Фирма
Фи́рма, 1) понятие, используемое в российском гражданском праве для обозначения иностранных коммерческих юридических лиц; 2) синоним понятия «фирменное наименование».
Фирменное наименование – средство индивидуализации коммерческого юридического лица, под которым оно выступает в гражданском обороте. Оно должно быть уникальным, позволяющим идентифицировать обладателя прав на него как субъекта правоотношений.
История права на фирменное наименование, по мнению исследователей, восходит к догосударственной эпохе, когда группам лиц позволялось сообщать свои отличительные признаки; позднее закрепляется в законах Хаммурапи, Солона и других; специальные нормы включаются в акты гражданского и торгового права, затем сближаются с системой охраны иных средств индивидуализации, в первую очередь клейм (товарных знаков).
Фирменное наименование должно содержать указание на организационно-правовую форму правообладателя (корпус фирмы) и состоять не только из слов, обозначающих род деятельности в его оригинальной (фантазийной) части. Фирменное наименование должно не только идентифицировать правообладателя, но и не вводить в заблуждение потенциальных контрагентов и потребителей. В фантазийной части запрещено использовать наименования органов государственной власти, международных и общественных организаций, она не должна быть тождественной или сходной до степени смешения с уже зарегистрированным фирменным наименованием другого лица, содержать обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Фирменное наименование используется на бланках, в объявлениях и в рекламе, на товарах или их упаковках, в сети Интернет. Полное наименование или его отдельные элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащих ему коммерческого обозначения, товарного знака или знака обслуживания. Наименование фирмы (полное и сокращённое) указывается в учредительных документах юридического лица и в большинстве государств подлежит регистрации, хотя в соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности 1883 г. фирменное наименование охраняется без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.
Исключительное право на фирменное наименование предполагает возможность правообладателя использовать его любым не противоречащим закону способом. Распоряжение этим исключительным правом, в том числе его отчуждение или предоставление другому лицу права использования, не допускается.