Эффективность (в экономике)
Эффекти́вность (англ. efficiency), научная категория, выражающая определённый уровень эффекта, достигаемого за счёт совершенствования организации производства и определяемая отношением полученного результата хозяйственной деятельности к соответствующим затратам или ресурсам. Рассматривается применительно к различным социально-экономическим системам, включающим предприятие, отдельный проект, относительно обособленную деятельность, а также регион, город и национальную экономику в целом.
Виды эффективности
От экономической эффективности, характеризующейся отношением полученного результата к затратам, необходимо отличать социальную эффективность, выражающую степень удовлетворения спроса населения (потребителей, заказчиков) на товары и услуги. Показатели социальной эффективности: степень выполнения заказов потребителей; своевременность и полнота выполнения заказа; размер оказанных дополнительных услуг и др.
Кроме того, существует понятие эффективности управления, представляющее собой относительную характеристику результативности деятельности конкретной управляющей системы. В этом случае основными показателями являются эффективность труда работников аппарата управления; процесса управления (функций, коммуникаций, выработки и реализации управленческого решения); системы (с учётом иерархии управления) и механизма управления (структурно-функционального, финансового, производственного, маркетингового и др.). Типичным для выявления экономической эффективности мероприятий по совершенствованию управления является определение годового экономического эффекта, полученного от их реализации, и сравнение его с затратами на эти мероприятия.
Региональная эффективность может быть измерена уровнем экономического развития региона, который оценивается при помощи индикаторов производственного, финансового и трудового потенциалов. Индикаторами производственного потенциала являются индексы физических объёмов производства и капиталовложений, объём промышленной продукции в расчёте на одного человека. К индикаторам финансового потенциала относятся доля собственных доходов в региональном бюджете как косвенный показатель финансовых результатов функционирования хозяйства региона; финансовые результаты крупных и средних предприятий. Трудовой потенциал может быть оценён следующими обобщающими показателями: величина экономически активного населения (ЭАН); уровень безработицы (численность безработных в процентах ко всему ЭАН); механический прирост населения (коэффициент миграционного прироста/убыли населения на 1 тыс. человек).
Эффективность как научная категория включает в себя компоненты качества (англ. quality), прибыльности (англ. profitability), производительности (англ. productivity) и действенности (англ. effectiveness).
Качество. Данная категория неразрывно связана с эффективностью, т. к. потребительские свойства продукта или услуги в первую очередь описывают то, насколько эффективно функционирует то или иное предприятие или экономика в целом.
Прибыльность. Прибыль напрямую характеризует эффективность деятельности экономической системы, поскольку величина первой зависит от соотношения эффекта (результата) и затрат, связанных с достижением данного результата. Чем более эффективно работает предприятие, тем больше величина достигнутой прибыли. В дальнейшем на базе прибыли производится расчёт такого показателя, как рентабельность.
Производительность. Любая экономическая деятельность связана с производительным использованием определённых ресурсов, в первую очередь земли, капитала и труда. Поэтому расчёт различных показателей производительности имеет существенное значение для анализа эффективности.
Действенность. Характеризует в определённой степени интегральные свойства эффективности деятельности экономической системы, а именно объём произведённой продукции (услуг), её качество и своевременность поставок потребителям. Таким образом, действенность отражает степень достижения поставленных целей функционирования системы и её способность произвести соответствующий эффект (Социально-экономическая эффективность ... 2011. С. 5).
Представляет интерес сравнительный анализ понятий эффекта и результата. Как правило, под результатом понимается общий итог деятельности какой-либо экономической системы. Анализ же эффекта функционирования системы всегда предполагает использование дополнительных аналитических процедур.
Эффективность часто анализируют совместно с такой экономической категорией, как оптимальность. Последняя в большинстве случаев означает выбор наилучшего варианта решения какой-либо экономической задачи по какому-либо критерию. Ряд исследователей полагают, что оптимальность – наилучшее состояние эффективности деятельности экономической системы (Давыдянц. 2001. С. 15).
Существуют 2 концепции эффективности производства: затратная и ресурсная. Первая основана на сопоставлении результата производства с объёмом затрат. Вторая предполагает сопоставление результата производства с совокупностью использованных ресурсов, функционирующих в процессе производства.
Критерий эффективности
Наиболее значимый вопрос экономической эффективности – определение её критерия. Он отражает основную цель производства и его качественную определённость.
