Гумилёв Николай Степанович
Гумилёв Никола́й Степа́нович [3(15).4.1886, Кронштадт – 25 или 26. 8.1921, близ Петрограда, ныне Санкт-Петербург], русский поэт, переводчик, прозаик, критик.
Сын флотского врача. Детство провёл в Царском Селе, Санкт-Петербурге, Тифлисе. Окончил Царскосельскую гимназию (1906), директором которой был И. Ф. Анненский. Первая публикация – стихотворение «Я в лес бежал от городов…» (газета «Тифлисский листок», 1902). В 1905 г. на собственные средства издал книгу стихов «Путь конквистадоров», замеченную В. Я. Брюсовым, который надолго стал поэтическим учителем Гумилёва. В 1906–1908 гг. жил в Париже, учился в Сорбонне, выпускал журнал «Сириус» (1907, 3 номера), издал сборник стихов «Романтические цветы» (1908). Раннее творчество Гумилёва развивалось в русле символизма под сильным воздействием оккультных теорий в изложении французских популяризаторов (Папюс, Э. Леви). После возвращения в Россию (1908) учился в Санкт-Петербургском университете (не окончил), сотрудничал в газете «Речь», журналах «Весы», «Русская мысль» и др., издавал журнал «Остров» (1909, 2 номера), с осени 1909 г. стал деятельным сотрудником журнала «Аполлон» (вёл рубрику «Письма о русской поэзии»). Вышедшая весной 1910 г. книга стихов «Жемчуга», куда вошли и лучшие стихи из почти неизвестных в России «Романтических цветов», на долгие годы определила литературную репутацию Гумилёва: экзотика, романтическая любовь, несколько риторичная героика сделались составной частью читательских представлений о самом поэте; особой популярностью пользовались циклы «Озеро Чад» и «Капитаны». К этому же времени относятся роман Гумилёва с Е. И. Дмитриевой (будущей Черубиной де Габриак), дуэль с М. А. Волошиным из-за неё (ноябрь 1909), путешествие в Абиссинию.
В 1910–1918 гг. его женой была А. А. Ахматова, в 1912 г. родился их сын – Л. Н. Гумилёв.
С 1909 г. общался с Вяч. И. Ивановым, одобрившим книгу «Жемчуга»; однако в полемике 1910 г. о символизме Гумилёв встал на сторону Брюсова (противостоявшего Иванову и А. А. Блоку), отрицая теургическое начало в поэзии. Осенью 1911 г. организовал и возглавил «Цех поэтов», внутри которого в 1912 г. сформировалась программа нового литературного направления – акмеизма. Гумилёв – автор одного из его манифестов («Наследие символизма и акмеизм», 1913) и ряда образцовых для акмеизма стихов. В сборнике «Чужое небо» (1912) Гумилёв ещё пробовал разные поэтические стили, представил эпические и драматические опыты в стихах; первым и последним несомненно акмеистическим в его творчестве стал сборник «Колчан» (1916). В нём отчётливо выделяются несколько формально не организованных циклов: военные стихи, стихи об Италии, об Африке и о России.
В 1910–1911 и 1913 гг. Гумилёв совершил два путешествия в Африку (последнее – по поручению Музея антропологии и этнографии Петербургской Академии Наук; собранные коллекции поступили в Музей). С началом Первой мировой войны 1914–1918 гг. добровольцем ушёл на фронт, служил в уланских и гусарских полках, дважды был награждён Георгиевским крестом, однако экзаменов на чин корнета сдать не смог, оставшись прапорщиком. В эти годы, помимо военных стихов, выгодно отличающихся от массовой продукции на эту же тему, и прозаических «Записок кавалериста» (1915–1916), Гумилёв написал пьесы «Дитя Аллаха» и «Гондла» (обе 1916), продолжал деятельность обозревателя современной поэзии в «Аполлоне» и других изданиях. Весной 1917 г. добился перевода на Салоникский фронт. В том же году через Скандинавию приехал в Лондон, оттуда в Париж, где остался при комиссариате, ответственном за русский экспедиционный корпус. После Октябрьской революции 1917 г. пытался попасть на Персидский или Месопотамский фронт, в связи с чем отправился в Лондон, а оттуда в апреле 1918 г. – в Петроград. В эти годы были написаны трагедия «Отравленная туника», оставшаяся неоконченной повесть «Весёлые братья», а также цикл стихов, опубликованный посмертно под названием «К синей звезде» (1923). Стихи 1916–1918 гг. составили сборник «Костёр» (1918). В Петрограде Гумилёв работал в издательстве «Всемирная литература», читал лекции, переводил с французского, английского, немецкого, итальянского и других языков; организовал новый «Цех поэтов», вёл занятия в литературных студиях. Сотрудничал в Союзе поэтов (в начале 1921 г. стал председателем Петроградского отделения) и других литературных организациях. Среди его учеников – Г. В. Адамович, Г. В. Иванов, И. В. Одоевцева, Н. А. Оцуп.
Летом 1921 г. издал книгу стихов «Шатёр». В августе 1921 г. арестован по обвинению в причастности к контрреволюционному заговору (так называемое Таганцевское дело), расстрелян без суда. Вопрос об участии Гумилёва в заговоре остаётся нерешённым, однако очевидно, что он не участвовал ни в каких конкретных действиях.
Последний сборник стихов Гумилёва, «Огненный столп», ставший его высшим поэтическим достижением, вышел в свет, когда Гумилёв уже находился в тюрьме. Читатели-современники нашли в нём прежде всего облик поэта – рыцаря и воина; понадобилось значительное время, чтобы осознать книгу как завещание «поэта-визионера, поэта-пророка» («Самый непрочитанный поэт»: заметки Анны Ахматовой о Николае Гумилёве / вступ. заметка, сост. и примеч. В. А. Черных // Новый мир. 1990. № 5. С. 221). В первые два года после смерти Гумилёва его книги продолжали выходить в Советской России, затем – только в издательствах русского зарубежья; с 1986 г. вновь издаются в России.