Макроэкономика
Макроэконо́мика (от макро… и экономика), раздел экономической науки, посвящённый изучению крупномасштабных экономических явлений (процессов), относящихся к функционированию экономики страны (национального хозяйства) в целом. Объектом изучения макроэкономики являются как общие закономерности функционирования национального хозяйства, так и характерные для отдельной страны вопросы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.
Основные вопросы макроэкономики – проблемы обеспечения экономического роста, измерения его темпов и определения факторов развития экономики, способов и условий достижения и поддержания равновесия в ней. В практике реальной хозяйственной деятельности понятия равновесия и роста тесно взаимосвязаны. Интенсивный рост национальной экономики почти всегда связан с частичным нарушением равновесия. Идеально равновесная экономическая система обладает меньшим потенциалом роста (развития), нежели неравновесная. Цель макроэкономики – ответ на вопрос, как добиться устойчивого и интенсивного роста экономики, удерживая при этом нарушения равновесия в приемлемых пределах, т. е. не допуская возникновения и развития кризисов.
Макроэкономика оперирует различными показателями: объёмными – валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход, национальное богатство, инвестиции, трудовые ресурсы, совокупный спрос, динамика денежных агрегатов; обобщающими относительными (удельными) – норма сбережения, уровни инфляции, занятости и безработицы, производительность труда, бюджетный дефицит, средние доходы населения и заработная плата; структурными – отраслевая структура, структура инвестиций, доходов по секторам и видам деятельности, территориальная структура производства, структура потребления. Макроэкономика изучает: показатели темпов роста (динамики развития) как экономики в целом, так и отдельных её крупных фрагментов, секторов, отраслей, народно-хозяйственных комплексов; экономические институты и механизмы их функционирования, обеспечивающие сбалансированное и пропорциональное развитие секторов и отраслей национальной экономики, поддержание финансовой и социальной стабильности, интеграцию в систему международных хозяйственных связей. Совокупность макроэкономических показателей и логических взаимосвязей между ними образует «язык» макроэкономики как научной дисциплины.
На применении макроэкономических показателей базируются два метода макроэкономического анализа: анализ ex post и анализ ex ante. Макроэкономический анализ ex post – это анализ статистических данных, что позволяет оценивать результаты экономической деятельности, выявлять проблемы и негативные явления, разрабатывать меры по их решению (преодолению), проводить сравнительный анализ экономических потенциалов разных стран. Макроэкономический анализ ex ante – это прогнозирование экономических процессов (явлений) на основе определённых сценариев и концепций; позволяет предвидеть закономерности развития экономических процессов на основе изучения причинно-следственных связей между экономическими явлениями.
Первоочередная задача макроэкономики – корректное и единообразное (для разных стран и временны́х периодов) измерение экономического роста. Для экономик, относимых к хозяйственным системам рыночного типа, принято измерять экономический рост в темпах роста (или темпах прироста) ВВП. Для получения более полной и содержательной характеристики экономического роста анализ темпов роста ВВП, как правило, дополняется анализом выпуска отдельных продуктов в натуральном выражении (тоннах, метрах, штуках и др.), а также удельными показателями.
Впервые термин «макроэкономика» был употреблён норвежским учёным, лауреатом Нобелевской премии (1969) Р. Фришем в работе «Проблемы распространения и проблемы импульса в динамической экономике» («Propagation problems and impulse problems in dynamic economics», 1933). Фриш употреблял термин «макроэкономика» в связи с анализом той или иной сферы деятельности в рамках единой национальной экономики.
Современная макроэкономическая теория ведёт начало от фундаментального труда Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936), в котором он изложил основы макроэкономического анализа. Значение этой работы было столь велико, что в экономической литературе возник термин «кейнсианская революция» и появилась кейнсианская макроэкономическая модель, или кейнсианский подход, в противовес традиционному, классическому подходу к изучению экономических явлений, преобладавшему до того времени, – микроэкономическому анализу.
В зависимости от того, какие факторы рассматриваются в качестве определяющих для обеспечения макроэкономического равновесия и какие экономические механизмы считаются ключевыми для обеспечения роста (выхода из рецессии, преодоления стагнации), принято различать направления, или «школы», макроэкономической науки: кейнсианская, неоклассическая, монетаристская. Согласно подходу, разработанному классиками и развитому неоклассиками, рыночной системе присуща способность к автоматическому саморегулированию, в ходе которого обеспечивается равновесие в экономической системе при полном использовании ресурсов. Кейнсианцы утверждали, что процесс подстройки к равновесию может занимать длительное время и вести к катастрофическим последствиям, как в период Великой депрессии в США, поэтому целесообразно использовать меры макроэкономической политики, в первую очередь бюджетно-налоговой, для более быстрого достижения равновесия.
