Валютный режим
Валю́тный режи́м, порядок правового регулирования валютных отношений, определяемый государственной валютной политикой. Включает в себя систему норм, закрепляющих правила совершения валютных операций, правовое положение участников валютных операций, органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля, правила проведения валютного контроля и применения мер принуждения в данной сфере.
Валютный режим характеризует валютный правопорядок в государстве. Изучение российского и зарубежного опыта регулирования валютных отношений позволяет выделить три основных валютных режима:
1. Либеральный режим (режим свободно конвертируемой валюты) предполагает минимальное вмешательство государства в рыночные отношения: его роль сводится к определению правил игры на валютных рынках, а также разрешению возникающих споров. Данный режим в первую очередь основывается на принципе свободы рынка. В целом отношение к валютному регулированию и валютному контролю в рамках данного режима отрицательное – предполагается, что рынок должен регулировать себя сам, капитал следует перемещать свободно, а контрагенты самостоятельно решают, в каком порядке они будут производить расчёты. При таком режиме валютные ограничения и валютный контроль становятся синонимами – посредством ограничений государство контролирует валютные операции организаций и физических лиц. Валютное регулирование не выделяется в качестве самостоятельного направления публичной деятельности государства – регулирование курса национальной валюты осуществляется в рамках денежно-кредитной политики преимущественно посредством мер экономического характера. Данный режим установлен в странах Северной Америки и Европейского союза (ЕС).
2. Протекционистский режим (режим валютных ограничений) – валютное регулирование и валютный контроль воспринимаются в качестве необходимой и допустимой меры защиты национальной экономики. Ограничивая отдельные валютные операции, государство действует в публичном интересе, обеспечивая устойчивость денежной системы страны, стабильность национальной валюты. Валютные ограничения и валютный контроль (надзор) разграничиваются. Валютный надзор выступает в качестве направления публичной деятельности уполномоченных государством субъектов по проверке законности валютных операций организаций и физических лиц, выполнения обязательств перед государством в иностранной валюте и т. д. Рассматриваемый режим действует в Китае, Индии, ЮАР, Казахстане, Белоруссии, Армении, а также ряде иных стран.
3. Режим валютной монополии – может быть рассмотрен в качестве крайней степени протекционизма, когда государство запрещает совершение валютных операций частными лицами. Валютные операции совершаются лишь отдельными государственными органами и организациями, подавляющая часть валютных активов консолидируется в государственных фондах денежных средств. Данный режим не предполагает осуществление валютного контроля в собственном смысле: проверка соблюдения валютного законодательства осуществляется правоохранительными органами, а наказание – посредством применения мер уголовного характера. Указанный режим характерен для стран с плановой экономикой и применялся в СССР, а также в Китае до начала периода проведения политики реформ и открытости.
Применение одного из вышеперечисленных режимов предопределяется господствующими экономическими отношениями, состоянием национальной экономики, стабильностью национальной валюты, а также рядом иных факторов. Исходя из этого можно сделать вывод, что валютная политика, в частности вопросы применения или отмены валютных ограничений, их усиления или ослабления, должны предопределяться объективными факторами и иметь под собой экономическое обоснование. Валютное регулирование и валютный контроль должны служить эффективным инструментом проведения валютной политики, а не создавать необоснованные препятствия для физических лиц и организаций. Однако и отмену валютных ограничений не следует рассматривать в качестве самоцели. Таким образом, валютное регулирование и валютный контроль должны служить публичным интересам, соответствовать текущей экономической ситуации и отвечать вызовам времени.
История свидетельствует, что в большинстве стран мира с течением времени происходит постепенное ослабление валютных ограничений, т. е. либерализация валютного режима. Меры валютного контроля начали широко применяться западными странами 100 лет назад, во время Первой мировой войны 1914–1918 гг. и в послевоенный период. В последующем страны Западной Европы стали постепенно отменять валютные ограничения. Как отмечает П. Петит, «в первой половине 1980-х годов – период, характеризующийся либерализацией движения капитала – только США, Швейцария, Британия (с 1979 года) и Федеративная Республика Германия (с 1984 года) допускали свободное движение капитала. Япония, которая применяла жёсткие меры валютного контроля до конца 1970-х гг., перешла к постепенной либерализации, толчок к которой дали переговоры США и Японии в 1984 году. В то же время Франция, Италия и Бельгия, стремившиеся к повышению конвертируемости (валюты. – А. С.), сохранили некоторые ограничения, связанные с движением капитала» (Petit. 1987. P. 207). Образование Европейского союза потребовало проведения согласованной денежно-кредитной и валютной политики странами-участницами. Одним из важнейших принципов ЕС стала свобода движения капитала, которой сложно добиться в условиях валютных ограничений.
