Тютчев Фёдор Иванович
Тю́тчев Фёдор Ива́нович [23.11(5.12).1803, село Овстуг Брянского уезда Орловской губернии, ныне Жуковского района Брянской области – 15(27).7.1873, Царское Село, ныне г. Пушкин в составе Санкт-Петербурга], русский поэт, дипломат; тайный советник (1865), член-корреспондент Петербургской академии наук (1857). Дворянин.
Детство провёл в родовом имении Овстуг и в Москве. Домашний учитель с 1812 г. – С. Е. Раич, под руководством которого Тютчев начал писать стихи; в 1818 г. принят в Общество любителей российской словесности. Первая публикация – стихотворение «Послание Горация к Меценату…» (1819). С ноября 1819 по октябрь 1821 гг. учился на словесном отделении Московского университета; в феврале 1822 г. поступил на службу в Коллегию иностранных дел. В 1822–1837 гг. служил в Мюнхене, где общался с Ф. В. Шеллингом, подружился с Г. Гейне (Тютчеву принадлежат первые русские переводы из Гейне). В 1826 г. женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон (урождённая Ботмер, 1800–1838). С августа 1837 по октябрь 1839 гг. 1-й секретарь русского посольства в Турине; в июле 1839 г. вторично женился – на Эрнестине Дёрнберг (урождённая Пфеффель, 1810–1894). Отозванный с должности, переехал в Мюнхен и в 1841 г. вышел в отставку. В 1844 г. вместе с семьёй вернулся в Россию, в марте 1845 г. в Санкт-Петербурге вновь зачислен на службу. С февраля 1848 г. старший цензор при Особой канцелярии Министерства иностранных дел. С апреля 1858 г. председатель Комитета иностранной цензуры.
Поэтическое наследие Ф. И. Тютчева – около 400 лирических (в основном коротких, в 3–4 строфы) стихотворений (включая переводы, наброски и 17 стихотворений на французском языке), лишь половина из которых опубликована при его жизни. Избегая роли профессионального литератора, Тютчев предпочитал выступать как романтический поэт-дилетант, пишущий в минуты озарения, от избытка мыслей и чувств, и не заботящийся о судьбе своих сочинений. Живя за границей, Тютчев не имел прочных литературных связей на родине, печатался крайне редко и вплоть до 1850-х гг. как поэт был малоизвестен. Его стихотворения печатались в журнале «Галатея» С. Е. Раича в 1829–1830 гг.; в 1836 г. подборка из 24 произведений под заглавием «Стихотворения, присланные из Германии» с подписью «Ф. Тютчев» опубликована А. С. Пушкиным в журнале «Современник» (тома 3–4), однако широкую известность они получили лишь после того, как Н. А. Некрасов перепечатал их в своей статье «Русские второстепенные поэты» (1850), решительно причислив тогда ещё не известного ему автора «к русским первостепенным поэтическим талантам». В 1854 г. в «Современнике» Некрасов опубликовал множество новых стихотворений Тютчева и издал его первый поэтический сборник, подготовкой которого занимался И. С. Тургенев, в то время как сам Тютчев принял в этом минимальное участие. Второй (и последний) прижизненный сборник стихотворений Тютчева издал его зять И. С. Аксаков в 1868 г.
Поэзия Ф. И. Тютчева отличается цельностью и предстаёт как единая художественная система, в которой наличествуют сквозные парные образы (день и ночь, север и юг, земля и небо, мгновение и вечность, космос и хаос и др.) и поэтические приёмы, усвоенные им от духовной и дидактической поэзии 18 в. и сочетаемые с традициями интимной элегической лирики (В. А. Жуковского и др.). Импровизационность и фрагментарность, создающие впечатление полной искренности и спонтанности самовыражения, в соединении с философской углублённостью, ораторским пафосом, а порой и с открытым дидактизмом – одна из характерных черт всей лирики поэта.