До середины 1960-х гг. практически вся макроэкономическая наука развивалась в рамках идей, сформулированных Дж. М. Кейнсом и развитых его последователями – Дж. Р. Хиксом, А. Хансеном, П. Сэмюэлсоном и др. Однако с начала 1970-х гг. единодушие, царившее среди экономистов относительно основных постулатов кейнсианской теории, было нарушено. Наиболее значительным явлением в критике кейнсианства стала монетаристская контрреволюция. Вслед за монетаристами с критической оценкой взглядов Кейнса и неокейнсианцев выступили и некоторые другие направления и школы.
Наиболее заметное влияние на развитие макроэкономической теории в 1970–1980 гг. оказала концепция общего динамического стохастического равновесия, выдвинутая Р. Лукасом и получившая развитие в работах Т. Сарджента, Н. Уоллеса, Р. Барро. Эта концепция сформировала новый подход к интеграции микроэкономики и макроэкономики (теория рациональных ожиданий), придала новый импульс изучению бизнес-циклов (Ф. Кюдланд, Э. Прескотт). Лукас внёс также заметный вклад в теорию несовершенной информации, исследования роли человеческого капитала и инвестиций в НИОКР как факторов стабильного роста экономики.
В середине 1970-х–1980-е гг. сформировалось неокейнсианское направление в макроэкономике. Представители этого направления (Дж. Акерлоф, Г. Мэнкью, Дж. Йеллен, О. Бланшар) в рамках теории рациональных ожиданий объясняли причины жёсткости цен и номинальных заработных плат. Были предложены различные гипотезы, объясняющие жёсткость цен: фирмы сталкиваются с издержками меню, когда они решают изменить свои цены; фирмы платят своим работникам эффективную заработную плату выше рыночного уровня, чтобы повысить производительность труда, что приводит к жёсткости номинальной заработной платы.
В середине 1980-х – начале 1990-х гг. внимание макроэкономистов переключилось на исследование экономического роста. Развитию этой области макроэкономики способствовали: появившиеся в широком доступе межстрановые данные, статьи Р. Лукаса, в которых указывалось на большой разрыв между богатыми и бедными странами, а также продолжительный период непрерывного экономического роста в США.
В конце 1990-х – начале 2000-х гг. возникло новое направление, объясняющее экономические циклы, которое было названо новым неоклассическим синтезом. Наиболее широкое применение это направление получило в исследованиях денежно-кредитной политики Р. Кларида, Ж. Гали, М. Гертлер. Подробное изложение концепций нового неоклассического синтеза содержится в работах М. Вудфорда. Современная стабилизационная макроэкономическая политика основывается на результатах и выводах, полученных в рамках этого направления.
В 1970–1980 гг. сформировалась отечественная школа макроэкономических исследований, наиболее видными представителями которой стали А. И. Анчишкин и Ю. В. Ярёменко. Отличительная черта данной научной школы – анализ и моделирование структуры экономики (отраслевой, технологической и т. д.) как важнейшего фактора экономического роста.
Необходимо подчеркнуть, что сосуществование различных макроэкономических концепций, формирующих научные школы с взаимоисключающими, казалось бы, взглядами, представляет собой естественную и объективную ситуацию. Развитие национальных экономик происходит циклически. В разные периоды (на разных фазах циклического развития) актуальными являются разные задачи. Так, при обнаружении признаков начальной стадии развития кризиса важнейшей задачей является стабилизация, восстановление сбалансированности в экономике. В зависимости от причин и форм кризиса (рецессии) инструменты решения этой задачи могут быть как «кейнсианскими», так и «монетаристскими» или рекомендуемыми любой другой школой. Выбор адекватных ситуации инструментов макроэкономической политики – задача государственной власти, но не макроэкономической науки. После обеспечения стабилизации, в фазе рецессии, актуальным становится «запуск» механизмов экономического роста. Набор практически применяемых инструментов для решения данной задачи также будет различным в разных ситуациях. Поддержание равновесия экономики в период роста, упреждение порождаемых таким ростом диспропорций – задача, для решения которой требуется использование эффективной комбинации адекватных средств и инструментов.