Международные резервы
Междунаро́дные резе́рвы (резервные активы) (англ. international reserves, reserve assets), внешние активы органов денежно-кредитного регулирования страны, используемые для международных расчётов.
Международные резервы: общая информация
Структура и состав международных резервов
Согласно определению Руководства по платёжному балансу и международной инвестиционной позиции Международного валютного фонда (МВФ), к резервным активам относятся внешние активы, которые имеются в свободном распоряжении органов денежно-кредитного регулирования и контролируются ими в целях удовлетворения потребностей в финансировании платёжного баланса, проведения интервенций на валютных рынках для оказания воздействия на валютный курс и в других соответствующих целях (таких как поддержание доверия к валюте и экономике, а также в качестве основы для иностранного заимствования). Резервные активы включают следующие компоненты: монетарное золото (в том числе золото в слитках и обезличенные золотые счета нерезидентов, которые представляют собой требование к оператору счёта поставить золото), специальные права заимствования, резервную позицию в МВФ, прочие резервные активы (наличную валюту и депозиты; требования к органам денежно-кредитного регулирования; требования к прочим институциональным единицам; ценные бумаги, включая долговые ценные бумаги, а также инструменты участия в капитале и паи/акции инвестиционных фондов; производные финансовые инструменты; прочие требования).
Международные резервы при различных режимах валютного курса
В рамках системы фиксированных курсов валют (например, Бреттон-Вудская система, функционировавшая в 1944–1975) органы денежно-кредитного регулирования берут на себя обязательство поддерживать определённый курс национальной валюты по отношению к иностранной валюте (или корзине иностранных валют). Если курс национальной валюты выходит или угрожает выйти за рамки установленного диапазона в сторону понижения, то органы денежно-кредитного регулирования покупают национальную валюту за счёт международных резервов, если он отклоняется от цели в сторону повышения – они покупают иностранную валюту, пополняя международные резервы. В современных условиях (Ямайская валютная система, принятая в 1976) курс валют более чем 60 стран, включая большинство крупнейших экономик мира, является плавающим, т. е. изменяется под влиянием спроса и предложения на рынке. При таком режиме международные резервы могут быть использованы для сглаживания колебаний валютного курса. В то же время возможны промежуточные курсовые режимы (установление коридора курсовых колебаний, верхней или нижней границы курса, «скользящей привязки» и т. д.). В таких случаях международные резервы могут использоваться для поддержания необходимых пределов и темпов изменений курса.
Критерии достаточности международных резервов
Традиционно используются следующие критерии достаточности международных резервов: возможность оплачивать импорт товаров и услуг в течение трёх месяцев; возможность осуществлять выплаты по внешнему долгу в течение предстоящего года (критерий Гвидотти, предложен аргентинским экономистом П. Гуидотти); сумма оплаты трёхмесячного импорта и платежей по внешнему долгу в течение предстоящего года (критерий Редди, предложен индийским экономистом В. Редди). Данные критерии направлены на то, чтобы страна могла иметь достаточно иностранной валюты для исполнения своих внешних обязательств. Однако при оценке значения этих критериев необходимо иметь в виду, что, с одной стороны, страны, валюта которых является свободно конвертируемой, могут осуществлять внешние расчёты собственной валютой, не используя международные резервы, а с другой стороны, ряд государств стал блокировать по политическим мотивам использование своей валюты, в том числе накопленных другими странами международных резервов.
Международные резервы в российской экономике
Международные резервы (резервные активы) Российской Федерации представляют собой высоколиквидные иностранные активы, имеющиеся в распоряжении органов денежно-кредитного регулирования страны – Банка России и Правительства Российской Федерации. Они состоят (по состоянию на 2022) из монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и прочих резервных активов.
Монетарное золото определяется как принадлежащие Банку России и Правительству Российской Федерации стандартные золотые слитки и монеты, изготовленные из золота с пробой металла не ниже 995/1000. В эту категорию включается как золото в хранилище, так и находящееся в пути и на ответственном хранении, в том числе за границей. Золото на обезличенных золотых счетах (золотые депозиты), представляющее собой требования к нерезидентам, включается в состав категории «монетарное золото».
Специальные права заимствования представляют собой резервные активы, созданные МВФ для пополнения резервов государств – членов МВФ. СДР распределяются между странами пропорционально их соответствующим квотам и находятся на счёте страны в Департаменте СДР Фонда.
