Марино Джамбаттиста
Мари́но Джамбатти́ста (Giambattista Marino; Джован Баттиста Марини, Giovan Battista Marini) (14.10.1569, Неаполь – 25 или 26.3.1625, там же), итальянский поэт.
В молодости служил у знатных неаполитанцев (в том числе с 1592 – у Маттео ди Капуа, принца ди Конка); сочинял стихи, получившие хождение в рукописях. В 1600–1605 гг. жил в Риме и Венеции, в 1605–1607 гг. – в составе понтификальной миссии в Равенне, в 1608–1611 гг. – в Турине (с 1610 придворный поэт и секретарь герцога Карла Эммануила I). В 1609 г. удостоен высочайшей из наград герцогства Савойя – Креста Святых Маврикия и Лазаря; с тех пор его именовали Кавалером Марино. В 1615–1623 гг. жил во Франции, где получал большую стипендию, с 1623 г. – в Риме, затем в Неаполе.
Печатался с 1602 г. Автор значительного количества малых поэтических сочинений; почти все они вошли в состав пяти изданий: «Лира» («Lira», 1608; дополненное издание – 1614), «Эпиталамы» («Epitalami», 1616), «Муртолеида» («Murtoleide», 1619), «Галерея» («Galleria», 1620) и «Флейта Пана» («Sampogna», 1620). Марино прибегал к традиционным жанрам: мадригалу, канцоне, канцонетте, реже – сонету. Его творчество, знаменующее собой переход от маньеризма к барокко, заведомо вторично; Марино оперировал готовыми сюжетными блоками и отдельными мотивами античных и ренессансных поэтов (особой популярностью при жизни Марино пользовались его вариации на тему поцелуя на основе сочинений Катулла, Иоанна Cекунда, П. де Ронсара и Т. Тассо). Характерный для Марино интерес к взаимодействию живописного изображения, музыки и слова отразился в сборнике «Галерея», основанном на принципе экфрасиса, а также в насыщенном метрическими экспериментами сборнике «Флейта Пана».
Среди других сочинений: 3 эссе богословско-эстетического содержания под общим названием «Священные проповеди» («Dicerie sacre», 1614); выдержанная в русле «кровавого барокко» поэма на библейский сюжет «Избиение младенцев» («La strage degli innocenti», опубликована в 1632, русский перевод 1779); наброски эпических поэм «Разрушенный Иерусалим» («Gerusalemme distrutta», опубликованы в 1626) и «Освобождённый Антверпен» («Anversa liberata», опубликованы в 1956); разнообразные в жанрово-стилистическом отношении «Письма» («Lettere»; отдельные подборки публиковались с 1627).
С именем Марино связано ведущее направление в итальянской поэзии 17 в. – маринизм.
Наиболее значительное сочинение Марино – поэма «Адонис» [«Adone», сочинена в 1594–1623; опубликована в 1623 в Париже с посвящением Людовику XIII; на русский язык переведена – с французской версии – лишь одна песнь поэмы (1783)], одно из самых пространных поэтических произведений в итальянской литературе (5033 октавы, 40 264 стиха). Поэма может рассматриваться как своего рода поэтическая энциклопедия барокко. Сюжетная канва (любовь богини Венеры и прекрасного юноши Адониса), позаимствованная у Овидия, поддержана многообразными литературными и живописными реминисценциями; пасторально-мифологическая утопия вбирает в себя социально-политическую рефлексию и ренессансный эзотеризм, а своеобразный панэротизм причудливым образом соседствует с теологическими мотивами; поэма насыщена также научно-философской проблематикой, типичной для начала Нового времени. Самостоятельную известность снискала 5-я песнь поэмы – функционирующая как вставная новелла «Новеллетта» («Novelletta»), переложение истории любви Амура и Психеи Апулея. Наличие чувственных эпизодов привело к занесению поэмы в «Индекс запрещённых книг» (1627).