Импортозамещающая индустриализация
Импортозамеща́ющая индустриализа́ция (ИЗИ; англ. import substitution industrialization, ISI), тип индустриализации, предусматривающий постепенную замену ввозимых промышленных товаров продукцией национальной промышленности (англ. import substitution). Альтернативной стратегией считается экспортно ориентированная индустриализация, т. е. индустриализация с опорой на экспорт (англ. export promotion).
В основе стратегии импортозамещающей индустриализации лежит идея о безусловной, приоритетной необходимости развития национального производства, в частности промышленности, преимущественного использования местных природных и трудовых ресурсов, постепенного отказа от импорта ряда видов продукции обрабатывающей промышленности, повышения в экспорте доли сырья, прошедшего глубокую технологическую обработку («облагораживание» экспорта продукцией высокого уровня передела). Важнейший инструмент импортозамещающей индустриализации – протекционистская экономическая политика, предусматривающая поддержание высоких импортных пошлин (англ. effective rates of protection) на товары, производство которых планируется перенести в отечественную экономику.
Возникновение и суть концепции
Хотя термин «импортозамещающая индустриализация» применяется, как правило, к экономической политике развивающихся стран середины 20 в., основные протекционистские идеи, на которых она основывается, были сформулированы ещё в 18 – начале 19 в. такими экономистами, как А. Гамильтон и Ф. Лист. Стратегия ИЗИ в том или ином виде осуществлялась в США и странах Западной Европы в середине и 2-й половине 19 в. Более того, в той или иной мере элементы импортозамещающей индустриализации использовались в разные эпохи практически всеми крупными государствами мира, включая и развитые страны (Япония, Германия, СССР, КНР, Индия, Республика Корея, Индонезия и др.). Однако наиболее широко стратегия ИЗИ применялась в 1930–1980-х гг. в ряде развивающихся стран Латинской Америки (в частности, в Бразилии, Аргентине и Мексике) и некоторых странах Азии и Африки.
Теоретическая концепция ИЗИ оформилась в 20 в. в русле критики сложившегося неравноправного международного разделения труда, в рамках которого развивающиеся страны преимущественно экспортировали сырьё и продукцию невысоких переделов, а их экономики существенным образом зависели от цен на эти товары и конъюнктуры на рынке импортируемых ими товаров. Стратегия ИЗИ в общем виде была сформулирована известным аргентинским экономистом Р. Пребишем (в 1950–1963 исполнительный секретарь Экономической комиссии ООН для Латинской Америки). По его мнению, специализация на производстве первичных (сырьевых) товаров устойчива и в долгосрочной перспективе не создаёт предпосылок для экономического роста, поскольку дестимулирует инвестиции в промышленное производство, но требует от развивающихся стран наращивать производство и экспорт первичных (сырьевых) товаров – в ответ на устойчивое ухудшение условий торговли из-за удорожания промышленных товаров относительно сырьевых. Поэтому, полагал Р. Пребиш, для обеспечения успеха индустриализации необходимы: торговая защита зарождающихся промышленных отраслей; стимулирование импорта производственного капитала и технологий, в том числе за счёт поддержания низкого курса национальной валюты и предоставления внешнеторговых преференций определённым компаниям; субсидирование промышленного производства (также с помощью дешёвых кредитов государственных банков и институтов развития); прямое участие государства в индустриальных отраслях, в первую очередь тех, которые требуют повышенного объёма инвестиций.
Симптоматично при этом, что политика ИЗИ концептуально ориентировалась на поддержку всего или широкого перечня отраслей промышленности – без учёта актуальных и потенциальных сравнительных преимуществ страны, которые, как правило, сосредоточены в секторах, где имеется потенциал наращивания выпуска и экспорта, либо обеспечены близостью к глобальным транспортно-логистическим коммуникациям или выгодным транзитным положением страны.
История применения
Ещё до Первой мировой войны в странах Латинской Америки начал расти средний класс. Соответственно, появился спрос на промышленные товары, происходящие из индустриально развитых стран. 1-я мировая война привела к сокращению промышленного производства в развитых странах, росту цен и дефициту потребительских товаров; сложившаяся ситуация на короткое время стимулировала в развивающихся странах построение базовых производств в сферах лёгкой и пищевой промышленности. Однако в силу отсутствия у заинтересованных местных правительств внятной протекционистской торговой политики и неспособности молодых индустрий выдержать конкуренцию с импортом из развитых стран эти растущие отрасли вплоть до начала 1950-х гг. регулярно сталкивались с вынужденным сокращением производства в периоды его восстановления в развитых странах. Следовательно, представление о необходимости постоянной защиты зарождающихся промышленных отраслей от импорта было обосновано в получившем широкий резонанс докладе Р. Пребиша «Экономическое развитие Латинской Америки и его основные проблемы» (1950).