Резервная позиция в МВФ представляет собой сумму позиции по резервному траншу (валютной составляющей квоты Российской Федерации в Фонде) и требований страны к МВФ в рамках Генеральных соглашений о займах и Новых соглашений о заимствованиях.
В категорию «прочие резервные активы» входят наличная иностранная валюта; остатки средств на корреспондентских счетах; депозиты с первоначальным сроком погашения до 1 года включительно в иностранных центральных банках, в Банке международных расчётов и кредитных организациях – нерезидентах; долговые ценные бумаги, выпущенные нерезидентами; кредиты, предоставленные в рамках сделок обратного РЕПО, и прочие финансовые требования к нерезидентам с первоначальным сроком погашения до 1 года включительно.
Ценные бумаги, переданные контрагентам в рамках операций займов ценных бумаг, учитываются в составе международных резервов, в то время как ценные бумаги, служащие обеспечением по сделкам РЕПО, исключаются из резервов. Ценные бумаги, полученные в качестве обеспечения по сделкам обратного РЕПО или займов ценных бумаг (полученные в обмен на другие ценные бумаги), не включаются в состав международных резервов.
Финансовые требования Банка России и Правительства Российской Федерации к резидентам, выраженные в иностранной валюте, в состав международных резервов Российской Федерации не включаются.
Операции учитываются на дату валютирования с учётом начисленных процентов. На соответствующие отчётные даты резервные активы оцениваются по текущим валютным курсам и рыночным ценам. Пересчёт в доллары США осуществляется на основе официальных обменных курсов иностранных валют к российскому рублю и учётных цен на золото, устанавливаемых Банком России и действующих по состоянию на отчётную дату.
Банк России в настоящее время (с ноября 2014 по сентябрь 2022) не устанавливает целей по курсу национальной валюты или темпам его изменения. В то же время он может принимать меры по сглаживанию колебаний курса в целях обеспечения финансовой стабильности. Резервные активы необходимы Банку России для проведения интервенций в случае возникновения угроз для финансовой стабильности.
Применительно к резервным активам Банка России в иностранных валютах и золоте используется также термин «золотовалютные резервы Банка России» [данный термин зафиксирован в Федеральном законе от 10 июля 2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»]. В настоящее время резервные валютные активы Банка России включают государственные и негосударственные долговые ценные бумаги иностранных эмитентов; депозиты и остатки на счетах ностро; средства, инвестированные по сделкам обратного РЕПО; чистую позицию Российской Федерации в МВФ, а также иные права требования к контрагентам по заключённым сделкам. Указанные инструменты номинированы в иностранных валютах и СДР. Активы Банка России в золоте состоят из монетарного золота, хранящегося на территории Российской Федерации.
Средства суверенных фондов и международные резервы
Часть средств суверенных фондов Российской Федерации, номинированная в иностранной валюте и размещённая Правительством Российской Федерации на счетах в Банке России, которая инвестируется Банком России в иностранные финансовые активы, фактически является составляющей международных резервов Российской Федерации.
До введения санкций иностранных государств в 2022 г. в российской экономике действовало бюджетное правило, в соответствии с которым дополнительные нефтегазовые доходы (доходы при цене на нефть свыше установленного уровня) перечислялись в Фонд национального благосостояния (ФНБ) – суверенный фонд Российской Федерации, управляемый Минфином России в порядке, утверждённом Правительством Российской Федерации. Минфин России осуществлял покупку иностранной валюты у Банка России, а при расходовании средств Фонда национального благосостояния – продажу Банку России. Банк России, со своей стороны, осуществлял покупку или продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в эквивалентном объёме. Поскольку средства ФНБ в иностранной валюте являются частью международных резервов Российской Федерации, превышение ценами на нефть установленного предела предполагало увеличение международных резервов Российской Федерации (до достижения того объёма ФНБ, сверх которого законодательство разрешало его расходовать), а снижение этих цен ниже установленного предела – их уменьшение. После введения иностранных санкций действие бюджетного правила было приостановлено.
Санкции на международные резервы
В 2022 г. заморозка недружественными государствами российских международных резервов в валютах соответствующих государств (долларах США, евро, иенах, канадских, австралийских и сингапурских долларах и швейцарских франках) ограничила возможности Банка России по стабилизации валютного рынка посредством валютных интервенций. В этих условиях для стабилизации ситуации на финансовом рынке и экономики в целом были введены ограничения на движение капитала. По мере снижения рисков для финансовой стабильности ограничения на движение капитала постепенно смягчались, чтобы снизить барьеры для ведения предприятиями внешнеэкономической деятельности.