#Термины литературоведенияТермины литературоведенияИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегТермины литературоведенияТермины литературоведенияНайденo 36 статейТерминыТермины БейтБейт, двустишие в поэзии народов Ближнего и Среднего Востока и Центральной Азии. Минимальная единица строфики арабской, персидской, тюркской, урдуязычной поэзии; неотъемлемая часть аруда (аруза) – системы стихосложения поэзии на этих языках. Из бейтов состоят стихотворные произведения в жанровых формах касыды, газели, рубаи, кыта и др. В бейте должна быть выражена законченная мысль. Может выступать как отдельная жанровая форма.Направления, стили, жанры в литературе Дидактическая литератураДидакти́ческая литерату́ра, изложение в художественной форме философских, религиозных, естественно-научных, нравственных и иных установок. Имела широкое распространение до конца 18 в. Древнейший образец – гекзаметрическая поэма «Труды и дни» Гесиода. Расцвет пришёлся на эпоху Средневековья. В эпоху романтизма сформировалось представление о несовместимости художественных и дидактических задач.Термины ОлонхоОлонхо́, общее название древнейшего героического эпоса якутов. Зародился в 8–10 вв. Входящие в состав олонхо эпические сказания, в которых нашли отражение архаические представления о божественном происхождении ураанхай саха (якутов), объединяет мотив борьбы главных героев – бесстрашных, сильных и красивых «боотуров» (богатырей), отправленных божествами Верхнего мира для избавления людей Среднего мира от коварных и неуловимых чудовищ Нижнего мира. Средний размер сказания 10–15 тыс. (иногда до 50 тыс.) стихотворных строк; часть текста излагается ритмизованной прозой, встречаются прозаические отрывки. В 2005 г. по решению ЮНЕСКО отнесён к шедеврам устного нематериального культурного наследия человечества. С 2006 г. 25 ноября в Республике Саха (Якутия) отмечают День Олонхо.Термины СэсенСэсе́н, башкирский народный поэт-импровизатор, сказитель. До появления письменности выступал как хранитель мудрости, составитель и/или исполнитель-импровизатор эпических сказаний и кубаир (коротких поэтических сказов). Среди наиболее известных сказителей 14–19 вв.: Хабрау, Ерэнсэ, Кубагуш, Баик Айдар, Салават Юлаев, Яхъя Акмурзин.Термины ВерсификацияВерсифика́ция (от лат. versificatio – стихосложение), стихотворение, написанное по всем нормам традиционного стихосложения, но не являющееся высокохудожественным; понятие употребляется для подчёркивания ремесленнической природы произведения.Термины ТензиТе́нзи, традиционный поэтический жанр суахилийской литературы (Восточная Африка). Ранние из сохранившихся памятников датируются 18 в. Среди них – «Поэма об Ираклии», «Хамзийя», «Поэма о Катирифу».Направления, стили, жанры в литературе МувашшахМува́шшах, жанр арабской средневековой строфической поэзии, предназначенной для пения под аккомпанемент музыкального инструмента. Возник в Андалусии в конце 9 в. под влиянием песенных традиций арабизированного испанского населения. Наиболее известные поэты: Мукаддам ибн Муафа (9–10 вв.), Ибрахим ибн Сахль аль-Исраили (11 в.), Лисан ад-Дин ибн аль-Хатиб (1313–1374).Термины ГротескГроте́ск, термин западной эстетики, который обозначает причудливые, смешивающие противоположное (низкое и высокое, обыденное и изысканное, смешное и серьёзное), обычно карикатурно преувеличенные, юмористически, комически и сатирически заострённые формы в искусстве. Возник в Италии в конце 15 в. (гротески), однако суть явления была впервые описана Витрувием и Горацием. Гротеск в литературе, появившись в эпоху Античности (Аристофан, Плавт, Лукиан), получил развитие в 15–18 вв. в творчестве Эразма Роттердамского, Ф. Рабле, Дж. Свифта, в 19 в. – Э. Т. А. Гофмана, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина; широко применялся в литературе 20 в. (Ф. Кафка, В. В. Маяковский и др.). В изобразительном искусстве распространился в эпоху Средневековья, позднее проявился в творчестве И. Босха, П. Брейгеля Старшего, Ж. Калло, О. Домье, О. Дикса, Дж. Энсора, М. З. Шагала; у представителей дадаизма, экспрессионизма, сюрреализма и других авангардистских течений 20 в. В музыке претворён в произведениях Г. Малера, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. Г. Шнитке.Термины СаудадеСауда́де, амбивалентное эмоциональное переживание, которое можно описать как светлую печаль, ностальгию по безвозвратно утерянному, томление по неосуществимому, сожаление о бренности счастья; важная составляющая национальной идентичности и характера португальцев, бразильцев, галисийцев и других португалоговорящих народов.Термины Поэзия и прозаПоэ́зия и про́за, два основных типа организации художественной речи, внешне различающиеся в первую очередь строением ритма. Ритм поэтической речи создаётся отчётливым делением на соизмеримые отрезки – стихи. Становление прозы, которая вплоть до Нового времени развивалась на периферии литературы, происходило в постоянной соотнесённости с поэзией. Окончательное утверждение прозы как законной формы искусства слова происходит только в 18 – начале 19 вв. В эпоху господства прозы поэзия утратила своё исключительное значение. Вместе с тем для новоевропейской литературы характерно и преодоление разделения на стих и прозу за счёт создания гибридных (прозиметр), а также пограничных (стихотворения в прозе, ритмизованная проза) форм. С появлением верлибра размывается и строгий метрический каркас стиха. 1234