Конкурентоспособность
Конкурентоспосо́бность, уровень готовности к состязанию за право преимущественного удовлетворения конкретной общественной потребности. Дефицитное право стать субъектом (объектом) сделки взаимоисключающе оспаривается конкурентами на различных видах рынков – труда, производителей, поставщиков товаров (услуг), покупателей, инвестиций, рынке технологий и разработок и т. п. Конкурентоспособность – характеристика относительная. Она формируется на стадиях проектирования, производства, доставки и сервисного обслуживания, но проявляется только в сфере товарного обращения. Структуру конкурентоспособности применительно к конкретному субъекту (объекту) определяет ответная реакция конкретного рынка. Конкурентоспособность непрерывно изменяется и имеет неодинаковое содержание в разных условиях, в разное время и на различных рынках. Содержание конкурентоспособности (или неконкурентоспособности) в конкретной ситуации определяется только содержанием удовлетворяемой (или неудовлетворяемой) общественной потребности на данном отраслевом рынке: один и тот же товар (с неизменными качественными характеристиками), успешно конкурирующий на одном рынке, часто оказывается на другом рынке неконкурентоспособным.
Субъектом сделки выступает контрагент (производитель, поставщик, коммерческий посредник, промежуточный или конечный потребитель) по договору. Понятие конкурентоспособности субъекта основывается на сложном сочетании его стиля мышления, воли, знаний, навыков, принципов, мотивов, средств, методов, форм ведения дел, а также имеющейся у него доли на конкурентном рынке. Такие сочетания способностей, используемых ресурсов и соответствующих им технологий для создания и продвижения на рынок «новаторского» продукта (товара или услуги) носят название ключевых компетенций. В условиях постоянных изменений высокая конкурентоспособность проявляется лишь там и тогда, где и когда субъект оказывается в состоянии превратить свои ключевые компетенции в ограниченные (по месту и времени своего существования) конкурентные преимущества. Последние проявляются в оптимизации затрат, дифференциации продукта по качеству и цене, организации и качестве работы коммерческих структур и используются как с целью превышения среднеотраслевой нормы прибыли и привлечения новых потребителей, так и для обеспечения платёжеспособности своих собственных потребностей в товарах и услугах. Для постоянного повышения конкурентоспособности необходимо: а) своевременно преобразовать адекватные общественным потребностям идеи и ключевые компетенции в процесс производства товара, отвечающего требованиям рынка; б) реализовать такой товар и обеспечить его послепродажное обслуживание; в) получить прибыль; г) реинвестировать нераспределённую прибыль в поиск новых способов конкурирования, в непрерывное развитие своих ключевых компетенций. Для субъекта сделки способность конкурировать сегодня прямо пропорциональна количеству и качеству нововведений, внедрённых им вчера. Конкурентоспособность субъекта представляет собой центр пересечения (или столкновения) интересов проектировщиков, производителей, поставщиков, посредников и потребителей и обусловлена избранной им стратегией достижения конкурентных преимуществ (диверсификацией, снижением издержек, фокусированием, интеграцией). Реализуемость цели обеспечивается: умением оценить (сформировать) потенциальный спрос, обоснованно проектировать и создавать новый продукт; экономической эффективностью, с которой распределяются ресурсы и применяются ключевые компетенции для роста производительности труда в нужное время на верно выбранном рынке.
Реальная конкурентоспособность объекта устанавливается только на рынке и определяется степенью соответствия параметров конкретного объекта параметрам конкретной платёжеспособной потребности; она оценивается через эффективность потребления объекта. На формирование конкурентоспособности объекта сделки влияет ряд факторов: уровень маркетингового обеспечения удовлетворения потребностей (т. н. комплекс маркетинга); имеющаяся доля рынка и особенности потребителей; технический уровень товара; степень соответствия требованиям потребителей и качество продукции); цена товара, условия, сроки платежей и поставки; сертификация продукции; количественные, комплектационные, параметрические, гарантийные и сервисные характеристики. В связи с тем, что только конкурентоспособный товар может удовлетворить потребность конкурентоспособного потребителя, такой товар, как правило, не может поставляться неконкурентоспособным продавцом или приобретаться неконкурентоспособным покупателем.
Анализ и оценка конкурентоспособности (т. е. привлекательности для потребителя) субъекта (объекта) сводятся к сравнению отношения потребителей к потенциальному субъекту (объекту) данной сделки и к субъектам (объектам) конкурентам.