Азиатский финансовый кризис
Азиа́тский фина́нсовый кри́зис, экономический кризис в странах Восточной и Юго-Восточной Азии 1997–1998 гг.
Кризис начался в Таиланде в июле 1997 г., а затем распространился на ряд других стран региона (наиболее пострадавшие страны – Республика Корея, Индонезия, Малайзия и Филиппины). Азиатский финансовый кризис сопровождался значительным ослаблением национальных валют, падением валового внутреннего продукта (ВВП), бегством капитала из пострадавших стран, снижением фондовых индексов, массовым банкротством предприятий и социально-политическими проблемами. При этом, несмотря на масштаб кризиса, пострадавшие страны смогли быстро восстановить экономику и уже в начале 2000-х гг. преодолеть его последствия.
Предпосылки
С начала 1960-х гг. и до кризиса 1990-х гг. ряд азиатских стран демонстрировали бурный экономический рост, значительно превышающий мировые темпы роста. Из-за этого они получили название азиатских тигров (Республика Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань) и азиатских тигров второй волны (Филиппины, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Вьетнам), активный рост которых начался несколько позже, чем в первой группе. По данным Всемирного банка, средний темп роста ВВП этих стран в 1996 г., накануне кризиса, составлял 7,3 % при мировых темпах 3,6 %.
Высокие темпы роста экономики азиатских стран сопровождались попытками построения экспортно ориентированной модели индустриализации с приоритетом на развитие технологий и экономический рост. Привлекательность этих стран для иностранных инвесторов росла: в условиях низких процентных ставок в Европе и Японии и недооценки рисков азиатские рынки предоставляли более высокую доходность. Притоку иностранного капитала также способствовали мягкая монетарная политика, фиксированные валютные курсы и выгодные условия кредитования в местных валютах. Это привело к масштабному притоку иностранного капитала, росту цен на активы и увеличению государственного и корпоративного долга.
В результате стали формироваться предпосылки для «перегрева» азиатских экономик и образования «пузырей» на фондовых рынках и рынках недвижимости. В то же время в конце 1990-х гг. США перешли к повышению процентных ставок для борьбы с высокой инфляцией, фокус инвесторов сместился с азиатских рынков на американский, куда стали перенаправляться потоки капитала. Более того, по мере укрепления доллара США (относительно иены и европейских валют) из-за сохранения политики фиксированных валютных курсов азиатские страны стали терять конкурентоспособность своей экспортной продукции из-за роста её стоимости на внешних рынках. В отдельных странах (особенно в Республике Корея и Малайзии) отраслевые шоки, вызванные перепроизводством, привели к замедлению роста экспорта ключевых категорий товаров (электроника, полупроводники и др.). Дополнительное давление на экспорт т. н. азиатских тигров оказало также постепенное смещение их региональных сравнительных преимуществ в таких отраслях, как производство текстильной продукции и электроники в сторону Китая по мере развития его промышленности. Это ухудшило показатели счёта текущих операций и снизило доходы местных компаний.
Масштабные внешние инвестиции, как правило, носили краткосрочный характер. Растущий дисбаланс между краткосрочными иностранными обязательствами и резервными активами в совокупности с непрозрачной финансовой системой усиливали риски финансовой стабильности и снижали доверие к этим странам со стороны иностранных инвесторов.
Помимо нарастания зависимости от внешней конъюнктуры, получали своё развитие и внутренние проблемы. Во-первых, низкий уровень контроля за рисками, а также непрозрачное и неэффективное управление финансовой системой привели к ухудшению качества кредитных портфелей. Это находило отражение в банковском секторе, осуществлявшем в тот период функции финансового посредничества на фондовом рынке, – владельцы банков могли чрезмерно кредитовать рисковые проекты без ощутимых потерь в случае их провала из-за слабого финансового надзора и регулирования. Например, государственным банкам в Индонезии и Республике Корея было разрешено регулярно нарушать пруденциальные нормативы без штрафных санкций, а в Республике Корея было широко распространено ведение фиктивных счетов. Заимствования в иностранной валюте также, как правило, осуществлялись без хеджирования, что увеличивало риски крупных потерь в корпоративном секторе в случае ослабления национальных валют. Ситуацию осложняла информационная непрозрачность из-за ограниченных требований к раскрытию информации, в результате чего регулирующим органам было трудно идентифицировать нарастающие проблемы в финансовом секторе.
