Термины

«Лёгкая поэзия»

«Лёгкая поэ́зия» (франц. рoésie fugitive), во французской поэзии 18 – начала 19 вв. произведения, посвящённые камерным, интимным темам (дружбе и дружескому пиру, чувственной любви, восхвалению женской красоты) или остроумно и шутливо трактующие «высокие», философские темы.

«Лёгкая поэзия» возникла в салонах и представляла собой разновидность поэзии . Отличительные особенности «лёгкой поэзии» – доверительный тон, установка на воспроизведение светской «болтовни», тенденция к непрямому, перифрастическому именованию предметов (особенно в произведениях, воссоздающих любовные утехи, красоту обнажённого женского тела). К «лёгкой поэзии» обращались молодой , П.-Ж. Бернар, , Ш.-Ю. Мильвуа, К.-Э. Люлье (Шапель), Г. А. де Шольё. Вершиной «лёгкой поэзии» стало творчество , у которого гедонистические мотивы, описание любви как галантной игры, в которой допустима измена в качестве мести за холодность возлюбленной, совмещены с элементами элегической поэтики и индивидуализацией лирического «Я».

Понятие «лёгкая поэзия» перешло также в русскую литературу. Одно из первых произведений в духе «лёгкой поэзии» – поэма «Душенька» (1778); принципы «лёгкой поэзии» сформулированы в программном «Послании о лёгком стихотворении» (1783). В 1790–1810-х гг. «лёгкая поэзия» играла важную роль в литературной борьбе архаистов и «карамзинистов», которые противопоставили отмирающим высоким поэтическим жанрам (оде, героической поэме) средние жанры, в том числе относящиеся к «лёгкой поэзии» (дружеское послание, мадригалы и др.). Яркими образцами «лёгкой поэзии» стали «Послание к женщинам» (1795), «К неверной» и «К верной» (оба 1796) , сочетающие моралистичность с иронией и страстностью любовного чувства. Вершинные достижения русской «лёгкой поэзии» – стихотворения , автора «Речи о влиянии лёгкой поэзии на язык» (1816). Образцы «лёгкой поэзии» встречаются в ранней лирике . Интерес к «лёгкой поэзии» возродился в русской литературе (, , ).

  • Разновидности литературных произведений