Саади
Саади́ (سعدی; настоящие имя и фамилия Абу Мухаммад Муслих ад-Дин ибн Абдалла Саади Ширази, أبومحمد مصلح الدين بن عبدألله سعدي شرازي) [между 1203 и 1210, Шираз – 9.12.1292 (по другим сведениям, декабрь 1291), там же], персидский поэт и мыслитель.
Родился в небогатой семье, начал образование в Ширазе; рано осиротевший, он по протекции правителя Фарса был отправлен в Багдад (около 1223), где получил разностороннее образование в медресе Низамийя. В 1220–1250-х гг. побывал в Сирии, Ираке, Палестине, Малой Азии, неоднократно совершал паломничество в Мекку; по некоторым сведениям, был в Индии.
Зарабатывал на жизнь чтением проповедей, участием в диспутах богословов, а также сочинением касыд (часто панегирических) и газелей. Около 1257 г. вернулся в Шираз и, отказавшись от предложенного места придворного поэта, вёл уединённую жизнь шейха, наставляющего учеников.
Литературное наследие Саади, отмеченное широким разнообразием жанров, объединено в «Собрание сочинений» («Куллийят», کلیات), составление которого было начато, вероятно, самим Саади, а завершено в 1334 г. неким Али ибн Ахмадом Бисутуном. Сохранилась также иная, значительно отличающаяся редакция, представленная четырьмя рукописями 14 в., которая до сих пор мало изучена. «Куллийят» открывается введением, написанным предположительно Бисутуном, и включает: прозаические послания (расаил) религиозно-философского («Пять меджлисов», مجالس پنجگانه, «Трактат о разуме и любви», رساله عقل و عشق), делового («Вопрос министра финансов», در تربیت یکی از ملوک گوید, «Три отчёта», تقریرات ثلاثه) и дидактического («Наставление царям», نصیحة الملوک) характера; дидактическую книгу «Гулистан» (گلستان ,1258), сочетающую изящную, местами рифмованную прозу со стихотворными вставками, в которой нашли отражение быт и нравы средневековых городов Ближнего Востока и которая принесла Саади всемирную известность. В раздел поэзии «Куллийят» входят: суфийская дидактическая поэма «Бустан» (بوستان ,1257); арабские и персидские касыды; персидские элегии (мараси); макаронические стихи (муламмаат), состоящие из арабских и персидских бейтов; 4 сборника газелей; стихи в форме маснави, кыта, рубаи и др. Заключительный раздел «Куллийят», известный под названием «Непристойности» («Хазлийят», هزلیات), состоит из прозаических шуток и забавных историй, а также «Порочных стихов» («Хабисат», خبیثات).
Творчество Саади оказало большое влияние на последующее развитие персидской литературы. Его газели, соединившие эмоциональную напряжённость мистических стихов с виртуозностью и изяществом куртуазных форм, принесли Саади славу «пророка газели». Считается непревзойдённым мастером искусства «развлечения поучением»; основной пафос, пронизывающий его творчество, состоит в проповеди активного гуманизма («человечности», адамийят), основанного на сочувствии, сострадании, помощи ближнему и отличающей «сынов Адама» от бессловесных животных.
Строки Саади «Потомки Адама – члены единого тела, ибо сотворены из одной сущности» высечены на фасаде здания штаб-квартиры Организации Объединённых Наций в Нью-Йорке.
Гробница Саади в Ширазе (неоднократно перестроенная) – национальная святыня и место паломничества.
Известен в России с начала 19 в.