Макроэкономическая политика
Макроэкономи́ческая поли́тика, деятельность государства по поддержанию макроэкономического динамического равновесия. Макроэкономическая политика государства должна обеспечивать достижение национального консенсуса между различными участниками экономической деятельности, направленной на увеличение реальных доходов населения, рост благосостояния всех социальных групп общества, улучшение качества жизни. При этом участником хозяйственной деятельности является и само государство как собственник, а при достижении консенсуса учитывается экономический интерес различных территорий, особенно в федеративных и конфедеративных государствах. С целью достижения такого консенсуса макроэкономическая политика ориентируется на стабильность цен, высокий уровень занятости и, соответственно, социально приемлемый уровень безработицы, положительное сальдо внешнеторгового баланса, рост валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода. В соответствии с этим макроэкономическая политика включает меры фискального (бюджетно-налогового), денежно-кредитного порядка, а также политику роста уровня реальных доходов, структурных изменений, воздействующих на долгосрочную экономическую динамику, и др.
Представление о необходимости, целях и задачах макроэкономической политики стало формироваться на рубеже 1920–1930-х гг., когда появились первые работы по макроэкономике как специальной научной дисциплине. 1930–1940-е гг. (до окончания Второй мировой войны 1939-1945 гг.) были первым в истории периодом появления и осуществления макроэкономической политики – например, американские программы борьбы с Великой депрессией, программы борьбы с безработицей и её успешное осуществление в Великобритании в годы войны. Второй этап становления макроэкономической политики связан с послевоенным восстановлением экономик стран Западной Европы и осуществлением «плана Маршалла». Одна из главных целей макроэкономической политики в этот период во многих странах – стремление победить инфляцию. На этом этапе кейнсианство стало общепризнанным теоретическим обоснованием стабилизационных и антициклических мер макроэкономической политики. Главными инструментами макроэкономического регулирования становятся бюджетная и денежно-кредитная политика. Во Франции направления государственной политики, связанные с индикативным планированием, базировались на дирижизме и концепции рынка Ф. Перру. Третий этап развития методов макроэкономической политики, когда экономическая система переходила от минимальной к максимальной открытости, начался в связи с формированием международных интеграционных объединений (c конца 1950-х – начала 1960-х и до 1990-х гг.), потребовавшим иного вида координации национальных планов и программ с целями развития интеграционных сообществ, создания наднациональных институтов, проводящих общую политику по отдельным направлениям экономического развития. Так, в компетенции институтов Европейского союза (ЕС) находятся такие вопросы по элементам макроэкономической политики, как общий рынок, таможенный союз, единая валюта, а также общая сельскохозяйственная и рыболовная политика. На этом этапе основополагающие для макроэкономической политики идеи Дж. М. Кейнса были дополнены посткейнсианскими: динамика роста (Р. Харрод и Дж. фон Нейман), теория производства («затраты – выпуск»; В. В. Леонтьев), влияние динамики реальной заработной платы на распределительный процесс (П. Сраффа), модели распределения и цен (М. Калецкий) и др. Этот период также характеризовался пересмотром структуры макроэкономической политики, связанным с кризисом кейнсианской теории и усилением влияния монетаризма и новых неоклассиков. Менялись и методы макроэкономического регулирования в связи с формированием единого валютного пространства в рамках ЕС, значительное влияние на выбор которых оказала теория «оптимальной валютной зоны» Р. Манделла.
Четвёртый, современный этап макроэкономической политики, требующий не только бо́льших усилий от национального правительств, но и использования всё расширяющегося объёма мер макроэкономического регулирования на наднациональном уровне, связан с усилением глобализационных процессов в мировом хозяйстве. Особую значимость специальных наднациональных органов, внедряющих общие цели для группы стран в рамках макроэкономической политики, выявил мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 г., и вызванная им рецессия или даже спад производства в отдельных странах. Кризис показал, что макроэкономическая политика по сохранению рабочих мест и макроэкономическая политика по защите населения от безработицы как взаимосвязанные задачи должны присутствовать в долгосрочной стратегии государства постоянно. В 21 в. особая значимость формирования эффективной макроэкономической политики в условиях глобализации экономической жизни и стремления стран к гармонизации уровней социально-экономического развития связана с потребностью адекватно реагировать на социальные, экологические, экономические и другие вызовы современности и обеспечивать конкурентоспособность национальной экономики.
Основой макроэкономического регулирования считается теория общего равновесия, так как оно направлено на поддержание стабильности в экономике. Современная макроэкономическая политика обычно рассматривается в рамках парадигмы открытой экономики, при различных режимах валютного курса: фиксированного и плавающего. Важность выбора теории для успешности и эффективности макроэкономической политики показывает мировая практика её применения. Вопрос об использовании лишь одной теоретической системы как основы макроэкономической политики остаётся дискуссионным. Ряд экспертов негативно оценивают макроэкономическую политику тех правительств, которые действовали, основываясь на предположении, что норму безработицы можно использовать в инструментальных целях (кривая Филлипса), т. к. в результате такой политики проблема инфляции трансформировалась в проблему стагфляции. Если по поводу эффективности государственной макроэкономической политики существуют значительные расхождения между представителями монетаризма и неоклассического направления, с одной стороны, и кейнсианства – с другой, то важность регулирования государством совокупного предложения признают и кейнсианцы, и монетаристы. В рамках новых представлений о механизмах и целях макроэкономической политики экономической теорией была пересмотрена роль бюджетной политики и её характер – произошло сокращение возможностей её использования как инструмента макроэкономического регулирования. Напротив, роль денежно-кредитной политики и центральных банков в макроэкономической стабилизации значительно возросла. В макроэкономической политике основным средством стимулирования экономической активности в период спада или сдерживания инфляционных тенденций в период подъёма стало изменение процентных ставок. Особенно рельефно их роль как основного, наряду с бюджетным дефицитом, инструмента макроэкономической политики проявилась в 2000-х гг.: во время экономического кризиса 2001–2003 гг. и финансового кризиса 2008 г. К этой же мере (снижению ставок) прибегали монетарные власти многих развитых стран в период пандемии COVID-19.
С 2009 г. и до начала острой фазы пандемии коронавируса основные направления и цели макроэкономической политики в российской экономике определялись Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Среди этих целей – высокие стандарты благосостояния человека, социальное благополучие и согласие, сбалансированное пространственное развитие, конкурентоспособность экономики на мировом уровне, безопасность граждан и общества и др. Новый элемент в долгосрочной стратегии – ориентация политики на такие цели экономического развития, как человеческий капитал и инновационные технологии, признанные решающими в условиях глобализации. С октября 2021 г. основные направления и цели макроэкономической политики изложены в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, разработанном Правительством Российской Федерации.