Камоэнс Луиш ди
Камо́энс Луи́ш ди [Луиш ди Камоэнш (Камойнш), Luís de Camões] (декабрь 1524 или январь 1525, Лиссабон – 10.6.1580, там же), португальский поэт, драматург.
Из старинного дворянского рода. Предположительно в 1537–1542 гг. учился в университете г. Коимбра; к этому периоду относится пьеса «Амфитрион» («Anfitriões», издана в 1587) – вольное переложение одноимённой комедии Плавта. В 1540-х гг. Камоэнс жил в Лиссабоне, был принят при дворе и в домах знати, получил известность как лирический и драматический поэт [пьеса «Царь Селевк» («El-Rei Seleuco», издана в 1645)]. В начале 1550-х гг. Камоэнс служил в гарнизоне Сеуты, где в одном из сражений потерял глаз. По возвращении в Лиссабон вёл богемную жизнь, в 1552 г. заключён в тюрьму за то, что ранил во время ссоры королевского стремянного. После помилования в 1553 г. направлен на королевскую службу в Гоа, где принял участие в ряде морских военных экспедиций, писал пьесы и стихи [пасторальная комедия «Филодемо» («Filodemo», 1555, издана в 1587) и др.]. В Гоа Камоэнс дважды побывал в тюрьме по обвинению в растрате. В 1556 г. назначен смотрителем имущества пропавших без вести лиц в Макао; в 1567 г. отплыл в Лиссабон, по пути почти на 2 года задержался в Мозамбике, где, живя в крайней нищете, готовил к печати собрание своих лирических произведений, появившееся на свет уже после смерти Камоэнса (1595; 2-е, исправленное, издание 1598). В 1570 г. прибыл в Лиссабон, получил королевскую пенсию, на которую жил последние годы.
Камоэнс – один из величайших лириков Позднего Возрождения. В своей поэзии он стремился восстановить распадающуюся цельность мироздания, пытаясь обнаружить порядок в кажущемся хаотическим и абсурдным бытии, согласовать земное и небесное, реального человека и его идеальный образ. Наиболее развёрнутое выражение позднеренессансного мировидения Камоэнса – «Октавы о несправедливом устройстве мира, посвящённые дону Антониу де Норонья» («Oitavas a D. António de Noronha, sobre o desconcerto do mundo»). Центральная тема лирики Камоэнса, отразившей влияние неоплатонизма и сопряжённой с ним петраркистской поэтической традиции, – любовь, которая, с одной стороны, обрекает поэта на неисцелимые душевные страдания (Камоэнс оплакивает смерть возлюбленной), с другой – составляет смысл его земного существования. Камоэнсу принадлежат как стихотворения, созданные в ренессансной жанрово-стилевой манере (сонеты, октавы, оды, кансоны, эклоги, элегии), так и характерные для позднесредневековой португальской и испанской поэзии редондильи, написанные 7–8-сложными стихами, сгруппированными в 7–8-строчные строфы [философско-мистическая поэма «На реках вавилонских» («Os rios da Babilónia»)].
Сквозной мотив философской лирики Камоэнса – время, изменяющее облик мира. Времени противостоят воспоминания: поэт-изгнанник живёт иллюзией утраченного идеала, запечатлённого в его сознании. Камоэнсу близок и горацианский идеал блаженной сельской жизни, простого, непритязательного, но полного интеллектуальных утех существования на лоне природы, – пастораль «Фавны» («Os faunos») и др. Неоплатонизм и горацианские мотивы соседствуют в поэзии Камоэнса с прославлением материального мира, земных страстей (сонеты на мифологические сюжеты и др.).
Всемирную славу Камоэнсу принесла состоящая из 10 песен эпическая поэма «Лузиады» («Os Lusíadas», издана в 1572; первый русский перевод А. Дмитриева, 1788), посвящённая экспедиции В. да Гамы в Индию. Подражая Гомеру и Вергилию, Камоэнс включает в повествование т. н. олимпийский план, показывая земные события как отражение борьбы, ведущейся между богами на небесах: козни Вакха, настроенного против лузов, оказываются разрушенными Венерой и Юпитером. Поэма изобилует описаниями Индии, её природных красот и богатств, пророчествами о владычестве португальцев в Азии, а также авторскими отступлениями разного характера – лирическими, публицистическими, медитативными, в которых Камоэнс размышлял о человеке, времени, смерти. Отступления Камоэнса часто контрастируют с возвышенным тоном эпического повествования, в них звучит пессимистическая мысль о том, что сотворённый гением поэта героический многокрасочный мир стал частью безвозвратного прошлого, утопией, в реальном же настоящем нет места ни героизму, ни рыцарственному служению. «Лузиады» Камоэнса – среди наиболее значительных образцов эпической поэмы в европейской литературе Нового времени.