Пиндар
Пи́ндар (Πίνδαρος) (518 или 522 до н. э., Киноскефалы, близ Фив – 442 или 438 до н. э., Аргос), древнегреческий поэт.
Из аристократического фиванского рода. Учился музыке в Афинах; жил на о. Сицилия при дворе тирана Гиерона. Уроженец Беотии, писал на дорийском диалекте.
Первое известное сочинение относится к 498 г. до н. э. Пиндар разрабатывал почти все жанры греческой хоровой лирики (гимны, пеаны, дифирамбы и др.), но из его 17 книг, составленных александрийскими филологами, целиком дошли только 4 книги эпиникиев – 45 песен (од), посвящённых победителям в спортивных играх. В соответствии с названиями игр эпиникии подразделяются на Олимпийские, Пифийские, Немейские и Истмийские. В эпиникиях Пиндар выступил как завершитель жанра, сохранив его формальные особенности (диалект; триадическое строение: строфа – антистрофа – эпод; обращение к адресату), но преобразовав содержание и стиль. Принцип мифологических аналогий, иллюстрирующих доблесть героя, его рода и города, заложенный основателем жанра Симонидом, у Пиндара превратился в череду неожиданных ассоциаций, прямых и скрытых сравнений, включающих спортивную победу в широкий контекст событий мифологического прошлого и подчёркивающих её сакральное значение. Стиль отличается высокопарностью, обилием метафор, гипербол, эпитетов и перифраз, метрической изощрённостью, сложностью синтаксиса. Моральный аспект поэзии Пиндара – выражение аристократической идеологии и этики (основные мотивы – врождённая доблесть, знатность рода, богатство и слава, милость и покровительство богов); значительное место занимают сентенции и отступления-размышления о поэзии, о человеческой судьбе: «Однодневки, что мы?... Сон тени – человек» (Pyth. VIII, 95–96). Слава Пиндара была велика; его имя стоит первым в каноне греческих поэтов, составленном в александрийскую эпоху; по легенде, Александр Македонский, покорив Фивы и разрушив город до основания, приказал сохранить храмы богов и дом Пиндара.
Сохранившиеся рукописи Пиндара относятся к 13–14 вв.; первое печатное издание вышло в Риме в 1515 г. Эпиникии Пиндара, став одним из образцов для Горация, повлияли на развитие жанра оды в европейской литературе. Заимствование внешних признаков стиля Пиндара проявилось в т. н. пиндаризации европейской лирики 16–17 вв.; самый знаменитый подражатель Пиндара в новоевропейской литературе – П. де Ронсар («Пиндарические оды», 1550); к поэзии Пиндара обращался Ф. Гёльдерлин. На русский язык Пиндара переводили Г. Р. Державин, П. И. Голенищев-Кутузов, А. Ф. Мерзляков, В. И. Иванов, М. Е. Грабарь-Пассек; ему подражали в своих сочинениях А. П. Сумароков, В. К. Тредиаковский, В. П. Петров, М. В. Ломоносов, О. Э. Мандельштам.