Элегия
Эле́гия (греч. ἐλεγεία, от ἔλεγος – жалобная песня), жанр лирической поэзии, стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего – от первого лица, без отчётливой композиции.
Элегия возникла в Греции в 7 в. до н. э. (Каллин, Тиртей, Феогнид Мегарский), первоначально имела преимущественно морально-политическое содержание. В эллинистической и римской поэзии (Тибулл, Секст Проперций, Овидий) преобладающей становится любовная тематика. Форма античной элегии – элегический дистих. В подражание античным образцам элегия создавались в латинской поэзии Средних веков и Возрождения; в 16–17 вв. элегия перешла в новоязычную поэзию (П. де Ронсар, Э. Спенсер, М. Опиц, Я. Кохановский), но долго считалась второстепенным жанром.
Расцвет элегии наступил в эпоху предромантизма и романтизма («унылые элегии» Т. Грея, Э. Юнга, Ш. Мильвуа, А. Шенье, А. де Ламартина, «любовные элегии» Э. де Парни, реставрация античного жанра в «Римских элегиях» И. В. Гёте). В дальнейшем элегии постепенно теряли жанровую отчётливость и термин выходил из употребления, оставаясь лишь как знак традиции («Дуинские элегии» Р. М. Рильке; «Буковские элегии» Б. Брехта).
В русской поэзии элегия появилась в 18 в. у В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова, пережила расцвет в творчестве В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина («Погасло дневное светило...», «Редеет облаков...», «Безумных лет угасшее веселье...» и др.), Е. А. Боратынского, Н. М. Языкова. Со 2-й половины 19 и в 20 вв. термин употребляется лишь как заглавие циклов (А. А. Фет) и отдельных стихотворений некоторых поэтов (А. А. Ахматова, Д. С. Самойлов).
В музыке жанр элегии получил широкое распространение в 19 в. Элегия обычно связана с мотивами утраты, скорби и одиночества, близка плачу, ламенто. Распространена в вокальной и инструментальной музыке: романсы М. И. Глинки («Не искушай меня без нужды»), А. П. Бородина («Для берегов отчизны дальней»), С. И. Танеева («Когда кружат осенние листы»); инструментальные пьесы Ж. Массне (для фортепиано, 1866; получила известность в вокальном исполнении Ф. И. Шаляпина), Г. Форе (для виолончели и фортепиано, 1880), «Элегическое трио» g-moll С. В. Рахманинова (1892), элегия для альта соло И. Ф. Стравинского (1944).