Конкуренция в экономике
Конкуре́нция в экономике, соперничество между предприятиями в отрасли, целью которого для каждой компании-участницы является обеспечение более выгодных возможностей сбыта своих товаров или услуг. Рыночная конкуренция также может быть определена как одна из форм взаимодействия фирм – участниц рассматриваемого рынка.
Различие между конкурентным и кооперативным поведением
Конкурентное поведение часто противопоставляется кооперативному. Разница между этими формами взаимодействия состоит в том, что при конкуренции фирмы-участницы принимают свои решения относительно цены, размеров инвестиций в рекламу и улучшения качества или каких-либо других переменных, исходя из максимизации лишь собственной выгоды, в то время как при кооперации компании учитывают интересы других продавцов на рынке. Например, в случае рынка, на котором свою продукцию продают всего две фирмы (т. е. при дуополии), при конкуренции каждая компания действует в своих собственных интересах (часто это означает, что каждое предприятие принимает те или иные решения, исходя из максимизации собственной прибыли). При кооперации в данном примере фирмы-дуополисты принимают свои решения совместно в соответствии с максимизацией их совокупной (суммарной) прибыли.
В теории отраслевых рынков существует положение, что при конкурентном поведении рыночное равновесие характеризуется «дилеммой заключённого»: кооперативное поведение может позволить выиграть всем фирмам-участницам (т. е. прибыль каждой фирмы в случае кооперации может быть выше, чем в случае конкурентного поведения), однако кооперативный исход не является устойчивым в том смысле, что при нём у каждого предприятия будут стимулы отклониться от него, поскольку такое отклонение позволит компании заработать более высокую прибыль (Mas-Colell. 1995; Motta. 2004).
Конкуренция и рыночная концентрация
На разных рынках интенсивность рыночной конкуренции различна. На определённых рынках фирмам удаётся поддерживать уровень цен на достаточно высоком уровне относительно их затрат на производство каждой единицы продукции, в то время как на других интенсивность конкуренции так высока, что цена за единицу сбываемого товара/услуги практически совпадает с уровнем издержек на производство единицы продукции.
Рыночная концентрация является одним из факторов, который влияет на интенсивность конкуренции между производителями. Так, на рынках с большим количеством продавцов (т. е. низкой рыночной концентрацией) цена, как правило, ниже, чем на высококонцентрированных рынках (что соответствует малому числу действующих фирм). Таким образом, наблюдается обратная зависимость между рыночной концентрацией и конкуренцией (Cowling. 1976).
Модели конкурентного поведения
Существует множество теоретических моделей, в рамках которых анализируется конкурентное взаимодействие предприятий. Самыми распространёнными являются модели конкурентного взаимодействия по Курно и Бертрану. В первом случае предполагается, что фирмы выбирают уровни своих производственных мощностей, в то время как во втором случае переменной выбора предприятий являются цены. Часто на основе базовых моделей Курно и Бертрана строятся более расширенные версии моделей, в которых помимо уже упомянутых стратегических параметров добавляются новые переменные выбора экономических агентов. Этими новыми переменными могут быть инвестиции в расширение спроса (например, рекламу, улучшение качества продукта) или инвестиции в снижение издержек производства (например, путём закупки и разработки более современного оборудования или технологий). В моделях пространственной конкуренции (например, модели Хотеллинга и Салопа) предприятия, помимо назначения цен на свою продукцию, могут выбирать своё географическое местоположение (Hotelling. 1929; Salop. 1979).
Антимонопольное регулирование
Поддержание добросовестной конкуренции между фирмами – участницами рынка является одной из основных задач антимонопольных служб. Поведение, которое приводит к сдерживанию развития конкуренции между фирмами – участницами рынка, может характеризоваться антимонопольными органами как недобросовестное и даже признаваться нелегальным. Примерами недобросовестной конкуренции могут являться следующие практики: злоупотребление доминирующим положением путём отказа от осуществления поставок; применение стратегии хищнических цен, при которой цена устанавливается на уровне ниже себестоимости (целью применения данной стратегии является вытеснение конкурентов с рынка); подписание контракта с посредником об эксклюзивном сбыте продукции данного производителя; картельный сговор; практики ценовой дискриминации и др. (Толковый словарь рыночной экономики. 1993; Motta. 2004; Whish. 2021).