Во-вторых, политика фиксированных обменных курсов, с одной стороны, обеспечивала стабильность рынков и гарантировала уверенность инвесторов, а с другой – уменьшала пространство для манёвра регуляторов и снижала эффективность монетарной политики в борьбе с «перегревом» экономики.
В-третьих, проблемы непосредственно в корпоративном секторе включали в себя неэффективное управление, высокий уровень коррупции и непотизм, что приводило к финансированию нерентабельных и рискованных бизнес-проектов в условиях завышенных цен акций и недвижимости.
Все эти факторы привели к тому, что в 1995–1996 гг. доходы азиатских компаний стали снижаться, а с 1996 г. «пузырь» на фондовых рынках и рынках недвижимости в отдельных странах (в первую очередь в Таиланде и Республике Корея) начал сдуваться. В свою очередь, это спровоцировало серию дефолтов и убытков в корпоративном и финансовом секторе. Накопленные в отдельных азиатских странах проблемы, таким образом, достигли критической массы и стали предпосылками масштабного регионального кризиса.
Начало и распространение кризиса
Началом азиатского финансового кризиса принято считать сильное ослабление тайского бата вследствие спекулятивных атак и переход к плавающему валютному курсу в Таиланде в июле 1997 г., что привело к цепной реакции в регионе из-за высокой взаимозависимости стран и схожих накопленных проблем. В результате усилился отток капитала, начались веерные банкротства фирм, и вскоре кризис перекинулся на другие страны региона через инвестиционные и финансовые каналы. В частности, банки стремились снизить свои обязательства в «кризисных» странах, а инвесторы – минимизировать риски за счёт вывода капитала на безопасные рынки. Впоследствии это явление назвали эффектом заражения (англ. contagion effect).
Ещё одним поводом для начала кризиса могла стать передача суверенитета Гонконга Китаю 1 июля 1997 г. Гонконг был одним из основных финансовых хабов Азии, а политическая неопределённость относительно его будущего стала дополнительным стимулом для иностранных инвесторов уйти с азиатских рынков.
После начала кризиса накопившиеся внутренние и внешние проблемы начали обостряться. Возникшая в банковском секторе паника привела к массовому изъятию капитала из стран, затронутых кризисом, что ещё больше обесценивало их национальные валюты. Чтобы остановить отток капитала, были значительно увеличены процентные ставки и проводились активные интервенции на валютном рынке. Однако в условиях ограниченности валютных резервов для поддержания курса национальных валют и продолжающегося усиления оттока капитала азиатские страны стали отказываться от поддержания фиксированного курса и переходить к режиму плавающего курса. Вскоре после Таиланда к плавающему валютному курсу перешла Малайзия и Индонезия. В Республику Корея кризис пришёл позднее других стран. В результате валютный кризис привёл к банковскому и долговому кризису, распространившись на реальный сектор экономики.
Антикризисные меры и последствия
Наиболее пострадавшими от кризиса странами стали Таиланд, Индонезия, Республика Корея и Малайзия, однако негативные эффекты были ощутимы во всём мире. В 1998 г. падение ВВП среди этих стран варьировалось от 5,1 % в Республике Корея до 13,1 % в Индонезии (к уровню 1997) при общемировых темпах роста 2,9 %, а курсы валюты азиатских стран резко снизились по отношению к доллару США. Экономический кризис также привёл к политической нестабильности, в результате чего была проведена смена правительства в Индонезии и Таиланде. Одним из долгосрочных последствий азиатского кризиса стало смещение фокуса для иностранных инвестиций с Японии и стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в сторону Китая и Индии.
Масштабы кризиса потребовали международного вмешательства: МВФ разработал серию программ помощи для Индонезии, Республики Корея и Таиланда, чтобы помочь им избежать дефолтов. В качестве основного условия для получения поддержки от МВФ стало проведение серии реформ (пакеты структурных преобразований), направленных на сокращение государственных расходов и дефицитов бюджета, оздоровление банковской системы, восстановление доверия к финансовой системе, повышение прозрачности. Таким образом, программы помощи МВФ можно разделить на 3 группы: непосредственно финансовую поддержку, изменение макроэкономической политики и проведение структурных реформ. Объём совокупной финансовой помощи Таиланду составил 14,1 млрд долл. США, Индонезии – 43 млрд долл. (в том числе 16,4 млрд долл. от МВФ), Республике Корея – 48 млрд долл. (в том числе 21 млрд долл. от МВФ). Малайзия и Филиппины решили отказаться от помощи международных институтов. Малайзия начала бороться с кризисом путём экономического национализма, стремясь защитить свою экономику от внешнего капитала.
