Социальное обеспечение
Социа́льное обеспе́че́ние, вид (организационная форма, как правило закреплённая законодательно) осуществления социальной защиты. Действует в отношении главным образом нетрудоспособных лиц, а также трудоспособных лиц, утративших работу, при возникновении у них расходов социального характера. Заключается в государственном обеспечении денежными выплатами, компенсацией расходов, материальными льготами и натуральными услугами, устанавливаемыми централизованно на весь период нетрудоспособности, поиска работы, нуждаемости в медицинской помощи и в услугах по социальному обслуживанию. Целью является компенсация утраченного дохода от трудовой деятельности, компенсация повышенных расходов социального характера, предоставление источника средств к существованию и компенсация ограничений жизнедеятельности. С экономической точки зрения социальное обеспечение представляет собой форму (способ) распределения ВВП страны путём предоставления материальных благ гражданам, пострадавшим в результате наступления страхового случая (последствия реализации одного или нескольких социальных рисков) или оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Социальное обеспечение в мировой практике
В современной практике социальное обеспечение подразделяют на обязательное социальное страхование (включая и социальное обеспечение по обязательному социальному страхованию) и нестраховое социальное обеспечение (например, социальные пенсии). Социальное обеспечение, как правило, является всеобщим, универсальным, предоставляемым в силу приобретённых прав на него, т. е. без усмотрения предоставляющих институтов в зависимости от материального положения человека и иных факторов. Нестраховому социальному обеспечению подлежат лица, постоянно законно проживающие на территории государства, не состоявшие в силу различных причин в системе обязательного социального страхования в период трудовой деятельности либо не приобретшие в этот период установленный законом минимальный страховой стаж по обязательному социальному страхованию.
В современной международной практике существует два базовых подхода к построению модели социального обеспечения: датско-британский (получивший в научном обороте условное наименование «модель Бевериджа») и континентальный («модель Бисмарка»). Датско-британская модель ориентирована на борьбу с бедностью и финансируется преимущественно за счёт налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, в то время как «модель Бисмарка» ориентирована на возмещение утраченного заработка и основана на принципах классического социального страхования. Финансирование последней модели осуществляется преимущественно за счёт страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работниками (либо только работодателями) в специальные публичные страховые фонды, не входящие в бюджетную систему государства и управляемые, как правило, общественными советами, формируемыми на основе равенства представительства работодателей, работников и государства (принцип трипартизма).
На практике в национальных системах социальной защиты населения существует определённое смешение обоих принципов социального обеспечения в различных пропорциях и применительно к различным категориям лиц, подлежащих социальной защите. Так, в Великобритании практически полностью отсутствует элемент обязательного социального страхования, роль которого выполняет нестраховое социальное обеспечение в комбинации с коммерческим страхованием, носящим квазидобровольный характер. С другой стороны, в Германии преобладают принципы обязательного социального страхования, а нестраховое социальное обеспечение преимущественно получают категории населения, не вовлечённые в трудовые отношения на условиях найма.
Социальное обеспечение в Российской Федерации
В РФ основным видом социального обеспечения является классическое социальное страхование, что обусловлено исторической связью сегодняшней системы с системой социальной защиты, создававшейся сначала в Российской империи, а затем и в СССР. Нестраховое социальное обеспечение является дополнительным элементом, обеспечивающим всеобщность охвата населения страны системой социальной защиты. Исходя из социально-правового содержания социальных рисков (основания предоставления социального обеспечения), социальное обеспечение предоставляется гражданам РФ (при определённых условиях – законно проживающим либо пребывающим на территории РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства), нетрудоспособным в силу возраста, состояния здоровья и необходимости ухода за малолетними детьми, а также трудоспособным при потере ими заработка в определённых законодательством случаях.
Социальное обеспечение в РФ финансируется за счёт средств соответствующих внебюджетных фондов (Социального фонда РФ и системы фондов обязательного медицинского страхования) или за счёт федерального бюджета. Обеспечение, исходя из применяемых организационно-правовых инструментов, может предоставляться в виде материального обеспечения (социальных денежных выплат: пенсии, пособия, компенсации, субсидии и т. п.) или социального обслуживания (различные социальные натуральные услуги и льготы).
Обеспечение по обязательному социальному страхованию предоставляется в виде денежных страховых выплат (пенсии, пособия и иные выплаты), а в некоторых случаях (например, при трудовом увечье или профессиональном заболевании) и в виде страховых натуральных услуг.
Разного рода доплаты и компенсации, осуществляемые за счёт средств субъектов РФ, образуют дополнительный по отношению к системе социального обеспечения РФ региональный уровень. С содержательной точки зрения такого рода доплаты (например, доплата к пенсии до установленного регионального прожиточного минимума) направлены на придание большей гибкости федеральной системе социального обеспечения с учётом региональной специфики.