Вдохновлённые призывом Р. Пребиша, многие латиноамериканские страны в последующие годы прошли через ту или иную форму политики ИЗИ. Во многих развивающихся странах ИЗИ позволила существенно повысить долю национальной промышленности в валовом внутреннем продукте (ВВП), создать новые рабочие места, добиться заметного улучшения условий жизни населения. Однако в последней четверти 20 в. всё явственнее стали проявляться и её негативные последствия. Как выяснилось, ИЗИ нередко приводит к сохранению, а иногда и к консервации технологического отставания, неконтролируемому росту производственных издержек и негативным макроэкономическим последствиям в виде хронической инфляции, снижения объёмов международной торговли, общего снижения устойчивости национальных экономик.
Если в крупных (Мексика, Аргентина, Бразилия и др.) и некоторых средних по размеру развивающихся экономиках стратегия ИЗИ в 1950–1960-х гг. привела к успехам (не в последнюю очередь за счёт массированного притока иностранных инвестиций), позволила существенно повысить долю национальной промышленности в ВВП и экспорте, создать новые рабочие места, добиться определённого улучшения условий жизни населения, то в малых экономиках индустриализация затормозилась в силу недостаточного размера внутреннего рынка и невысокой эффективности вновь создаваемых импортозамещающих производств. Цены на локальные товары средних экономик оказывались завышенными, что сдерживало спрос, а компании, использовавшие эти товары в качестве промежуточных, сталкивались с высокими издержками, что также ограничивало их конкурентоспособность. Уже в 1970-х гг. созданные политикой ИЗИ макроэкономические проблемы усугубились стагнацией и долговым кризисом; страны, использовавшие стратегию ИЗИ, вынуждены были обращаться за кредитами в Международный валютный фонд и Всемирный банк. По настоянию этих организаций национальные правительства в конце концов отказались от протекционистской политики импортозамещающей индустриализации и открыли свои рынки для крупномасштабного импорта.
Критика
К началу 1960-х гг. стало очевидно, что стратегия ИЗИ имеет существенные изъяны, причём это признавали и её сторонники, в том числе и сам Р. Пребиш. Отчасти они объясняли эти недостатки неблагоприятными стартовыми условиями импортозамещающей индустриализации: колониальная политика развитых стран была направлена на воспрепятствование проведению в развивающихся странах полноценной индустриализации. Дополнительными препятствиями служили слабость предпринимательского класса, недостаток квалифицированной рабочей силы, малый размер внутреннего рынка стран, получивших независимость от метрополий, а также отсутствие запроса на изменение структуры экономики со стороны местных элит, поскольку они зачастую оказывались в числе бенефициаров примитивного сырьевого экспорта.
Сторонники свободной торговли [американский экономист Д. Ирвин (род. 1962), его старший коллега В. Бер (1931–2016)] критиковали ИЗИ за избыточный протекционизм, который, на их взгляд, не позволял развивающимся странам использовать свои сравнительные преимущества, либо сосредоточенные в их сырьевых секторах, либо заключающиеся в их выгодном транспортно-логистическом положении. Одновременно в условиях жёсткого протекционизма местные производители утрачивали, по мнению оппонентов политики ИЗИ, стимулы к модернизации и технологическому перевооружению производств и повышению конкурентоспособности, что, в свою очередь, затрудняло присоединение к глобальному трансферу технологий, не говоря уже об экспортной экспансии.
На основе критики концепции импортозамещающей индустриализации сформировался альтернативный подход к экономическому развитию – экспортоориентированная индустриализация. Соответствующая этой концепции экономическая политика реализуется в ряде азиатских стран (Гонконг, Сингапур, Республика Корея и Тайвань) с начала 1960-х гг. и в Китае начиная со 2-й половины 1990-х гг. Хотя указанные страны также широко применяли протекционистские меры для защиты национальных перерабатывающих высокотехнологичных индустрий, формирующихся на рынке, импортёры промежуточных товаров, используемых для производства экспортируемой продукции, имели либо значительные преференции при закупке современного западного оборудования и продукции сектора НИОКР, либо получили возможность вести свою деятельность в условиях предельно либерального таможенного регулирования. Кроме того, государства, избравшие сценарий экспортоориентированной индустриализации (например, Китай), достаточно часто использовали манипулирование курсом национальной валюты в целях стимулирования импорта производственного капитала и технологий.
В результате, подчёркивали критики стратегии ИЗИ, экономический рост в странах, наиболее последовательно осуществлявших политику импортозамещающей индустриализации, оказался в целом существенно ниже, чем в странах, сделавших ставку на завоевание экспортных позиций на мировом рынке и эффективно встроившихся в глобальный трансфер технологий. Как свидетельствует исторический опыт, перестройка структуры национальной экономики, направленная на повышение удельного веса индустриальных производств в структуре ВВП, представляет собой сложный и многоаспектный процесс, не сводимый к конкретному типу индустриализации. Максимального успеха добивались страны, обеспечившие разумное, сбалансированное сочетание ориентации на экспортное развитие с элементами импортозамещающей индустриализации.