В творчестве Тютчева выделяют два периода – до и после возвращения в Россию в 1844 г. В заграничный период у него преобладали натурфилософские стихотворения, в которых пейзажи, как правило, имеют отвлечённый философски-иносказательный смысл и часто встречаются античные мифологические образы («Весенняя гроза», 1828; «Полдень», 1829, и др.). Однако и тогда Тютчева занимала не одна философия природы, а также принципиальные вопросы бытия человека в мире, как, например, в стихотворениях «Silentium!» (1830) и «Цицерон» (1830).
С конца 1840-х гг. центр внимания Тютчева окончательно переместился от природы к человеку: с этого времени из его стихов исчезла античная мифология, но возникли отчётливые христианские мотивы и ясно обнаружился трагизм мировосприятия поэта. Поздняя лирика Тютчева проникнута ощущением катастрофы, совершающейся в личной и общественной жизни, нестерпимой тревогой и чувствами сострадания, собственной беспомощности и вины, побуждающими искать прощения и спасения свыше. Это ярко выразилось в стихотворениях «денисьевского цикла», вызванных осуждённой обществом любовной связью Тютчева и Е. А. Денисьевой (1826–1864), которая началась в 1850 г. и продолжалась до её смерти: «Не говори: меня он, как и прежде, любит...» (1851), «О, как убийственно мы любим...» (1851), «Предопределение» (начало 1850-х гг.), «Весь день она лежала в забытьи…» (1864), «Есть и в моём страдальческом застое…» (1865), «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» (1865) и др. (всего не менее 15 стихотворений). Единственным прибежищем для поэта в его раздумьях о собственной жизни и об общественных потрясениях, всегда переживаемых Тютчевым как личная драма, оказывается религия: «Наш век» (1851), «Теперь тебе не до стихов…» (1854), «О, вещая душа моя…» (1855), «Над этой тёмною толпой…» (1857).
Среди поздних произведений Тютчева велика доля политических стихотворений, связанных с его оригинальной историософией, сложившейся к середине 1840-х гг. и изложенной в написанных на французском языке статьях «Россия и Германия» (1844), «Россия и Революция» (1849) и «Папство и римский вопрос» (1850), которые он планировал включить в обширный трактат «Россия и Запад» (не завершён). По Тютчеву, в мире в настоящий момент есть только одна законная империя, это – Россия, преемница Византии. Её «тело» – это славянство, которое русский царь призван объединить под своим началом, а «душа» – Православная церковь, единственная истинная и всемирная. Запад, отпавший от церковного единства, соблазнился его призраком в подчинении папскому престолу, отверг освобождающий закон Христа и впал в рабство. При отсутствии законной власти Запад веками страдал от конфликтов и разделений, которые преодолевались только насилием. Современный же Запад открыто поставил на первое место культ силы и человеческого «я», сделал принципом своего существования «Революцию». Пытавшийся силой обуздать её Наполеон I был обречён, поскольку «всю её носил в самом себе» (стихотворение «Наполеон», 1850). Спасение Европы – в возвращении к истинной вере (православию), к христианскому согласию (вместо попыток насильственного объединения) и в свободном подчинении санкционированной свыше законной власти, т. е. русскому царю, который распространит границы своей империи «от Нила до Невы, от Эльбы до Китая» и установит три столицы – Москва, Константинополь и Рим (стихотворение «Русская география», 1848 или 1849). Тютчев считал, что пример мирного и любовного единения должны явить славянские народы, отсюда – его увлечённость идеями панславизма, впервые отразившимися ещё в стихотворении «Как дочь родную на закланье…» (1831) и в целом ряде поздних стихотворений («Молчит сомнительно Восток…», 1865; «Гус на костре», 1870; «Два единства», 1870, и др.). Политические мечтания Тютчева не пользовались широкой известностью, хотя именно ими были вдохновлены наиболее популярные его стихотворения: «Эти бедные селенья…» (1855), «Умом Россию не понять…» (1866).
Современные Тютчеву критики ценили его прежде всего за стихотворения о любви и природе, не уделяя должного внимания их символическому подтексту и многозначности. Тютчев как религиозно-философский, «метафизический» поэт был открыт, по существу, только на рубеже 19–20 вв. В нём увидели своего предшественника русские символисты, занимавшиеся изучением и популяризацией его творчества; он существенно повлиял на многих поэтов 20 в.