Рынок (в экономике)
Ры́нок (от лат. mercatus – торговля или место для торговли) в экономике, совокупность институтов, обеспечивающих взаимодействие между покупателями и продавцами и способствующих обмену. В экономической литературе и хозяйственной практике термин «рынок» используется в нескольких основных значениях: 1) физическое место для торговли; 2) механизм согласования спроса и предложения и формирования равновесной цены под воздействием конкуренции; 3) рынок сбыта, или определённая область, в рамках которой существует спрос на товары соответствующего производителя (фирмы, отрасли, страны).
Исторический очерк
Зарождение рынка связано с развитием торговли как особого вида трудовой деятельности человека. Первые формы торговли, как свидетельствуют различные археологические находки, существовали уже за 5 тыс. лет до н. э. Обмен товарами осуществлялся на нейтральных территориях, расположенных на границах поселения различных племён. Несколько позднее выделились целые племена, специализировавшиеся на «дальней», или внешней, торговле («торговые народы», например финикийцы), благодаря которым устанавливались экономические связи между различными частями мира, например между Ближним Востоком и Европой.
В античный период в Греции и Риме появились местные рынки, где концентрировалась торговля, ориентированная на удовлетворение повседневных потребностей горожан. Позднее рыночные площади стали непременным элементом застройки во многих городах мира. Благодаря империям сложились мировые торговые пути (средиземноморский; путь пряностей из Индии; Великий шёлковый путь от Китая и др.) и возникли первые мировые деньги (драхма, солид).
В условиях позднего феодализма широкое распространение получили ярмарки, на которых осуществлялась оптовая торговля различными товарами, а также сделки с денежными ссудами. Такие ярмарки, по существу, стали первыми организованными рынками, где предусматривались специальные правила торговли, контроль за ценами и качеством товаров. Соблюдение правил гарантировалось местной властью.
Великие географические открытия и политика меркантилизма способствовали формированию мирового рынка и национальных рынков в Европе. Получили распространение биржи – регулярно действующие рынки стандартизированных товаров (сырьевых ресурсов, ценных бумаг и т. д.).
Промышленная революция на начальном этапе капитализма вызвала дальнейшее углубление общественного разделения труда, бурный рост промышленности и транспорта, активное перемещение населения в города, что привело к формированию рыночных факторов производства, прежде всего рынка труда. Рост концентрации капиталов и усиление потребности в их свободном перемещении обусловили формирование и распространение разнообразных рыночных долговых обязательств, особенно фондового рынка, или рынка ценных бумаг, который стал основным источником привлечения дополнительных ресурсов для компаний и государств. В этот же период основной формой организации розничного рынка стала торговля через магазины (см. статью Розничная торговля).
Торгово-промышленное лидерство Великобритании на протяжении 19 в. закрепило за Лондоном роль центра мирового рынка, а за фунтом стерлингов – мировой валюты (см. статью Золотой стандарт). Вследствие усиления США в 20 в. эти роли перешли к Нью-Йорку и доллару США.
Типы рынков
По объектам купли-продажи (видам товара) различают 4 основных типа рынка: рынки промышленных и потребительских товаров; рынок труда; финансовый рынок. Каждый из них, в свою очередь, представляет совокупность нескольких специализированных рынков. Так, в составе рынка потребительских товаров выделяются рынок продовольствия и непродовольственных товаров, отдельные товарные рынки. Рынок промышленных товаров включает рынки первичных (природных) ресурсов и промежуточных продуктов.
К финансовому рынку относят рынок капитала, прежде всего долгосрочных обязательств (акций, облигаций), и рынок высоколиквидных, краткосрочных финансовых активов, или денежный рынок (валютный, межбанковских кредитов, казначейских векселей, депозитных сертификатов и т. д.).
Инновационный характер экономического развития стимулирует возникновение спроса на новые товары, что объективно влечёт за собой непрерывный процесс образования новых частных рынков, особенно рынка информации и информационных технологий. Это способствует расширению границ рынка, его глобализации. Одновременно усиливается взаимозависимость отдельных его элементов, формируется единая система рынка.
В пространственном отношении рынок подразделяется на местный (локальный), национальный и международный (мировой). При определении пространственных границ рынка большое значение имеют такие факторы, как транспортные издержки; природно-климатические условия; характер товара; однородность вкусов покупателей. Так, рынки скоропортящихся продовольственных товаров и строительных материалов вследствие высоких издержек хранения и транспортировки, как правило, имеют локальный характер. Границы рынка капитала, напротив, значительно шире, что обусловлено унифицированным характером финансовых инструментов, возможностью заключать сделки на значительных расстояниях и в различных часовых поясах в условиях компьютеризации биржевых операций и развития глобальных телекоммуникационных сетей.
Теории рынка
В экономической теории феномен рынка рассматривается прежде всего в рамках проблемы взаимодействия спроса и предложения и формирования единой равновесной цены под влиянием сил конкуренции. Разграничиваются 2 основных аспекта данной проблемы: возможности достижения частичного и общего равновесия. В первом, более простом, случае речь идёт об отдельной области рынка (рынке конкретного товара). Такой рынок считается тем совершеннее, чем свободнее взаимодействие продавцов и покупателей, чем быстрее во всех его частях в одно и то же время устанавливается единая цена на соответствующий товар.