Экономическая эффективность выражает причинно-следственную связь результата и затрат, воплотившихся в этом результате. Смысл оценки и мониторинга экономической эффективности состоит в том, чтобы на каждую единицу трудовых, материальных и финансовых затрат добиться увеличения результата, который может выражаться в объёме производства, величине полученной прибыли и др.
Для оценки результата на уровне экономики страны в целом можно использовать показатель произведённого валового внутреннего продукта за конкретный период времени, на уровне предприятия – прибыль.
Результат соотносят с затратами того или иного вида. Например, для предприятия можно рассматривать такие частные расходы, как затраты труда, производственных площадей и др. В зависимости от рассматриваемого вида затрат можно получить отдельные показатели эффективности:
рентабельность (прибыль по отношению к основным фондам);
фондоотдача (объём выпуска по отношению к основным фондам);
производительность труда (объём выпуска по отношению к количеству занятых);
отдача единицы производственных площадей (объём выпуска в расчёте на единицу производственных площадей).
Возможно также употребление более частных показателей эффективности использования ресурсов. Они применяются для конкретного анализа производственной деятельности на предприятиях и включают индивидуальную выработку (отношение выпущенной продукции к затратам труда); коэффициент использования трудовых ресурсов (отношение фактически отработанного времени к возможному годовому фонду рабочего времени); удельные (на единицу выпускаемой продукции) расходы сырья, материалов, топлива и энергии; удельные инвестиции; срок окупаемости инвестиций.
Таким образом, существует множество показателей эффективности. Кроме общеизвестных, можно сконструировать значительное количество относительно новых или менее используемых, таких как прибыль в расчёте на одного занятого, объём выпуска в расчёте на единицу затраченной энергии, выручка от лицензионных соглашений в расчёте на один патент и др.
Модели оценки эффективности
Классической моделью оценки эффективности для целей использования в управлении организацией является система ключевых показателей деятельности (англ. Key Performance Indicators), состоящая из привычных для компании финансовых коэффициентов, статей доходов и расходов и т. д. Такая система представляет собой совокупность показателей, определённых для разных уровней управления и однозначно связанных между собой.
Если компания использует классический подход к разработке системы ключевых показателей деятельности, то выделяют такие группы показателей, как рентабельность, ликвидность, оборачиваемость (временной промежуток, в течение которого осуществляется полное обращение товаров/денежных средств, или число таких обращений за временной период), финансовая устойчивость (состояние счетов предприятия, обеспечивающее его постоянную платёжеспособность). Наиболее логичной основой построения классической системы ключевых показателей деятельности является метод управления стоимостью компании (англ. Value-Based Management).
Центральным понятием модели управления стоимостью компании является экономическая добавленная стоимость (англ. Economic Value Added) – показатель, определяемый как разность между чистой операционной прибылью компании после уплаты налогов и стоимостью капитала компании, используемого для получения этой прибыли. Путём соотнесения прибыли и стоимости капитала можно более обоснованно анализировать и сопоставлять отдельные участки бизнеса, выявляя нерентабельные подразделения, которые финансируются за счёт прибыльных направлений.
Развитие теории управления привело к появлению в начале 1990-х гг. методологии Balanced Scorecard. Новый подход к оценке эффективности управления получил название сбалансированной системы показателей эффективности предприятия (ССП). Согласно определению её создателей Р. Каплана и Д. Нортона, ССП представляет собой инструмент, позволяющий трансформировать миссию и стратегию организации в набор показателей эффективности, которая служит основой для системы стратегического управления (Каплан. 2021).
Существенным новшеством ССП стало расширение набора измеряемых показателей, по которым оценивалось предприятие: помимо привычных финансовых параметров, в него были включены нефинансовые (сведения о клиентах, внутренних процессах, обучении и развитии). Кроме того, вместо ретроспективных показателей в процессе анализа стали учитываться и опережающие индикаторы, позволяющие оценивать состояние компании с учётом перспектив в будущем.
Помимо сбалансированной системы показателей, в мировой практике существуют менее известные модели управления эффективностью деятельности компании, также ориентированные на оценивание не только финансовых показателей. К ним относятся:
модель Европейского фонда управления качеством (англ. European Foundation for Quality Management);
призма эффективности (англ. The Performance Prism);
панель управления (франц. Tableau de Bord).