Наиболее важным направлением стала необходимость проведения структурных реформ. Для всех стран была разработана программа реформы финансового сектора, которая включала в себя закрытие неплатёжеспособных финансовых компаний, рекапитализацию потенциально жизнеспособных финансовых организаций, тщательный надзор за слабыми компаниями и общее усиление финансового надзора и регулирования с целью доведения его качества до международных стандартов. Для корпоративного сектора разрабатывались программы по реструктуризации корпоративного долга, меры по повышению эффективности рынков и увеличению конкуренции. Социальные реформы включали в себя меры по защите наиболее уязвимых слоёв населения от последствий кризиса.
В целом эффективность мер поддержки и антикризисных программ МВФ оценивается по-разному. Среди недостатков отмечается отсутствие их привязки к особенностям стран-реципиентов.
В результате предпринятых мер финансовые рынки в Республике Корея и Таиланде стабилизировались в первые месяцы 1998 г. В совокупности со стабилизацией обменных курсов это позволило уже к середине 1998 г. перейти к снижению процентных ставок до докризисных уровней. Первые признаки оживления экономической деятельности начали проявляться в этот же период в Республике Корея, а позднее и в других странах. Объём международных резервов был восстановлен, что снизило уязвимость стран к внешним шокам.
Следствием кризиса для других стран Азиатского региона стало усиление позиции Китая, благодаря его вкладу в виде финансовой помощи пострадавшим от кризиса странам в размере 4 млрд долл. (в форме участия в пакетах помощи МВФ и двусторонней помощи) и решению отложить переход к плавающему курсу (привязка к доллару США была частично отменена в июле 2005) с целью защиты юаня от спекулятивных атак благодаря его неконвертируемости. Более надёжную позицию Китая и защиту от массового оттока капитала также обеспечила форма иностранных инвестиций в страну: в отличие от многих пострадавших в кризис стран, такие инвестиции имели форму материальных ресурсов (заводов и др.), а не ценных бумаг. В целом азиатский кризис привёл к общему замедлению роста развивающихся стран Азии и снижению привлекательности их рынков для международных инвесторов. Для стран с развитой экономикой степень влияния азиатского кризиса варьировалась в зависимости от важности торговых и финансовых связей с пострадавшими экономиками, а также фазы экономического цикла в собственной экономике.
Помимо прочего, была переосмыслена роль главного регионального института интеграции – АСЕАН. На его уровне было выработано несколько регуляторных механизмов: механизм надзора и контроля и обмена финансово-экономической информацией между членами АСЕАН; программа азиатских бондов, которая позволила странам Юго-Восточной Азии выпускать ценные бумаги, гарантированные государством.
Таиланд
С 1985 г. и до начала кризиса экономика Таиланда росла средними темпами 8,6 % в год при общемировых темпах за этот период 3,1 %, а инфляция колебалась в диапазоне от 1,8 до 5,7 %. Тайский бат был привязан к доллару США на уровне 25 бат за 1 долл. После перехода к плавающему курсу бат стал активно обесцениваться и в январе 1998 г. достиг отметки 53 бат/долл. (–54 %). Инфляция выросла с 5,9 % в 1996 г. до 8,1 % в 1998 г., а падение ВВП составило 2,8 и 7,6 % в 1997 и 1998 гг. соответственно. Из-за массовых увольнений в секторе недвижимости, финансов и строительства росло социальное напряжение и наблюдалось возвращение работников из городов в сельскую местность. Выросли бедность и неравенство, а зарплаты и уровень социального обеспечения снизились.
В августе 1997 г. МВФ представил два пакета финансовой помощи Таиланду на сумму более 17 млрд долл. при условии принятия законов, касающихся процедур банкротства (реорганизации и реструктуризации), и создания стабильной системы регулирования финансовой системы. Из этой суммы фактически было использовано 14,1 млрд долл., задолженность по которым была досрочно выплачена Таиландом в 2003 г.
В результате проведённых реформ экономика Таиланда перешла к положительным темпам роста уже в 1999 г., однако полностью преодолеть кризис удалось лишь в 2001 г.
