Литературный род
Литерату́рный род, совокупность литературных произведений, объединяемых по ряду признаков.
Традиционно выделяются три литературных рода: эпос, лирика, драма. Однако это не означает, что словесное произведение может принадлежать только к одному из литературных родов: существуют также синтетические родовые формы, как, например, лиро-эпическая поэма, лирическая и эпическая драма. Разделение литературы на роды, наряду с делением на поэзию и прозу, является предпосылкой её дальнейшей классификации по жанрам.
Первоначальное разделение словесности было намечено Платоном, различавшим произведения по субъекту речи: поэт говорит сам – в дифирамбе, заставляет говорить других людей – в драме, соединяет то и другое – в эпосе («Государство», III, 392d–394d). Это разделение было формализовано римским грамматиком Диомедом (4 в.), к которому восходит современная триада литературных родов. В «Искусстве грамматики» он выделил роды: «активный или подражательный», где «герои действуют сами, без реплик поэта» (т. е. драматический); «повествовательный или излагающий», где «поэт говорит сам, без реплик иных персон» (к нему отнесены произведения дидактической поэзии, а вовсе не лирика в современном понимании, которое формируется в 18 в.), и «общий или смешанный», где «поэт говорит сам и вводятся другие говорящие персоны» (т. е. эпический). Другое разделение словесности по принципу противопоставления повествования и действия было выдвинуто Аристотелем («Поэтика»), у которого также отсутствует лирика как литературный род.
Вплоть до 18 в. европейская поэтика в целом оставалась в рамках бинарной системы, выделяя третий род как «смешанный». В основу схем трёх литературных родов клали систему Платона – Диомеда, однако влияние Аристотеля проявлялось в том, что для всех трёх родов, как правило, постулировался общий принцип – подражание (imitatio). Только с отказом от принципа подражания как единого для всех жанров и видов поэзии, с развитием представления о лирике как принципиально немиметическом виде словесности («выражающем», но не изображающем и не подражающем) и с утверждением принципа выражения как взаимодополнительного по отношению к подражанию (которое теперь ограничивалось лишь отдельными жанрами) возникает классификация родов, основанная на действии поэта, который не всегда однообразно «подражает», но в каждом роде действует особым образом. Систему различных стратегий поэта в зависимости от избранного им рода разработал французский теоретик Ш. Баттё, утвердивший трёхчастную схему литературных родов (с добавлением четвёртого – дидактического – рода, который не закрепился в дальнейшем): в эпосе поэт «рассказывает» как «историограф, вдохновлённый музами»; в драме он действует «как художник», представляя «предметы зримо перед глазами»; в лирике он «связывает своё выражение с выражениями музыки» как музыкант («Курс изящной словесности», «Cours de belles-lettres», 1753).
В дальнейшем в качестве основы для классификации литературных родов выдвигались различные принципы; в частности, немецкой эстетикой рубежа 18–19 вв. было выработано разделение по типу художественного содержания (И. В. Гёте, Ф. Шиллер, Ф. В. Шеллинг). Гносеологический подход, предложенный Г. В. Ф. Гегелем, трактовавшим эпическую поэзию как объективную, лирическую как субъективную, а драматическую как объединяющую эти два начала, был воспринят В. Г. Белинским и благодаря ему укоренился в отечественном литературоведении.
В 20 в., наряду с новыми трактовками литературных родов, например экзистенциально-психологической концепцией швейцарского теоретика Э. Штайгера («Основные понятия поэтики», «Grundbegriffe der Poetik», 1946), высказывались сомнения в целесообразности родовой классификации литературы (Б. Кроче). В современном западном литературоведении термин «литературный род» может обозначать также и жанр.