Ода
О́да (греч. ᾠδή – песнь, песня), жанр лирической поэзии.
В Античности слово «ода» сначала не имело терминологического значения, затем стало обозначать преимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализирующего характера (особенно песни Пиндара). В византийской гимнографии одой называлась каждая из девяти частей канона.
В эпохи Возрождения и барокко слово применялось в основном к патетической высокой лирике, ориентирующейся на античные образцы (Пиндар, Гораций) и написанной строфическими стихами (П. де Ронсар во Франции, Г. Кьябрера в Италии, Дж. Драйден в Англии).
В поэзии классицизма ода – ведущий жанр высокого стиля с каноническими темами (прославление Бога, отечества, жизненной мудрости и др.), приёмами («тихий» или «стремительный» приступ, наличие отступлений, дозволенный «лирический беспорядок») и видами (оды духовные, торжественные – «пиндарические»; нравоучительные – «горацианские»; любовные – «анакреонтические»): Ф. де Малерб, Вольтер, Ж.-Б. Руссо, П.-Д. Экушар-Лебрен (Франция).
В русскую поэзию оду ввёл В. К. Тредиаковский (1734); классиками жанра стали М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков (соответственно «восторженный» и «ясный» типы од). В эпоху предромантизма жанровые признаки оды расшатываются (Г. Р. Державин и др.). В 19–20 вв. жанровая система в лирике размылась (оды романтиков – Дж. Китса, В. Гюго, А. Мандзони и других – лишены канонических жанровых примет) и термин «ода» часто употреблялся лишь в переносном значении («Ода революции» В. В. Маяковского, 1918).
Словом «ода» иногда называют музыкальные произведения гимнического характера, написанные на тексты литературных од: например, «Ода к радости» – финал 9-й симфонии Л. ван Бетховена на текст Ф. Шиллера («An die Freude», написан в 1785); кантата «Ода: вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» Н. Д. Набокова (1928) на текст М. В. Ломоносова (написан в 1743). Произведение сатирической направленности – «Ода Наполеону» («Ode to Napoleon Buonaparte», 1942) для чтеца, фортепиано, струнного квартета или струнного оркестра А. Шёнберга на одноимённый текст Дж. Байрона (создан в 1814), в которой объектом сатиры стал А. Гитлер. Образец инструментального произведения – «Ода на окончание войны» для восьми арф, четырёх флейт, контрабасов, духовых и ударных инструментов С. С. Прокофьева (1945).