божественном происхождении ураанхай саха (якутов), объединяет мотив борьбы главных героев – бесстрашных, сильных и красивых «боотуров» (богатырей), отправленных божествами Верхнего мира для избавления людей Среднего мира от коварных и неуловимых чудовищ Нижнего мира. Средний размер сказания 10–15 тыс. (иногда до 50 тыс.) стихотворных строк; часть текста излагается ритмизованной прозой, встречаются прозаические отрывки. В 2005 г. по решению ЮНЕСКО отнесён к шедеврам устного нематериального культурного наследия человечества. С 2006 г. 25 ноября в Республике Саха (Якутия) отмечают День Олонхо.
Участники одной из первых дореволюционных постановок олонхо. Конец 19 – начало 20 вв.
Термины
Гротеск
Гроте́ск, термин западной эстетики, который обозначает причудливые, смешивающие противоположное (низкое и высокое, обыденное и изысканное, смешное и серьёзное), обычно карикатурно преувеличенные, юмористически, комически и сатирически заострённые формы в искусстве. Возник в Италии в конце 15 в. (гротески), однако суть явления была впервые описана Витрувием и Горацием. Гротеск в литературе, появившись в эпоху Античности (Аристофан, Плавт, Лукиан), получил развитие в 15–18 вв. в творчестве Эразма Роттердамского, Ф. Рабле, Дж. Свифта, в 19 в. – Э. Т. А. Гофмана, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина; широко применялся в литературе 20 в. (Ф. Кафка, В. В. Маяковский и др.). В изобразительном искусстве распространился в эпоху Средневековья, позднее проявился в творчестве И. Босха, П. Брейгеля Старшего, Ж. Калло, О. Домье, О. Дикса, Дж. Энсора, М. З. Шагала; у представителей дадаизма, экспрессионизма, сюрреализма и других авангардистских течений 20 в. В музыке претворён в произведениях Г. Малера, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. Г. Шнитке.
Джеймс Энсор. Интрига. 1890
Термины
Поэзия и проза
Поэ́зия и про́за, два основных типа организации художественной речи, внешне различающиеся в первую очередь строением ритма. Ритм поэтической речи создаётся отчётливым делением на соизмеримые отрезки – стихи. Становление прозы, которая вплоть до Нового времени развивалась на периферии литературы, происходило в постоянной соотнесённости с поэзией. Окончательное утверждение прозы как законной формы искусства слова происходит только в 18 – начале 19 вв. В эпоху господства прозы поэзия утратила своё исключительное значение. Вместе с тем для новоевропейской литературы характерно и преодоление разделения на стих и прозу за счёт создания гибридных (прозиметр), а также пограничных (стихотворения в прозе, ритмизованная проза) форм. С появлением верлибра размывается и строгий метрический каркас стиха.
Литература
1
2
3
4