Индонезия
С 1985 г. и до начала кризиса экономика Индонезии росла средними темпами 6,4 % в год, а инфляция колебалась в диапазоне от 4,7 до 9,7 %. Инфляция выросла с 8 % в 1996 г. до 58,5 % в 1998 г., а падение ВВП достигло 13,1 % в 1998 г. Экономика Индонезии также характеризовалась большим объёмом кредитов в иностранной валюте, и после падения курса тайского бата и малайзийского ринггита из-за продолжающихся спекулятивных атак спрос на доллары США в Индонезии резко повысился, оказывая давление на рупию. В результате в сентябре 1997 г. Индонезии после короткого периода расширения объёма интервенций пришлось перейти к режиму плавающего валютного курса, в результате чего индонезийская рупия обесценилась на 84 % (июнь 1998). Падение рупии, в свою очередь, существенно повысило долговую нагрузку корпоративного сектора, занимавшего преимущественно в долларах США. Кризис также сопровождали массовые беспорядки, в результате чего в мае 1998 г. президент Индонезии ушёл в отставку после 31 года правления. Утрата доверия вызвала финансовую нестабильность, а спад в реальном секторе экономики существенно ударил по бедным слоям населения.
В ноябре 1997 г. МВФ предоставил Индонезии финансовую поддержку в размере 10 млрд долл., в июле 1998 г. дополнительно выделил 1,4 млрд долл. В августе 1998 г. программа реформ МВФ была расширена и стала включать в себя жёсткий контроль над денежной базой, реформу банковского сектора, реструктуризацию корпораций и др. Это позволило стабилизировать обменный курс, увеличить валютные резервы и победить высокую инфляцию: с 2001 г. и до мирового финансового кризиса средние темпы инфляции снизились до 10 % в год. В феврале 2000 г. вновь избранное правительство провело переговоры с МВФ о новом расширении соглашения о поддержке экономики и дополнительной финансовой помощи в размере 5 млрд долл.
В результате всех предпринятых мер экономика Индонезии перешла к слабому росту на 0,8 % в 1999 г., однако полностью преодолеть кризисное падение экономики удалось лишь в 2002 г.
Республика Корея
С 1985 г. и до начала кризиса экономика Республики Корея росла средними темпами 9,4 % в год, а инфляция колебалась в диапазоне от 2,5 до 9,3 %. Инфляция выросла с 4,9 % в 1996 г. до 7,5 % в 1998 г., а падение ВВП составило 5,1 % в 1998 г. В целом экономика Республики Корея развивалась очень динамично, однако финансовая система страны была ослаблена государственным вмешательством в экономику и тесными неформальными связями, на основе которых происходили процессы агрессивного создания крупных конгломератов – чеболей (форма финансово-промышленных групп в собственности определённых семей Республики Корея). После начала кризиса проблемы обострились и повлекли за собой масштабные банкротства компаний и падение фондовых рынков. В частности, в 1998 г. Hyundai Motor Company приобрела Kia Motors, в 2000 г. предприятие Samsung Motors было куплено компанией Renault Group, а в 2002 г. Daewoo Motors была продана американской компании General Motors.
В декабре 1997 г. МВФ предоставил Республике Корея финансовую помощь в размере 21 млрд долл. Кроме того, в начале 1998 г. Корея достигла соглашения с иностранными банками о продлении сроков краткосрочных требований к её банкам, чтобы избежать дефолта. Программа макроэкономических мер включала в себя временное резкое увеличение процентных ставок для стабилизации курса национальной валюты и инфляции, фискальную консолидацию, расширение социальной защиты. В результате к июню 2003 г. были закрыты или объединены 787 неплатёжеспособных финансовых учреждений, в 1998–2004 гг. были закрыты 14 банков, 11 из 30 финансово-промышленных групп – чеболей – были ликвидированы. Таким образом, корпоративный сектор стал более устойчивым и прозрачным.
В социальной сфере изменения коснулись разных сфер: произошла смена парадигмы пожизненной системы найма в пользу гибких трудовых отношений; стали внедряться пособия по безработице, формироваться профсоюзы.
