General Motors
General Motors (GM; «Дженерал моторс»), транснациональная компания, один из лидеров мирового автомобилестроения. Выпускает легковые и грузовые автомобили под торговыми марками Chevrolet, Buick, GMC, Cadillac, а также автомобильные компоненты и двигатели под брендом ACDelco. GM разрабатывает технологии, обеспечивающие громкую связь, навигацию, безопасное и автономное вождение, экстренную и оперативную помощь при использовании автомобиля под брендами OnStar, Periscope, Ultium, Vehicle Intelligence. Также компания оказывает страховые и финансовые услуги через дочернюю компанию General Motors Financial и управляет производственными и сборочными предприятиями, распределительными центрами в США, Канаде и других странах. Штаб-квартира расположена в г. Детройт (штат Мичиган, США). Штат компании состоит из 155 тыс. сотрудников, из них 94,4 тыс. – в США (на сентябрь 2022).
Компании принадлежит ряд нововведений: первый жёсткий верх кузова автомобиля (1949), первое серийное производство автомобилей с пластмассовым несущим кузовом (Chevrolet Corvette, 1953), автомобилей с задним расположением мотора с оппозитным двигателем (цилиндры двигателя имеют горизонтальное расположение, противостоящие поршни двигаются зеркально относительно друг друга) воздушного охлаждения (Chevrolet Corvair, 1959), переднеприводной автомобиль Oldsmobile Toronado (1965), с которого началось массовое внедрение переднего привода на американских автомобилях.
Старейшим подразделением современной корпорации GM является компания Olds Motor Vehicle, учреждённая Р. И. Олдсом (1864–1950) в 1897 г. Спустя два года произошло её слияние с компанией, производящей моторы для автомобилей. Новая корпорация получила название Olds Motor Works, её акционерный капитал составлял 500 тыс. долл. США. Такая концентрация средств позволила компании построить в Детройте первый в США специализированный завод по производству автомобилей. В 1901 г. автомобиль с открытым кузовом под маркой Oldsmobile стал первым серийно выпускавшимся американским автотранспортным средством. Другими предшественниками GM стали Cadillac Automobile (основана в 1902), Buick Motor (1903), Oakland Motor Car (1907).
16 сентября 1908 г. У. К. Дьюрантом (1861–1947) на базе корпорации Buick Motor создана компания GM и взят курс на дальнейшее объединение автомобилестроительных компаний. В 1909 г. GM купила Cadillac Automobile, а также 40 % акций компании Rapid Motor Vehicle, на основе которой в дальнейшем было запущено производство грузовых автомобилей (контрольный пакет акций компании Rapid Motor Vehicle GM получила в 1910). В 1911 г. компания учредила два подразделения: одно – по продаже грузовых автомобилей под названием General Motors Truck (позже GMC), другое – для поставок автомобилей за пределы североамериканского рынка. В 1916 г. компания GM получила своё современное название. В 1918 г. к GM присоединилась автомобилестроительная компания Chevrolet (основана в 1911), а спустя год – Fisher Body (1908).
В 1923 г. в Копенгагене (Дания) открыт первый зарубежный завод GM по сборке автомобилей Chevrolet. К 1929 г. GM превзошла компанию Ford Motor по количеству проданных автомобилей и стала ведущим производителем легковых автомобилей в США. Все последующие годы экономическая экспансия корпорации шла нарастающими темпами и распространилась практически на все страны и континенты. В 1931 г. GM стала крупнейшим в мире производителем автомобилей (по количеству экземпляров). За годы Второй мировой войны 1939–1945 гг. компания поставила вооружения и военную продукцию на сумму в 12,3 млрд долл. США. В 1950–1960-х гг. GM продолжала удерживать 40–45 % общего объёма продаж автомобилей в США. В разные годы GM владела и развивала активы в сфере авиастроительного бизнеса, компьютерных услуг и аэрокосмической обороны, участвовала в разработке и производстве подвижного состава железнодорожного транспорта. В 1984 г. GM организовала новую автомобильную компанию Saturn, использующую высокоавтоматизированные заводы для производства компактных автомобилей, чтобы конкурировать с японским импортом (подразделение Saturn было упразднено в 2010 г. в ходе реструктуризации бизнеса из-за банкротства GM в период мирового финансового кризиса).