В то же время существуют и обратные примеры. Например, опыт Исландии, которая в октябре 2008 г. была вынуждена ограничить трансграничные переводы капитала в иностранной валюте. Вследствие финансового кризиса, который привёл к банкротству трёх крупнейших банков страны (Landsbanki, Kaupthing и Glitnir), Центральный банк Исландии был вынужден ввести контроль за движением капитала. Как показало время, указанные меры были в полной мере оправданными – в совокупности с другими предпринятыми шагами они привели к стабилизации национальной экономики. Это в свою очередь стало основанием для постепенной либерализации валютного режима.
На сегодняшний день меры валютного регулирования и валютного контроля в привычном для российского законодательства смысле не закрепляются в странах Северной Америки, Западной и Восточной Европы, входящих в ЕС, а также в ряде других государств. Однако это не означает, что в вышеперечисленных странах государство полностью отказывается от регулирования валютных отношений. В частности, это касается ограничений на расчёты иностранной валютой, правил ввоза-вывоза валюты и т. д.
Таким образом, можно заключить, что в процессе эволюции валютная политика любого государства претерпевает изменения в зависимости от степени экономического развития отдельно взятой страны (Артемов. 2014. С. 30–57). В периоды экономических кризисов или тотального администрирования экономики государства традиционно придерживаются политики валютной монополии, целью которой является недопущение на внутренние денежные рынки иностранных, более устойчивых валют, которые с очевидностью вытеснят национальную валюту, нанеся ущерб системе денежного обращения страны. Денежная единица таких государств может обращаться только в рамках собственного государства и является замкнутой валютой.
В периоды выхода из кризисов или в переходные к рынку периоды наблюдается устойчивая тенденция к отходу от политики валютной монополии. Обычно для таких этапов характерно стремление государства к интеграции в общемировой рынок, следствием чего является необходимость либерализации валютного законодательства путём отхода от политики валютной монополии, допуска иностранных валют на внутренние денежные рынки. Однако очевидно, что в связи с тем, что внутренняя валюта продолжает оставаться слабой и неустойчивой, государство с целью создать режим наибольшего благоприятствования для собственной денежной единицы, а также поддержания её устойчивости на необходимом уровне, несмотря на отмену валютной монополии, объективно вынуждено вводить те или иные валютные ограничения и осуществлять на должном уровне контроль за их применением. При этом собственная валюта государств этой группы постепенно эволюционирует из замкнутой в ограниченно конвертируемую, т. к. может уже использоваться в процессе международных расчётов.
Наконец, государства, чья экономика находится на подъёме, постепенно отказываются от политики наличия валютных ограничений, поскольку они, сыграв свою объективную роль в период стабилизации, становятся в дальнейшем тормозом, мешая процессу свободного мигрирования капиталов. Национальная денежная единица таких стран, достигая устойчивости и стабильности, выходит на общемировой рынок и становится свободно конвертируемой валютой. Однако потенциально и для этой группы стран не исключены временные экономические затруднения, в связи с чем их валютная политика вновь может обратиться к использованию традиционных механизмов валютных ограничений.
Современное мировое сообщество представляет собой совокупность стран, экономика которых находится на разных ступенях развития. В этой связи в разных странах возможно сочетание черт различных валютных режимов. Таким образом, валютный режим конкретной страны не может рассматриваться как окончательное и застывшее явление – он находится в процессе постоянного диалектического циклического эволюционирования, плавно перетекая из одного в другой в зависимости от экономической, политической, демографической и других ситуаций в стране. Наличие того или иного режима в чистом виде – явление идеальное, но лишь теоретически возможное. Практически же возможно пересечение режимов на территории государства, т. е. наличие элементов одновременно двух режимов.
На сегодняшний день валютным законодательством Российской Федерации, в частности Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», устанавливается протекционистский режим, выражающийся в установлении, применении и контроле за применением системы валютных ограничений, а также мер принуждения (включая юридическую ответственность) в случае их ненадлежащей реализации.