Малайзия и Филиппины
Азиатский финансовый кризис также коснулся Малайзии и Филиппин, однако их опыт преодоления кризиса отличался от Таиланда, Индонезии и Республики Корея. С 1985 г. и до начала кризиса экономика Малайзии росла средними темпами 7,6 % в год, а инфляция колебалась в диапазоне от 0,3 до 4,8 %. Инфляция выросла с 3,5 % в 1996 г. до 5,3 % в 1998 г., а падение ВВП достигло 7,4 % в 1998 г. Средние темпы роста экономики Филиппин составляли 3,7 %, а инфляция колебалась в диапазоне от 1,1 до 19,3 %. Инфляция увеличилась с 7,5 % в 1996 г. до 9,2 % в 1998 г., а падение ВВП составило 0,5 % в 1998 г. Относительно других пострадавших стран Малайзия и Филиппины отличались более сильными макроэкономическими показателями и более здоровой финансовой системой, а Филиппины уже реализовали одну из программ МВФ по макроэкономической стабилизации в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Тем не менее в Малайзии к лету 1997 г. появились признаки «перегрева» экономики, но ещё в апреле были предприняты превентивные меры по стабилизации ситуации и введены дополнительные пруденциальные (упреждающие) нормы для банков.
При этом проявления кризиса в обеих странах были такими же, как в Таиланде, Индонезии и Республике Корея: снижение доверия иностранных инвесторов, отток капитала, падение объёма международных резервов, ослабление национальных валют.
В отличие от вышеупомянутых стран, Малайзия пошла собственным путём, отказавшись от помощи МВФ. В первую очередь была ужесточена денежно-кредитная и бюджетная политика и усилен контроль за банковским сектором. В сентябре 1998 г. был введён контроль за капиталом, в основном нацеленный на офшорные рынки малайзийского ринггита в Сингапуре и краткосрочные портфельные потоки: были введены требования по возращению ринггита из офшорных зон и введён однолетний срок репатриации на приток портфельных инвестиций. В феврале 1999 г. эти меры были заменены на систему постепенных сборов за вывоз капитала, а в сентябре 1999 г. меры были дополнительно смягчены. Переход к плавающему валютному курсу был осуществлён лишь в 2005 г. Реализованные в Малайзии меры были направлены на остановку оттока капитала и стабилизацию валютного курса. Экономика Малайзии начала активно восстанавливаться в 1999–2000 гг. благодаря активизации мирового спроса на электронику (важная статья экспорта Малайзии) и сохранению фиксированного обменного курса. Введение контроля за капиталом помогло остановить панический отток иностранного капитала из страны, оказалось эффективным средством остановки офшорной торговли малазийским ринггитом и привлечения внутренних инвестиций в экономику страны. При этом среди экономистов эффективность введённых мер оценивается по-разному. Например, среди критиков контроля за движением капитала сформировалось мнение, что в случае Малайзии данная мера не требовалась из-за сильных фундаментальных основ экономики страны, а сам контроль привёл к замедлению восстановления и роста ВВП после кризиса.
По сравнению с другими странами Азиатского региона Филиппины пострадали не так сильно благодаря относительно более устойчивой финансовой системе накануне кризиса. Из-за политической нестабильности в начале 1980-х гг. уровень доверия инвесторов по отношению к стране снизился, что позволило избежать излишней закредитованности краткосрочными валютными займами и повышенной склонности к риску и нерентабельным проектам со стороны внутренних финансовых и нефинансовых организаций. Бо́льшая часть валютных обязательств частного сектора приходилась на резидентов, многие из которых являлись также экспортёрами, что обеспечивало хеджирование рисков. Рост цен на рынке недвижимости при этом соответствовал фактическому спросу, а кредитование осуществлялось с точки зрения баланса рисков и рентабельности. Всё это позволило снизить уязвимость Филиппин к бегству капитала по сравнению с другими пострадавшими странами.
После начала кризиса центральный банк резко поднял ставку денежно-кредитной политики (с 15 до 32 % в середине июля 1997) и принял ряд пруденциальных мер для поддержки национальной валюты. Были также продолжены структурные реформы в рамках более ранних соглашений с МВФ (в том числе была предложена помощь в размере 1 млрд долл. для пополнения резервных активов). Эти реформы были связаны как с совершенствованием пруденциального регулирования в соответствии с международными стандартами, так и с совершенствованием в сфере банковского регулирования, риск-менеджмента, микрофинансовых организаций и пр. (в том числе в 2000 был принят Общий банковский закон). Это позволило стабилизировать курс национальной валюты и уже к середине октября 1997 г. снизить ключевую ставку до 15 %. В результате уже в 1999 г. экономика Филиппин смогла восстановиться, а экономический рост составил 3,3 %.