Однако убытки в начале 1990-х гг., вызванные в основном конкуренцией с японскими автопроизводителями, вынудили компанию закрыть часть заводов, сократить штат сотрудников на десятки тысяч человек и сосредоточиться на производстве автомобилей. К другим причинам кризиса GM относятся значительные расходы на медицинское и пенсионное обеспечение рабочих, неудовлетворительное качество продукции (потребители жаловались на шум, вибрацию, плохую управляемость автомобилей), низкие показатели производительности (на сборку одного автомобиля GM требовалось в 2 раза больше рабочего времени, чем на заводе Toyota Motors).
К началу 21 в. GM владела акциями ряда автомобильных компаний, включая Fiat, Isuzu, Fuji Heavy Industries и Suzuki. При этом компания производила на своих предприятиях в 33 странах более 9 млн легковых автомобилей и грузовиков, контролируя 88 % автомобильного рынка США, включая рынок малолитражных машин. Торговая сеть охватывала около 14 тыс. автодилеров в США и Канаде и более 5 тыс. в других странах.
Во время мирового экономического кризиса 2008 г. компания вновь начала терпеть убытки. Несмотря на государственную поддержку, в 2009 г. GM оказалась на стадии банкротства. Компанию спасла реструктуризация бизнеса. Сокращение оставило GM с 4 автомобильными подразделениями: Buick, Cadillac, Chevrolet и GMC. В целом с 1980 по 2010 гг. доля GM на автомобильном рынке США упала с 46 до 20 %.
В ноябре 2010 г. компания впервые после банкротства вышла на фондовый рынок, проведя крупнейшее на тот момент IPO, которое было организовано правительством США. По итогам первичного размещения акций на биржах США и Канады GM получила 23,1 млрд долл. США. Спустя год GM снова стала крупнейшим автопроизводителем в мире – продажи автомобилей по итогам 2011 г. составили 9,03 млн штук. В 2017 г. GM продала за 2 млрд долл. США торговые марки автомобилей Opel и Vauxhall французскому автопроизводителю Groupe PSA. Этот шаг был расценён как фактическое прекращение деятельности GM в Европе. В 2020 г. GM осуществила поставку более 6,83 млн автомобилей по всему миру, 2,55 млн из которых проданы в США. В конце 2021 г. GM объявила о планах инвестировать в ближайшие четыре года 35 млрд долл. США в полное обновление модельного ряда и выпуск на мировой рынок более 30 новых электромобилей, в том числе с функцией автономного вождения.
Компания GM начала осуществлять импорт автомобилей в Россию в 1992 г. 27 июня 2001 г. было создано первое совместное автомобилестроительное предприятие GM в России под названием ЗАО «Джи Эм-АвтоВАЗ» (GM принадлежали 41,61 % уставного капитала). 23 сентября 2002 г. на совместном предприятии выпущен первый автомобиль Chevrolet Niva. В июне 2005 г. калининградское предприятие «Автотор» совместно с GM приступило к сборке автомобилей Cadillac в России. В 2015 г. в ответ на присоединение Крыма к России GM остановила производство автомобилей на российском рынке, но сохранила поставки из США в РФ моделей Chevrolet и Cadillac. 28 февраля 2022 г. GM приостановила импорт автомобилей в Россию и коммерческую деятельность на её территории из-за проблем с цепочкой поставок. Спустя 2 месяца GM объявила о полном прекращении деятельности в РФ, закрытии дилерских центров и расформировании штата в рамках санкций, введённых странами Запада в связи с проведением Россией специальной военной операции на Украине.
Акции компании GM котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже и в 1925–2009 гг. входили в расчёт промышленного индекса Доу Джонса. По состоянию на июнь 2022 г. в свободном обращении находится 1,39 млрд акций компании GM, всего в обращении – 1,46 млрд акций, 83,6 % акций принадлежат институциональным инвесторам. Крупнейшие из них (на 29 июня 2022): BlackRock (8,97 %) и Vanguard Group (7,38 %).
В 2021 г. компания заняла 171-е место в рейтинге Forbes Global 2000 по капитализации – 84,6 млрд долл. США. В 2022 г. GM опустилась на 269 строчку списка по аналогичному показателю – 57,9 млрд долл. США. В целом в 2022 г. компания заняла 69-е место рейтинга Forbes Global 2000.
По итогам 2021 г. выручка компании составила 127 млрд долл. США, чистая прибыль – 10,0 млрд долл. США, совокупные активы – 244,7 млрд долл. США.