Второй, более сложный, аспект связан с достижением общего равновесия, т. е. равновесия во всей взаимосвязанной системе рынков, предполагающего выравнивание условий экономической деятельности путём перераспределения факторов производства между отраслями экономики. Достижение общего равновесия означает, что ресурсы уже распределились таким образом, что ни один из участников рынка не имеет стимулов к изменению цен и объёмов выпуска.
На поведение рыночных агентов и результативность функционирования конкретных рынков существенное влияние оказывают их структурные особенности: уровень концентрации продавцов и относительные размеры рынка; характер предлагаемого продукта, степень его однородности; условия входа на рынок и выхода с него (наличие или отсутствие барьеров); качество и доступность рыночной информации и др. В зависимости от этих особенностей выделяются различные типы рынков, дифференцированные по уровню развития конкуренции. Базовой, идеальной моделью рынка, обеспечивающей эффективное распределение ресурсов и материальных благ, служит рынок совершенной конкуренции. В свою очередь, рынок несовершенной конкуренции, на котором отсутствует хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, включает такие структуры, как монополия, естественная монополия, олигополия, дуополия, олигопсония, монопсония и монополистическая конкуренция.
Эффективное функционирование рынка возможно лишь в том случае, если отношения между экономическими агентами, возникающие в процессе купли-продажи, институционализируются, т. е. закрепляются соответствующими нормами и правилами, которые регулируют распределение прав собственности, обеспечивают контроль за соблюдением контрактов, предусматривают страхование рисков, гарантируют предоставление необходимой информации, придавая хозяйственным процессам бо́льшую устойчивость и предсказуемость.
В соответствии с институциональным подходом рынок рассматривается как совокупность экономических институтов, обеспечивающих постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ.
Функции в экономике
Рынок выполняет ряд важных социально-экономических функций. Во-первых, через согласование спроса и предложения и формирование равновесной цены происходит распределение ресурсов и материальных благ между различными потребностями и сферами деятельности. Во-вторых, основные параметры (сигналы) рынка (цена, динамика спроса и предложения, уровень процентных ставок, курсы валют и ценных бумаг и т. д.) служат важнейшим источником информации о ситуации в экономике, обеспечивая гибкость и динамизм во взаимной адаптации производства и потребления. В-третьих, механизм рыночной конкуренции способствует повышению качества товаров и услуг, внедрению инноваций, обеспечивает потребителю возможность выбора. В-четвёртых, рынок выявляет общественную полезность товаров и услуг, позволяет оценить, в какой мере индивидуальные издержки каждого товаропроизводителя соответствуют общественным условиям производства.
Действие рыночных сил не всегда обеспечивает эффективное предложение необходимых обществу благ, в этих случаях говорят о провалах или изъянах рынка (от англ. market failures). Провалы рынка возникают вследствие внешних эффектов, ограниченной конкуренции и неполноты информации. Так, внешние эффекты возникают в тех случаях, когда часть издержек или выгод, связанных с производством данного блага, не находит отражения в цене этого блага. Таковы, например, издержки от загрязнения окружающей среды, которые несёт местное население, вынужденное тратить больше денег на медикаменты, или все налогоплательщики, если строительство очистных сооружений финансируется из государственного бюджета.
Самостоятельное значение в экономической теории и хозяйственной практике имеет проблема рынка сбыта (для отдельной фирмы, отрасли, страны в целом). В современной макроэкономике эта проблема рассматривается с точки зрения возможности реализации всего объёма произведённого продукта. Центральное место здесь отводится вопросу о трансформации сберегаемой части совокупного дохода в инвестиции. В соответствии с теорией Дж. М. Кейнса такая трансформация не происходит автоматически, и в силу этого совокупное предложение может превышать совокупный спрос, что проявляется в кризисах сбыта («перепроизводства»). Для противодействия кризисам, согласно Кейнсу, необходима активная политика государства, направленная на стимулирование спроса, в том числе государственного. Тем же целям может служить освоение новых рынков сбыта. На микроуровне эти проблемы решаются путём проведения специальных маркетинговых исследований отдельных рынков, предполагающих изучение потребительского спроса, рекламную разработку продуктов, поиск новых товарных ниш и каналов сбыта, разработку схем организации процесса продвижения продукта к потребителям.
Признание или отрицание способности рынка к саморегулированию является главной методологической предпосылкой в различных позициях современных экономистов. Кризис неокейнсианства и крушение моделей плановой экономики обусловили сдвиг в макроэкономической политике к дерегулированию (либерализации) финансовых и фондовых рынков. В сочетании с информационной революцией это привело к увеличению мирового рынка производных ценных бумаг (деривативов) и мировому финансовому кризису 2008–2009 гг. После этого кризиса во многих странах усилено регулирование финансового рынка.
См. также статью Рыночная экономика.